Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Пакистанская армия: вызовы современности и программа мира

Н.А. Замараева

14 августа с.г. генерал Ашраф Первез Кияни, начальник штаба сухопутных войск Исламской Республики Пакистан, выступил с речью на параде в Военной академии в честь 65-й годовщины Дня независимости Исламской Республики Пакистан.

Публичное обращение к слушателям академии можно было бы охарактеризовать как традиционное, если бы не несколько обстоятельств. Выступление носило напутственно-прощальный характер (в марте 2013 г. генерал выходит в отставку). Он кратко характеризовал социально-политическую и экономическую ситуацию в стране, позволил себе высказать обоснованную им критику в адрес современной гражданской администрации, судебной власти, но главное не в этом. Он выделил те вызовы, с которыми могут столкнуться народ и власти Пакистана в случае пренебрежения к урокам прошлых лет. Главное — осознание вызова, который брошен Пакистану современностью: «...основная проблема, которая стоит перед нами, — сохранение национальной целостности и единства».

Четыре основных вопроса, которых коснулся генерал А.П. Кияни: ислам, гражданское общество, терроризм, армия.

Три социальных института Пакистана: ислам, гражданское общество, армия, писали и пишут историю страны, от их взаимодействия зависела и зависит ее судьба. Ослабление/ усиление одного из них, индивидуальное прочтение закона или отступление от закона, эгоистичная трактовка ислама и т.д. порождают разбалансировку государственной системы, гражданские войны, слабость перед натиском внешнего давления, экстремизм, терроризм и т.д.

Характеризуя современную социально-политическую и экономическую ситуацию в стране, когда, по заявлению А.П. Кияни, «...главными заботами простого человека в Пакистане являются нестабильная экономическая ситуация, коррупция и распад ряда коммунальных услуг...», генерал подчеркнул, что ослабление государственной структуры, демократических институтов стало причиной дестабилизации социально-политической жизни общества. Поэтому «...сегодня мы живем в решающие моменты нашей истории. Разочарование, отчаяние, религиозный фанатизм, политический разлад и раздор проникают в нашу жизнь. В результате силы, враждебные нашей родине, воспользовались нашей внутренней слабостью и неуверенностью...»

Три ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) оказались, по его мнению, не в состоянии ответить на вызовы современности. «Гражданская администрация не в состоянии управлять пострадавшими районами без помощи армии. Это может занять некоторое время, но это должно оставаться нашей конечной целью... С 2001 г. многие страны мира разработали специальные законы о борьбе с терроризмом. К сожалению, наш прогресс в достижении такого законодательства продвигается очень медленно... важно, чтобы люди соблюдали Конституцию и законодательство страны. Ни одно государство не может позволить себе параллельную систему управления и милиции...» В данном случае речь идет об Указе президента Асифа Али Зардари, подписанном в марте 2009 г., о введении законов шариата в районах Свата и Малаканда тогдашней Северо-Западной пограничной провинции (ныне — Хайбер-Пахтунхва). При этом в указанных районах параллельно продолжали функционировать светские суды. Указ был подписан под давлением местного Движения за установления шариата/ДУШ, возглавляемого мауланой Суфи Мухаммадом. Вскоре вооруженные отряды его сторонников с оружием в руках предприняли попытки ввести нормы шариата в административную и судебную систему района; спустя три недели, собрав значительное количество боевиков, они двинулись во внутренние районы страны, на Исламабад. Армия ответила локальной военной операцией. Суфи Мухаммад бежал в Афганистан. В течение последующих лет несколько раз официально объявлялось о ликвидации боевиков в области, однако до настоящего времени в Свате и Малаканде отмечаются отдельные столкновения с федеральной армией (150 км от столицы страны, Исламабада).

Боевой генерал А.П. Кияни признает былые просчеты. «...У всех нас есть доля вины за наше прошлое, намного больше, чем у других. Но ни одна страна не продвинулась вперед, не оплакивая прошлое».

Одну из причин «внутреннего ослабления общества» генерал А.П. Кияни видит в усилении экстремизма в стране. «Сегодня экстремизм и терроризм представляют серьезную проблему... Мы можем утверждать, что эта угроза — не плод наших решений. Для нас важно четко понимать, что такое экстремизм и терроризм. Неправильные представления об этих двух терминах могут оказаться катастрофическими и привести к расколу страны... Любое лицо, которое считает, что его мнение представляет собой окончательный вердикт, выражает экстремизм. Идеальный или универсальный интеллект принадлежит Аллаху.., экстремизм становится вопиющим тогда, когда один человек не только настаивает на окончательном личном мнении, но и пытается навязать его другим. Более того, если следовать его мнению и использовать оружие, то экстремизм перерастает в терроризм...»

Определения экстремизма и терроризма написаны самой судьбой генерала А.П. Кияни. Именно в период, когда он возглавлял военный корпус в Равалпинди (город-спутник Исламабада, место расположение штаб-квартиры сухопутных войск), были предотвращены два покушения на тогдашнего пакистанского лидера генерала П. Мушаррафа в декабре 2003 г. Именно он возглавлял Межведомственную разведку страны с октября 2004 по октябрь 2007 г., в один из сложных периодов в истории страны, период активизации афганских боевиков и пакистанских повстанцев в агентствах Южный Вазиристан и Северный Вазиристан в пакистано-афганском пограничье и в северных районах провинции Белуджистан. В тот период, когда волны атак террористов-смертников захлестнули Территорию племен федерального административного управления/ТПФУ. Именно А.П. Кияни принимал участие в разработке превентивных локальных военных операций в регионе и переговорном процессе, направленном на заключение мирных соглашений с боевиками и лидерами движения Талибан Пакистана с 2002 по 2007 гг.

Осознание опасности (военной и социальной) усиления активности боевиков во внутренних районах страны и неспособности гражданских властей ответить на вызов современности (события апреля 2009 г.) и оказалось деструктивным для государства. «Пакистан, — считает генерал А.П. Кияни, — ведет сегодня войну против экстремизма и терроризма; именно эта война разделила общество; и далее, что является наиболее опасным, именно война против экстремизма и терроризма разожгла гражданскую войну в стране».

Выходом из сложившейся ситуации, адекватным ответом, по мнению генерала, является объединение усилий армии, народа и власти. «Война против экстремизма и терроризма — это не только война армии, но и всего народа. Мы как нация должны единым фронтом выступить против этой угрозы. Успех армии зависит от воли и поддержки народа. Поэтому армия и народ несли большие жертвы… самая сложная задача для любой армии — борьба за свой народ. Это всегда делается в крайнем случае. Нашей конечной целью является мир в этих областях, чтобы люди могли жить нормальной жизнью... Мы добьемся успеха только тогда, когда будем готовы объединиться и продемонстрировать желание принять вызов». В словах генерала содержится призыв к гражданской власти отряхнуться от политических дрязг и бесконечных судебных процессов и осознать наконец, перед какой пропастью стоит страна.

Ислам, народ и армия для генерала А.П. Кияни — неотделимы друг от друга. «Пакистан не был создан лишь в качестве географического объекта. Пакистан в первую очередь должен был стать идеальным исламским государством всеобщего благосостояния, цель которого — демонстрация золотых постулатов ислама, являющихся основой современного толерантного общества. Общества, в котором не только мусульманам, но и меньшинствам будут предоставлены гарантии безопасности жизни, имущества и свободы вероисповедания. Эти положения в современных условиях остаются незавершенной повесткой дня 1947 г. …Мы правоверные мусульмане, без каких-либо оговорок. Это важная часть нашей веры... Мы должны также помнить, без сомнения, что Пакистан был создан во имя ислама. Никто не может отделить ислам от Пакистана».

Таким образом, основными причинами призыва к «сохранению национальной целостности и единства» Пакистана, по мнению генерала А.П. Кияни, являются слабая гражданская власть и, как следствие, хозяйственный разлад, недальновидное судейское сообщество, всплеск экстремизма, гонения на религиозные меньшинства, давление внешнего фактора и т.д.

Адекватным ответом вызовам современности, по мнению боевого генерала А.П. Кияни, является «направление наших усилий на стабилизацию внутреннего фронта».

«Наше поколение обязано оставить сильный и процветающий Пакистан для будущих поколений. Мы будем выполнять эту обязанность для наших детей, независимо от цены, которую необходимо заплатить. Это необходимо для нас, чтобы понять свою ответственность и веру в то, что мы можем сделать это. У меня нет сомнений, что страна имеет потенциал для достижения этой цели. Мы должны решать свои собственные проблемы. Никакая внешняя сила не может сделать это за нас».

Начало