Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Экономика Пакистана на современном этапе

С.Н.Каменев

Состояние национального хозяйства Пакистана в настоящее время можно охарактеризовать как весьма сложное, но относительно стабильное, хотя и легко поддающееся даже небольшому негативному воздействию извне, что может вызвать быстрый переход от слабой стабильности к очевидной нестабильности. Об этом свидетельствуют как итоги завершившегося 2011/12 финансового года, так и проведенный независимыми экспертами в июле-августе с.г. анализ официальной информации о положении в экономике страны в 2011/12 финансовом году /1/.

Есть основания полагать, что основные макроэкономические показатели, представленные в Обзоре экономики Пакистана за 2011/12 год, в целом соответствуют истине, и если завышены (что является вполне естественным как для Пакистана, так и для большинства государств с доходом на душу населения ниже среднего – по классификации Всемирного банка), то незначительно. Темпы экономического роста составляют, как утверждают авторы этого главного экономического документа страны, ежегодно готовящегося в Министерстве финансов Пакистана, 3.7% (по нашему мнению они не превышают 3.5%), в то время как по плану предполагалось достичь как минимум 4.2% роста ВВП. Для того, чтобы подчеркнуть не такой уж незначительный рост ВВП составители указанного Обзора параллельно приводят информацию о прогнозе МВФ на 2012 г. для ведущих развитых государств – в США 2.1%, Великобритания 0.8%, страны Евросоюза – снижение на -0.3% и Япония - рост в размере 2%, что по замыслу руководства министерства финансов должно повысить экономический статус Пакистана, «упуская» при этом из виду тот факт, что прирост ВВП на доли процента в этих государствах - это миллиарды долларов, что никак не сравнимо с процентами экономического роста в Пакистане.

Увеличение сельскохозяйственного производства составило 3.1% (по плану – 3.4%; в 2010/11 г. рост агросферы по утверждению пакистанских официальных лиц был на уровне 2.4%), а промышленности – 3.6% (в предыдущем финансовом году этот показатель был на уровне 3.1%); но, говоря об индустриальном секторе экономике, следует сделать оговорку, поскольку указанный рост этой сферы национального хозяйства был достигнут в основном за счет увеличения добавленной стоимости в мелком промышленном производстве (7.5%), в то время как рост крупного промышленного производства был крайне незначительным – лишь 1.1%, что практически означает застой в современных, технологически развитых отраслях индустрии /2/.

Некоторая сложность оценки состояния национального хозяйства Пакистана на современном этапе заключается в том, что официальная статистика страны определяет конкретную ситуацию в экономике в том или ином завершившемся финансовом году исходя не из 12-ти месяцев, а лишь 9-ти, т.е. за период с июля данного календарного года по март следующего года, что означает, что из расчетов экономических показателей выпадают 3 месяца, а именно - апрель-июнь того или иного финансового года. Правда, пакистанские статистические органы в своих таблицах отмечают, что цифры являются предварительными (Provisional). Следующий статистический показатель, уже в следующем финансовом году фигурирует как «пересмотренный» (Revised), и лишь по прошествии 2-3 лет появляются т.н. «реальные» данные (Actual). Поэтому в настоящей статье мы еще раз подчеркиваем, что приведенные цифровые данные почерпнуты из официальной национальной статистики и являются предварительными.

Кроме того, нельзя не упомянуть и о несовершенстве статистической службы в Пакистане, несмотря на целый ряд мер, принятых в последние годы в этой области и направленных на развитие макроэкономической статистики /3/.

В этой связи хотелось бы привести пример несовершенства демографической статистики, о чем может свидетельствовать, в частности, информация о численности населения в стране в последние годы. Так, по оценкам пакистанских экспертов-демографов, сделанных специально для подготовки 10-го «Народного пятилетнего плана на 2010-2015 гг.» (“The 10th Five Year People’s Plan 2010-15”) численность населения страны составляла на 1 июля 2010 г. 173.51 млн человек. А приводимая в том же официальном издании правительства Пакистана “Pakistan Economic Survey 2009-10” (являющемся практически главным официальным документом о ежегодном состоянии экономики страны и выходящим в свет в течение уже многих десятилетий) информация о населении Пакистана, но подготовленная уже американскими специалистами, свидетельствовала, что его численность составляла тогда 177.1 млн человек. Параллельно в том же издании отмечалось, что эксперты Департамента демографии ООН в 2008 г. прогнозировали на 2010 г. совсем уж иную цифру – 184.75 млн человек /4/.

Надо сказать, что явное несовершенство демографической, в частности, статистики отмечали и пакистанские, и международные эксперты-демографы. По мнению руководителя экономического отдела одной из ведущих пакистанских газет «Dawn», темпы прироста численности населения страны в первом десятилетии XXI в. (2.05% в среднем в год) явно занижены, и по состоянию на 1 июля 2011 г. численность населения страны заметно превышала официальную оценку в размере 177 млн человек /5/. Мы уже не говорим здесь от том, что перепись населения Пакистана, намеченная на август-сентябрь 2011 г., так и не была проведена, причем отмена (точнее, откладывание на 3 года) по причине наводнения в июле-августе 2011 г. в Синде и Белуджистане была объявлена еще за 2 месяца до этого события, так что этот фактор никак не мог повлиять на принятое решение о переносе сроков проведения переписи.

И еще несколько слов о демографической ситуации в стране.

Хотя общая перепись численности населения в 2011 г. не была проведена, однако в марте указанного года в Пакистане была проведена перепись домовладений, которая намного точнее, нежели простая экстраполяция численности населения страны после переписи 1998 г. может предоставить такую информацию. В результате предварительной обработки итогов переписи домовладений демографы пришли к выводу, что численность населения страны в 2011 г. составляла реально 192 млн человек, что означает среднегодовой прирост после переписи населения в 1998 г. в размере 3%(!), но вовсе не 2%, как это утверждали пакистанские официальные органы на протяжении всего первого десятилетия XXI в. /6/. Такого же мнения придерживается один из наиболее известных пакистанских экономистов Шахид Джавед Бурки, считающий, что население Пакистана в 2012 г. приблизилось к отметке в 200 млн человек /7/. В конечном итоге, это означает, что все расчеты экономических параметров на душу населения были существенны завышены, в первую очередь доход на душу населения, который в 2012 г. достиг, по утверждению сотрудников Министерства финансов Пакистана, 1372 долл. /8/. Хотя в действительности, с учетом новых демографических данных этот показатель реально едва превышает 1 тыс. долларов.

Несколько улучшилась ситуация в аграрной сфере по сравнению с предыдущим, 2010/11 финансовым годом - рост добавленной стоимости составил в 2011/12 г. 3.1% по сравнению с 2.4% в предыдущем году. (отметим, что в сельском хозяйстве создается 21% ВВП, занято 45% экономически активного населения, а продукция этой отрасли обеспечивает более 60% экспорта страны). Указанный рост агросферы произошел несмотря на то, что, как и в предыдущие годы, Пакистан вновь пострадал от наводнения осенью 2011 г., хотя и не столь сильно по сравнению с трагедией 2010 г. Следует подчеркнуть, что значение этой отрасли заметно выше (чем простой вклад в размере 21%) как в национальном хозяйстве Пакистана, так и в социальной сфере, поскольку из общей численности населения страны в размере 192 млн человек ? - это сельское население, что означает, что от состояния агросферы зависит не только благосостояние, но элементарное существование значительной части населения этой страны.

Здесь вновь нельзя не отметить то обстоятельство, сколь легко официальные пакистанские экономические органы обращаются с макроэкономической статистикой, в частности, с сельскохозяйственной статистикой. Нынешний «Экономический обзор» за 2011/12 финансовый год констатирует рост производства в этой отрасли в прошлом, 2010/11 г. в размере уже 2.4%, в то время, как тогдашний обзор экономики Пакистана отмечал увеличение добавленной стоимости в агросфере лишь на 1.2% /9/. Едва ли можно сомневаться в том, что в данном случае вновь проявилось стремление правящих кругов страны, в первую очередь министра финансов д-ра Абдул Хафиз Шейха таким несложным путем несколько улучшить экономические показатели за прошлый экономический период. Хотя тогда, в середине календарного 2011 г. руководство страны отмечало катастрофическое состояние сельского хозяйства после сильнейшего наводнения в июле-августе 2010 г., ущерб от которого составил около 10 млрд долл. (в рамках этой суммы на первом месте было как раз сельское хозяйство – 5 млрд долл., на втором – производственная инфраструктура – 2 млрд долл., на третьем – домовладение (т.е. разрушенные дома) – 1.5 млрд долл.) /10/.

Некоторое улучшение положения в сельском хозяйстве в 2011/12 г. было достигнуто за счет увеличения производства т.н. «основных культур» (куда входят пшеница, рис, кукуруза, сахарный тростник и хлопок), в первую очередь хлопка (на 19%), сахарного тростника (на 5%) и риса (на 28%). При этом, официальные экономические органы констатируют падение производства т.н. «второстепенных культур» - бобовые, некоторые зерновые (помимо пшеницы и риса), специи и проч. – на -1.3%. Вызывают некоторые сомнения показатели сельскохозяйственного роста в размере свыше 3%, поскольку посевы пшеницы и кукурузы серьезно пострадали в результате упоминавшегося выше наводнения летом 2011 г. – по оценкам Всемирного банка и АзБР нанесенный ущерб составил 3.7 млрд долл., и в первую очередь пострадала, по мнению самой пакистанской стороны, агросфера /11/.

Ситуация в промышленности в 2011/12 г. тоже складывалась непростая – рост ее составил по, официальным данным, 3.6% (по сравнению с 3.1% в предыдущем, 2010/11 финансовом году), однако, как отмечено выше, имеется существенная разница между вкладами крупного (крайне незначительного) и мелкого промышленного производства (вновь, как и в предыдущем году, в размере 7.5%) в этот рост, что свидетельствует о пока что малоэффективности попыток реабилитации крупной индустрии после разрушительного наводнения 2010 г. Причины явно медленного процесса выхода промышленности из кризиса общеизвестны как в самом Пакистане, так и за его пределами, в первую очередь в международных финансовых организациях: острый кризис в энергетической сфере, существенная нехватка электроэнергии (вплоть до веерного отключения подачи электроэнергии в городах страны) и как результат – значительная недозагрузка производственных мощностей на промышленных предприятиях. Хотя пакистанские эксперты приплюсовывают к энергетическим сложностям постоянно растущую себестоимость производства многих видов промышленной продукции, а также снижение спроса на целый ряд экспортируемых пакистанских товаров на мировом рынке. Наихудшее положение сложилось в металлургии, нефтепереработке, технологически современных отраслях промышленности – электронной, электротехнической (включая выпуск даже бытовой техники) и некоторых других, менее важных индустриальных сферах /12/.

Ситуация в сфере услуг оставалась практически неизменной из года в год и ее в целом можно считать стабильной – рост производства в этой области составил 4% (в 2010/11 г. он был на уровне 4.4%). Здесь наибольшая активность наблюдалась в финансовой сфере, рост которой составил 6.5% и в социальных областях (рост 6.8%). Естественно, что сфера услуг, где стандартное увеличение добавленной стоимости составляет обычно на уровне 5-7%, испытывает на себе влияние заметного застоя производства в реальном секторе пакистанской экономики, в первую очередь в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности. В этой связи, например, темпы роста в сфере оптовой и розничной торговли составили лишь 3.6% /13/.

В этой связи, говоря о внешнеторговом товарообороте, следует отметить, что пакистанский экспорт остался на уровне прошлого финансового года и составил около 25 млрд долл., в то время как импорт возрос почти на 15% и достиг в 2011/12 финансовом году почти 40 млрд долл., что означает увеличение отрицательного сальдо торгового баланса страны до 15 млрд долл. Это равно валютным запасам пакистанского государства.

В предыдущем, 2010/11 году Исламабад смог заметно увеличить свои экспортные поступления за счет послаблений со стороны стран Евросоюза, которые снизили ввозные пошлины на 75 видов пакистанской текстильной продукции. В недавно завершившемся 2011/12 финансовом году такие существенные льготы не были предоставлены, хотя на мировом рынке мяса и рыбопродуктов сложилась благоприятная для Пакистана конъюнктура. Однако в качестве противоположной тенденции действовало усиление конкуренции на рынке текстиля, в первую очередь за счет расширения экспорта аналогичных видов товаров из Индии, Бангладеш и Китая. К тому же, из-за кризиса в некоторых странах еврозоны последние не смогли в полной мере осуществить закупки пакистанской текстильной продукции.

Что касается импорта, то здесь, как и в предыдущие годы, Пакистан был вынужден увеличить расходование средств на закупку нефти и нефтепродуктов, что обусловлено существенным возрастанием потребностей страны в этом виде товаров. Для примера отметим, что в июне 2011 г. Пакистан импортировал 163 тыс. тонн нефти, а в июне 2012 г. эта цифра возросла уже до 178 тыс. т. Общее же потребление нефти в 2011/12 финансовом году составило 2.7 млн тонн по сравнению с 2.3 млн тонн в предыдущем финансовом году /14/.

Анализируя ситуацию во внешней торговле Пакистана, нельзя не отметить происходящие в последние годы постепенные изменения в географической структуре пакистанского экспорта: если, например, в середине первого десятилетия XXI в. почти половина товаров (47%) вывозилась из страны на традиционные рынки, а именно в США, ОАЭ, Германию, Гонконг, Великобританию, то в 2012 г. доля этих 5-ти государств в пакистанском экспорте составляла уже лишь 35%. Постепенно возрастала торговля с Китаем, Афганистаном, Индией, Бангладеш, странами Юго-Восточной Азии (в первую очередь с Малайзией); достаточно сказать, что объем товарооборота с Афганистаном составляет сейчас 2.5 млрд долл., т.е. 10% всего пакистанского экспорта (а экспорт в Афганистан – это свыше 95% всего объема товарооборота между этими двумя государствами). Такие изменения стали результатом проведения т.н. «Стратегической торговой политики», принятой правительством Пакистана в 2008 г. и направленной на диверсификацию экспортно-импортных операций. Проблема здесь заключается в том, что изменения в географической структуре внешней торговли Пакистана пока что не привели к адекватному росту пакистанского экспорта или хотя бы затормозили постоянный рост импорта с целью снижения растущего внешнеторгового дефицита.

Особо хотелось бы сказать о заметном увеличении пакистано-индийской торговли, поскольку это в определенной степени влияет как на снижение напряженности в двусторонних отношениях, так и на стабилизацию общей политической обстановки в южноазиатском регионе, включая даже ситуацию вокруг Афганистана. Если привести цифры роста двустороннего товарооборота, то окажется, что за 10 лет (с 2001 по 2011 г.) он вырос с 144 млн до 2.7 млрд долл., т.е. почти в 20 раз. Более того, по мнению индийских и пакистанских бизнесменов, чиновников министерств торговли обеих стран в ближайшие 5 лет объем внешнеторгового оборота может реально достигнуть 10 млрд долл. /15/. Этому способствуют регулярные встречи лидеров двух государств, их стремление снимать постепенно конфликтные вопросы (хотя Кашмирская проблема пока что еще очень далека от своего решения), принятие конкретных мер для расширения торговых и деловых связей – здесь следует отметить облегчение получения бизнес-виз, сокращение с обеих сторон списка запрещенных к товарообороту товаров, проработка перспективных направлений сотрудничества (в области энергетики, транспортных связей – железнодорожных и шоссейных – и др.), увеличение обмена торговыми делегациями, расширение числа проводимых в обеих странах выставок и т.д. По нашему мнению, эти меры могут создать реальную базу для решения спорных вопросов двусторонних отношений – раздел вод Инда, принадлежность ледника Сиачин, а главное – приблизиться к решению главного конфликта между двумя странами – Кашмирской проблемы.

К сожалению, пока что российско-пакистанские торгово-экономические связи находятся на низком уровне. По оценкам пакистанской стороны, товарооборот между двумя нашими странами составлял в 2007 г. 360 млн долл., в 2008 г. – 450 млн, в 2009 г. – 710 млн, в 2010 г. – 310 млн, в 2011 г. – 380 млн и в 2012 г. (июль 2011 г. – февраль 2012 г.) – 320 млн долл. /16/. Причем, как правило, российский экспорт значительно превышал импорт из Пакистана. В географической структуре внешней торговли России Пакистан прочно входит в позицию «Прочие страны», что впрочем естественно, поскольку пока что доля Пакистана в российском товарообороте колеблется на уровне 0,05% /17/.

Мы не ставим своей целью проведение анализа нынешнего состояния российско-пакистанских отношений, поскольку это не является целью настоящей статьи, однако отметить давно назревшую необходимость расширения двусторонних связей (не только экономических) представляется весьма целесообразным. Тем более, что для этого уже давно создана соответствующая экономическая база (сотрудничество, начиная с 1961 г., в области геологоразведки на нефть и газ, по сооружению ТЭЦ, строительству радиостанций разной мощности, начавшееся сотрудничество в аэрокосмической сфере, а главное – с помощью СССР построен и успешно функционирует Карачинский металлургический завод, который настоятельно требует увеличения мощности до 3 млн т стали в год и т.д.). Пакистанские СМИ активно комментировали состоявшийся в конце мая этого года визит в Пакистан спецпредставителя президента России З.Н.Кабулова и его встречу с тогдашним премьер-министром Юсуф Раза Гилани, в ходе которой обсуждался в том числе и вопрос о возможном визите в Пакистан в сентябре этого года В.В.Путина /18/. Нет сомнений в том, что такой визит не только способствовал бы повышению уровня двусторонних отношений, но и укрепил бы позиции России на южноазиатском континенте. Наша страна не может игнорировать государство, расположенное в крайне важном геополитическом районе земного шара с населением почти 200 млн человек!

Говоря о внешнем секторе экономики Пакистана необходимо сказать о важной позиции, которая обеспечивает не только и даже не столько покрытие отрицательного сальдо торгового и платежного балансов, но главное – обеспечивает существование около 30 млн человек. По оценкам пакистанской организации, занимающейся вопросами миграции и перевода денег в Пакистан «Pakistan Remittances Initiative», за рубежом в настоящее время работают около 5-ти млн человек. А исходя из того, что среднестатистическая пакистанская семья состоит не менее, чем из 6-ти человек, то это означает, что по крайней мере 30 млн пакистанцев более или менее обеспечены (по состоянию на сегодняшний день критерием уровня нищеты в Пакистане является доход менее 1.25 долл. в день). Причем в социальном плане эти доходополучатели относятся к низшим и средним (у самой нижней планки) слоям пакистанского общества. А это, в свою очередь, снижает возможность социального взрыва вследствие нищеты.

В 2011/12 финансовом году такие поступления составили 13.5 млрд долл. по сравнению с 10.1 млрд в предыдущем финансовом году /19/. Пакистан входит в настоящее время в десятку стран с наибольшими размерами поступлений от своих соотечественников, работающих за рубежом и находится по состоянию на 1 декабря 2011 г, по расчетам Всемирного банка на 5-м месте, уступая лишь Индии (58 млрд долл.), Китаю (57 млрд), Мексике (24 млрд) и Филиппинам (23 млрд долл.) /20/.

Географическая структура поступлений от пакистанцев, работающих за рубежом, постепенно меняется, в частности, возрастает место в этом отношении мусульманских нефтедобывающих государств. Так, в соответствии с расчетами пакистанских экспертов, их соотечественники, работающие в 6-ти арабских странах (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар, Бахрейн), направляют в Пакистан свыше 60% заработанной за рубежом валюты, и менее 40% падает на другие страны мира – США, Великобританию, другие страны Евросоюза, Японию, Австралию, Канаду и т.д. Причем 5 лет назад ситуация была заметно иной – на 6 указанных арабских государств приходилось 45% доходов от работавших там пакистанцев, а 55% - на другие страны мира /21/.

Говоря об инфляционных процессах в Пакистане в истекшем в июне 2012 г. финансовом году следует отметить, что ситуация, по официальным данным, несколько нормализовалась – общий уровень инфляции (т.е. одновременно по продовольственным и непродовольственным товарам) составил 10,8%, что ниже показателя 2010/11 г., когда инфляция подскочила до 14%, причем по продовольствию – до 18%. Ныне же раздельные показатели почти сравнялись и были на уровне 11%.

Намного более тревожная ситуация сложилась с притоком прямых иностранных инвестиций, которые вновь имели тенденцию к снижению. За период с июля 2011 г. по апрель 2012 г. (более поздние данные пока отсутствуют) в страну поступило лишь 0.7 млрд долл. такого рода инвестиций – по сравнению с 1.3 млр. долл. за такой же период предыдущего финансового года (2010/11 г.)., т.е. налицо падение едва ли не в 2 раза. Официально чиновники министерства финансов объясняют такое положение общеэкономической кризисной ситуацией в мире, в особенности в странах еврозоны. Частично это соответствует истине. Однако дело далеко не только в этом. Несмотря на заверения властей о безопасности вложения капиталов в Пакистане, дело это отнюдь не безопасное – практически не проходит и дня, чтобы в стране не гремели выстрелы и взрывы, и далеко не только на северо-западе Пакистана (что уже стало едва ли не обычным делом), но и в главном бизнес-городе страны – в Карачи. В данном случае даже не столь важно, что лежит в основе взрывов – политические или религиозные противоречия, или иные причины, но важен сам факт – в стране жить и работать для иностранцев отнюдь не безопасно

Кроме того, иностранные бизнесмены жалуются на забюрократизированность, а главное на беспредельную коррумпированность пакистанских чиновников, которые без взятки не решают практически ни один рабочий вопрос. По рейтингу, определенному для 182 стран мира международной организацией «Transparency International», занимающейся определением степени коррумпированности различных государств нашей планеты, Пакистан находится на 134-м месте (Индия, например, занимает в этой табели о рангах 95-е место) /22/. Есть немало свидетельств и со стороны пакистанских независимых журналистов, что многие вопросы, требующие согласования у того или иного чиновника в Пакистане, могут быть решены только при даче взятки /23/. Печально в этой связи то, что Россия в указанной выше табели о рангах занимает “почетное” 143-е место, разделяя его с Нигерией, Угандой, Мавританией, Того и Коморскими островами.

И несколько цифр, характеризующих перспективы развития экономики на 2012/13 финансовый год. Рост ВВП запланирован в размере 4.3%, сельского хозяйства – 4%, промышленности – 4.1% и сферы услуг – 4.6%. Однако хотелось бы в этой связи заметить, что указанные наметки министерства финансов Пакистана могут быть в любой момент разрушены как неожиданно возникшими внутренними проблемами в развитии национального хозяйства (будь это наводнение или острый энергетический кризис), так и внешними факторами (например, очередной мировой экономический кризис), что, к сожалению, бывало уже многократно.

1. Финансовый год в Пакистане начинается 1 июля данного календарного года и завершается 30 июня следующего года.

2. Здесь и далее даются ссылки на преамбулу к “Pakistan Economic Survey 2011-12”, где содержится основная информация о состоянии национального хозяйства страны в указанном финансовом году; эта преамбула полностью опубликована в ведущей экономической газете Пакистана “Business Recorder” 1 июня 2012 г, а также в одной из центральных пакистанских газет “Dawn”.

3. Подробнее см.: С.Н.Каменев. Развитие макроэкономической статистики в Пакистане // «Восток» Oriens, №6, 2011, с. 67-81.

4. Pakistan Economic Survey 2009-2010. Government of Pakistan, Islamabad, 2010, p. 235, 237, 241.

5. Dawn. 11.01.2011.

6. The News. 29.03.2012.

7. Shahid Javed Burki. Not Quite Yet a Failed Economy // Economic & Business Review (Karachi). 2.07.2012.

8. Business Recorder. 15.08.2012.

9. Pakistan Economic Survey 2010-2011. Government of Pakistan, Islamabad, 2011, p. ix. Business Recorder. June 01, 2012. Отметим, что аналогичная «коррекция» наблюдается и в отношении ведущего макроэкономического показателя – ВВП: так, если в 2010/11 г. темпы экономического роста составили в соответствии с Экономическим обзором 2.4%, то в Обзоре за 2012 г. они немного «подросли» - до 3.0% за тот же самый 2010/11 год.

10. Pakistan: Flood Impact Assessment // Pakistan Economic Survey 2010-2011. Government of Pakistan. Islamabad, 2011.

11. Business Recorder. 1.06.2012.

12. Mubarak Zeb Khan. LSM posts paltry growth of 1.17pc // Dawn. 17.08.2012.

13. Dawn. 1.06.2012.

14. Dawn. 12.07.2012.

15. Status Paper on India–Pakistan Economic Relations. New Delhi, February 2012, p. 3-4.

16. Business Recorder. 28.07.2012.

17. См., например, сайт в Интернете: http://www.rusimpex.ru/index1.htm?varurl=Content/Economics/

18. Business Recorder. 31.05.2012. The News. 31.05.2012.

19. Business Recorder. 14.06.2012. Pakistan Times. 11.06.2011.

20. Business Recorder. 6.12.2011.

21. Mohiuddin Aazim. Surge in remittances // Economic & Business Review (Karachi). 16.07.2012.

22. Corruption Perception Index 2011. - www.transparency.org

23. Corruption in land purchase: another commission on the cards // Dawn. 29.06.2011. Corruption at its peak in railways: SC // The Nation. 29.10.2011. Demystifying the illegal economy in Pakistan // Business Recorder. 5.02.2012.

Начало