Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 августа-2 сентября 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией и Ираном. Вооруженные формирования сирийской оппозиции усилили нападения на базы и объекты правительственной армии. В очередном докладе МАГАТЭ по иранской ядерной программе указывается, что ИРИ увеличила мощности по обогащению урана.

30-31 августа в Тегеране прошел очередной 16-й саммит Движения неприсоединения (ДН). В его работе участвовали делегации 120 государств. На форуме, несмотря на возражения со стороны США и Израиля, присутствовал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. В числе главных вопросов участники саммита обсудили ядерную проблему Ирана и сирийский кризис. Также были рассмотрены афганская, иракская и палестинская проблемы, актуальные вопросы экономического и социального развития стран-участниц ДН. В итоговой декларации форума поддержано право государств на мирное использование атомной энергии и заявлено (по словам представителя ИРИ) о недопустимости иностранного вмешательства во внутренние дела Сирии.

В Сирии происходит эскалация напряженности. В различных районах страны продолжаются боевые действия между правительственной армией и вооруженной оппозицией. На минувшей неделе наиболее масштабные и ожесточенные бои происходили на севере (в городе и провинции Алеппо, в провинции Идлиб), а также в окрестностях Дамаска. Боестолкновения и теракты имели место и в самой столице. Бои велись в городе и провинции Хомс, в том числе в районах, прилегающих к границе с Ливаном, в провинциях Хама, Дейр-эз-Зор, Хасеке и Деръа. В последнее время боевики оппозиции усилили нападения на военные базы и объекты правительственных войск. В первую очередь, речь идет о базах ВВС на севере страны, что стало ответом мятежников на все более активное использование режимом боевой авиации в ходе военных операций. Кроме того, руководство оппозиционной Свободной сирийской армии пригрозило сбивать гражданские самолеты, которые, по его мнению, используются правящим режимом для поставок оружия из-за рубежа. Президент САР Б. Асад заявил 29 августа, что армии «удалось добиться определенного успеха, и реальная обстановка улучшилась, но полностью решить исход борьбы в нашу пользу еще не удалось».

Расширение масштабов боевых действий ведет к росту числа сирийских беженцев в соседних странах – Турции, Иордании, Ираке и Ливане. По данным ООН, их число на 29 августа составило 229 тыс. человек, причем больше всего в Турции – свыше 80 тыс. человек.

Усиливается международное давление на сирийские власти. 27 августа президент Франции Ф. Олланд назвал в качестве основания для начала военной операции в Сирии применение режимом Асада химического оружия. Он также призывал сирийскую оппозицию создать представительное переходное правительство, которое Франция признает. Выступая 30 августа на саммите ДН в Тегеране, президент Египта М. Мурси выразил солидарность «с борьбой сирийского народа против жестокого режима, потерявшего всякую легитимность», отметив, что кровопролитие в Сирии невозможно остановить «без эффективного международного вмешательства». Делегация САР после этих слов Мурси демонстративно покинула зал. Ранее М. Мурси призвал сторонников Б. Асада помочь отстранить его от власти. Турецкое руководство подтвердило «свою волю по нейтрализации рисков и угроз, исходящих от военной ситуации в Сирии и деятельности террористических элементов, которые хотят воспользоваться безвластием в стране». Анкара продолжает настаивать на создании на сирийской территории охраняемых лагерей для безопасного размещения внутренне перемещенных лиц, однако это предложение, также как и идея создания бесполетных зон над Сирией пока не находит конкретной поддержки со стороны Запада. Со своей стороны, Б. Асад заявил, что Турция «несет прямую ответственность за кровопролитие в Сирии». 30 августа состоялось созванное по инициативе Франции специальное заседании СБ ООН, которое завершилось без видимых подвижек в позициях сторон.

На саммите ДН в Тегеране Ирак и Иран выступили с инициативами о создании контактных групп по сирийскому урегулированию из числа государств-участниц движения. Западные страны, настаивающие на одностороннем прекращении боевых действий правительством Сирии, решают свои геополитические задачи, а не отстаивают интересы сирийского народа, заявил 1 сентября глава МИД России С. Лавров. Министр подтвердил позицию Москвы, что мировое сообщество должно заставить все стороны сирийского конфликта прекратить насилие и сесть за стол переговоров.

1 сентября официально начал свою деятельность специальный представитель ООН и ЛАГ по Сирии алжирский дипломат Л. Брахими, заявивший о недопустимости военного вмешательства в дела САР и призвавший сирийские власти и оппозицию к прекращению насилия.

В очередном докладе МАГАТЭ по ядерной программе Ирана говорится, что ИРИ с мая на треть увеличила мощности комплекса «Форду» по обогащению урана. Эксперты ведомства отмечают, что для дальнейшей оценки ядерной программы ИРИ им требуется незамедлительный доступ на базу в Парчине, где наблюдается активная деятельность иранской стороны. МАГАТЭ заявило, что все переговоры с Ираном, проходившие в этом году, не принесли конкретных результатов и между сторонами сохраняются серьезные разногласия. В докладе вновь отмечено, что Тегеран «не обеспечивает должного сотрудничества» с МАГАТЭ и не применяет положений дополнительного протокола к соглашению о гарантиях, поэтому «агентство не может предоставить надежных гарантий относительно отсутствия в Иране незаявленного ядерного материала и незаявленной ядерной деятельности и в этой связи сделать вывод о том, что весь находящийся в Иране ядерный материал используется исключительно в мирных целях». Иранцы отвергают это обвинение, заявляя, что развивают мощности по обогащению для получения урана, пригодного для использования в качестве топлива в гражданских ядерных реакторах. Верховный лидер ИРИ А. Хаменеи заявил на саммите ДН в Тегеране, что Иран никогда не будет разрабатывать ядерное оружие, но не собирается отказываться от реализации программы по мирному использованию атома. МАГАТЭ объявило о создании специальной рабочей группы по Ирану, которая будет заниматься реализацией соглашений, достигнутых на переговорах по иранской ядерной проблеме и мониторингом соблюдения резолюций МАГАТЭ и Советом Безопасности ООН, принятых в отношении ИРИ.

30 августа в Тегеране на полях саммита ДН состоялась встреча президентов Ирана и Египта М. Ахмадинежада и М. Мурси, в ходе которой два лидера «подтвердили необходимость разрешения сирийского кризиса дипломатическим путем и недопущения иностранной интервенции», а также обсудили пути укрепления сотрудничества между ИРИ и АРЕ. М. Мурси стал первым египетским президентом, посетившим Иран с 1979 г. Вместе с тем, нет оснований утверждать о реальном прорыве в ирано-египетских отношениях, так как между Тегераном и Каиром остаются серьезные противоречия, в частности, по той же Сирии.

Египет отверг иранскую критику сирийской части выступления президента М. Мурси на саммите ДН в Тегеране. В Каире заявили, что АРЕ «отвергает военную интервенцию в Сирии и надеется на политическое решение, которое сохранит сирийское государство». В этой связи «Египет не придает никакого значения этой критике».

На минувшей неделе президент АРЕ М. Мурси посетил с официальным визитом Китай, в ходе которого обсудил с руководством КНР весь комплекс двусторонних отношений. М. Мурси назвал Китай «хорошим братом, другом и партнером», особенно «в нынешний особый исторический период». Он высказался за расширение многопланового сотрудничества с Китаем. Председатель КНР Ху Цзиньтао заявил о поддержке Пекином стремление Каира играть более весомую роль в международных и региональных делах. По итогам визита стороны подписали ряд документов по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства, туризма и коммуникаций.

В Каире заявляют о пересмотре приоритетов Египта в области национальной безопасности и намерении добиваться расширения дипломатических связей, в том числе со странами, которые в течение десятилетий находились вне египетского поля зрения. Как заявил М. Мурси, Каир «меняет вектор своих международных отношений» и отныне внешняя политика страны «будет строиться на принципе сбалансированности». Президент категорически отверг возможность участия АРЕ «в агрессии против кого-либо», подчеркнув при этом, что «мы никому не позволим угрожать безопасности нашей страны и всего региона, каковы бы ни были поводы, а также вмешиваться в наши дела, и решения будем принимать, исходя из наших интересов и тех, кто с нами сотрудничает. Мы не выступаем против кого-либо, однако стремимся к достижению своих интересов».

Египет опроверг сообщения о начале вывода войск с Синайского полуострова под давлением Израиля. В Каире заявили, что войсковые операции против террористов на Синае будут продолжены. При этом М. Мурси отметил, что сейчас АРЕ действует в полном соответствии с международными договорами. «И не стоит беспокоиться, что Египет кому-либо угрожает».

2 сентября в Египте объявили о предстоящем увольнении из армии 70 генералов «эпохи Мубарка».

31 августа министр обороны Израиля Э. Барак сообщил, что ожидает вывода египетских войск с Синая по завершении антитеррористической операции, отметив, что у Израиля «есть ряд возражений по поводу фактического нарушения некоторых практических положений Кемп-Дэвидского мирного договора, в смысле размещения войск и координации действий сторон. Мы работаем над тем, чтобы достичь взаимопонимания в этом направлении». Ранее, 28 августа глава израильского МИД А. Либерман заявил, что визит президента АРЕ М. Мурси в Израиль стал бы наилучшим подтверждением сохранения мирного договора между двумя странами. При этом он отметил, что он «рад слышать, что Мурси говорит о приверженности Египта миру с Израилем, Кемп-Дэвидскому договору и борьбе с терроризмом».

Израиль предупредил правительство Ливана о серьезных последствиях в случае провокаций против еврейского государства со стороны ливанской радикальной группировки «Хизбалла». Со-ответствующее послание премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху передал в Бейрут, разъяснив, что если исламисты атакуют Израиль, то ЦАХАЛ «нанесет мощный ответный удар, не делая различий между «Хизбаллой» и государством Ливан», так как ливанское правительство «ответственно за все, происходящее в зоне его юрисдикции».

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас и премьер-министр ПНА С. Файяд выразили недовольство политикой Египта на палестинском направлении, заявив, что после избрания М. Мурси президентом АРЕ в Каире поддерживают отношения с ХАМАСом, игнорируя ПНА.

Командование войск западной коалиции в Афганистане заявило, что процесс передачи ответственности за обеспечение безопасности в стране местной армии и полиции вступил в «необратимую фазу». К настоящему времени к зоне контроля афганских властей относится примерно 75 про-центов национальной территории. Вместе с тем, в стране участились случаи убийств иностранных военнослужащих афганскими силовиками (45 человек с начала года). В этой связи командование ВС США приостановило обучение примерно 1000 афганских полицейских, которые пройдут переаттестацию.

31 августа в Бахрейне состоялась крупнейшая с июня с. г. антиправительственная демонстрация, в которой приняли участие десятки тысяч человек. Акция была организована противниками правящего режима во главе с крупнейшей оппозиционной шиитской партией «Аль-Вифак» («Согласие»). Столкновений с полицией во время манифестации отмечено не было.

В Сомали 28 августа новым председателем парламента был избран М. О. Джавари. Выборы президента страны намечены на 10 сентября. Тем временем войска Африканского союза и правительственная армия выбили боевиков радикального исламистского движения «Аш-Шабаб» («Мо-лодежь») из важного морского порта Марка на юге страны. В руках исламистов продолжают оставаться еще два порта – Бараве и Кисмайо.

Приложение

О короле Иордании Абдалле II

Будущий монарх Абдалла II родился 30 января 1962 г. в столице Иордании Аммане, став первым сыном короля Хусейна бен Талала. Абдалла II - прямой наследник пророка Мухаммеда в 43-м поколении. Начальное образование получил в Исламском колледже в Аммане. В Великобритании окончил Королевскую военную академию Сандхерст, спецкурс по международной политике в Оксфордском университете и офицерские курсы британской армии. Стажировался на офицерских должностях в ВС Великобритании. Окончил курсы бронетанковых войск армии США и летное училище в Иордании. В 1988 г. получил степень магистра по международным вопросам в Джорджтаунском университете (США). Абдалла также проходил стажировку в одном из элитных десантных подразделений российской армии.

Значительную часть своей жизни Абдалла посвятил службе в королевской армии: сначала служил в бронетанковых войсках, а затем возглавил иорданский спецназ. Имеет воинские звания фельдмаршал (07.02.1999) и маршал Королевских иорданских ВВС (07.02.1999).

Король Абдалла II – «прежде всего лидер, и он живой человек, энергичный, харизматичный. Разумеется, как и всякий человек восточный и, как и всякий правитель арабской монархии, он человек достаточно жесткий, но при этом весьма прямой и чуждый каких-то тяжелых интриг».

Путь будущего монарха к трону был далеко не простым. Мешало не чисто арабское и не чисто исламское происхождение. Согласно конституции Иордании, оба родителя короля должны быть арабами и мусульманами по рождению, в то время как мать Абдаллы - королева Муна была по происхождению англичанкой, а в 1972 г. ее брак с королем Хусейном был расторгнут. К тому же Абдалла длительное время проживал за границей, сильно европеизировался. В Иордании его даже называли «иностранцем». Сразу при рождении Абдалла был объявлен кронпринцем, но через два года отец под давлением двора изменил свое решение и наследником престола стал брат монарха принц Хасан. Однако в последние дни своей жизни в конце января 1999 г. король Хусейн провозгласил наследником престола Абдаллу. Исследователи отмечают, что это решение Хусейна во многом было определено тем, что Абдаллу поддерживала армия, где его авторитет и влияние были очень сильны. 7 февраля 1999 г. Абдалла II взошёл на престол.

Став во главе государства, Абдалла II заявил, что продолжит курс своего отца, направленный на модернизацию Иордании и постепенную либерализацию общественно-политической жизни страны при сохранении основных рычагов власти в руках Хашимитской династии. Вместе с тем, проводя мини-реформы, монарх де-факто укреплял правящий режим. За умеренным по меркам Ближнего Востока фасадом продолжал сохраняться жесткий и в целом эффективный контроль над всеми происходящими в странах процессами. Более того, ряд экспертов считают, что Абдалла II практически вернул страну назад к более авторитарной форме принятия и реализации решений. Так, одним из первых его шагов стал запрет для всех государственных служащих, состоять в какой-либо партии и публично высказываться в поддержку той или иной политической силы. Сразу после восшествия на престол молодой король укрепил высшие командные кадры армии своими прямыми ставленниками. Одновременно при решении задач модернизации ставка делалась на высокие технологии и молодежь. Так, начав неолиберальные экономические реформы, Абдалла II по рекомен-дации МВФ отказался от традиционной для его отца и деда опоры на бедуинских шейхов и высшее офицерство, назначив на ключевые посты молодых, получивших западное образование чиновников. Однако после того как экономическая ситуация улучшилась, монарх вновь назначил на министерские посты представителей верных династии бедуинских племен. Для улучшения экономической ситуации король стремится привлекать в Иорданию иностранный капитал.

При проведении внутренней политики Абдалле II приходится учитывать интересы двух основных групп иорданского общества: палестинцев (до 70 процентов населения страны) и бедуинских племен. Причем между палестинцами и бедуинами существуют серьезные противоречия, которые вряд ли будут преодолены в обозримой перспективе. Растущее опасение у правящей династии вызывает палестинская идея «альтернативной родины», под которой палестинцы подразумевают Иорданию. Власть опасается, что эта идея может «вырваться наружу». В последнее время отмечаются и сложности в отношениях династии с рядом бедуинских племен, среди которых порой стали раздаваться призывы к свержению монархии. Наблюдатели связывают это с тем, что королева Рания, палестинка по происхождению, стремится активно и зачастую небезуспешно лоббировать интересы палестинцев.

Монарх занимает непримиримую позицию в отношении исламского экстремизма и терроризма. В 2006 г. он инициировал принятие жесткого закона о борьбе с терроризмом. В стране ведется строгое наблюдение за деятельностью исламистов.

Король Абдалла II остается профессиональным военным: участвует в учениях, особо заботится об укреплении армии, повышении своего авторитета среди военнослужащих, в первую очередь, среди офицеров. Иорданская армия по праву считается одной из главных опор монархии и ее лидера.

В 2009 г. Адбалла II, воспользовавшись предоставленным ему конституцией правом, объявил новым наследником престола своего старшего сына принца Хусейна (1994 г. р.). Первоначально в 1999 г. после смерти отца Абдалла, выполняя его волю, нарек кронпринцем своего брата Хамзу. Однако в 2004 г. Абдалла лишил Хамзу этого титула. В апреле 2012 г. Абдалла II назначил наследного принца Хусейна своим заместителем. Он будет исполнять обязанности главы государства, когда отец находится за границей.

Географически Иордания соседствует с районами затяжных конфликтов: с востока - Ирак, с запада - Израиль и палестинские территории, а сейчас на севере добавилась Сирия. В этих условиях Абдалла II выступает за позитивную роль Иордании в арабском мире и международном сообществе, стремится к справедливому, всеобъемлющему и долгосрочному урегулирования арабо-израильского конфликта, выступает за создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Вместе с тем, на палестино-израильском направлении Амман действует осторожно и старается выполнять в основном посреднические функции с целью прекратить насилие и вернуть стороны к переговорам. Король поддерживает контакты как с палестинской администрацией М. Аббаса, так и с радикальным движением ХАМАС. Несмотря на непопулярность в стране мирного договора с Израилем 1994 г и тесных связей с США, Абдалла II не намерен менять курс на этих направлениях. В то же время король выражает недовольство позицией Израиля, не желающего идти на уступки палестинцам в мирном процессе.

Абдалла II первым из арабских лидеров предложил президенту САР Б. Асаду уйти в отставку. По его оценке, раскол Сирии «создаст проблемы на Ближнем Востоке на целые десятилетия», а провал политического урегулирования в соседней стране «обернется катастрофой». В Аммане опасаются распространения сирийских волнений на Иорданию и в целом занимают осторожную позицию по отношению к происходящим в САР событиям.

При Абдалле II динамичное развитие получили разноплановые отношения Иордании с Россией. Король заявил, что у него сложились «очень теплые, тесные отношения с президентом Путиным».

Ко времени начала «арабской весны» Абдалла II подошел, имея значительный запас прочности. Начавшиеся в стране зимой 2011 г. акции протеста, сохраняющаяся социальная нестабильность вынуждают короля лавировать, идти на некоторую либерализацию режима. Так, ослабла цензура СМИ, были выделены средства на субсидирование продуктов питания, власти разрешили свободное проведение митингов. 12 июня 2011 г. Абдалла II в телеобращении к нации пообещал уступить свое право назначать премьер-министра и правительство победившей на выборах партии. Под давлением не прекращавшихся беспорядков и требований большинства парламента в минувшем году монарх дважды был вынужден отправлять в отставку правительство. Нынешний премьер-министр А. Ш. аль-Хасауи получил гарантии от короля на невмешательство в свою деятельность. Были помилованы несколько сотен радикальных исламистов. Король и правящие круги серьезно относятся к сигналам «снизу», учитывают настроения населения и продолжают действовать путем сочетания обещаний реформ с относительно жесткими мерами в отношении оппозиции, не желая отдавать ей ключевые рычаги власти.

Протестные выступления в Иордании не приняли столь масштабный характер, как в Тунисе, Египте, Йемене и Сирии. Оппозиция стремится усилить давление на режим. Влиятельные местные «Братья-мусульмане» угрожают бойкотировать намеченные на конец года парламентские выборы. Таким образом, нет гарантий того, что напряженность в стране не будет усиливаться. В складывающейся ситуации Абдалле II будет очень непросто поддерживать стабильную ситуацию в королевстве.

Начало