Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О возрастающем влиянии международных общественных организаций на внутриполитическую ситуацию в странах ССАГПЗ

М.А.Субх

Начатое в декабре прошлого года массовое преследование негосударственных общественных организаций в Египте положило начало новой и довольно опасной тенденции на Ближнем Востоке.

Почувствовав «вкус» свободы и вседозволенности, новоиспеченные египетские демократы с юношеским энтузиазмом взялись за сведение счетов с теми, кого местная «улица» склонна считать едва ли не главным виновником всех бед, выпавших на долю египетского народа за последние тридцать лет. Речь идет об американских и западноевропейских общественных организациях, которые на протяжении долгих лет считались своеобразным связующим звеном между всемирно признанными лидерами в сфере демократических преобразований (США, Германия, Франция) и представителями арабской политической, деловой и интеллектуальной элиты.

Получив ордер от Генеральной прокуратуры Египта на проведение обысков в 17 представительствах иностранных некоммерческих организаций, толпы разъяренной египетской молодежи при поддержке сил правопорядка конфисковали огромное количество электронных носителей, печатных изданий и аналитических документов с целью проведения экспертизы на предмет легитимности деятельности подобных организаций на территории Египта. В разряд «неугодных» попали такие влиятельные учреждения как Международный республиканский институт, руководимый сенатором от штата Аризона Дж.Маккейном, американский Национальный демократический институт по международным вопросам, главой Совета директоров которого является бывший госсекретарь США М.Олбрайт, а также Фонд Конрада Аденауэра, известный своей близостью к правящей в Германии партии Христианско-демократический союз, возглавляемой канцлером ФРГ А.Меркель. Впрочем, перечень немецких общественных организаций, попавших в «черный список» египетских властей, включает также Aонды Розы Люксембург, Фридриха Эберта и Фридриха Науманна, представляющих практически весь спектр политических сил Германии.

Действия египетских властей в отношении представительств вышеупомянутых организаций вызвали шквал критики со стороны американских и западноевропейских чиновников, которые усмотрели в данном явлении откат постреволюционного Египта от соблюдения принципов демократии, свободы слова и прав человека. Камнем преткновения в переговорах между Высшим советом Вооруженных сил Египта и американскими должностными лицами стали обвинения, направленные в адрес США, касательно, якобы, незаконного финансирования ими сети подобных организаций с целью нанесения ущерба безопасности и территориальной целостности Египта. Второй формальной причиной, которой власти Египта мотивировали решение о закрытии офисов международных организаций, стало, якобы, отсутствие у последних специальных лицензий на ведение общественной деятельности.

Вместе с тем, не следует забывать о том, что, приостановив деятельность представительств зарубежных демократических институтов, египетский истеблишмент лишил себя эффективного механизма подготовки национальных политических кадров, а также партийных работников, чей опыт был и остается востребованным в силу большого количества нерешенных внутриполитических проблем, связанных с постреволюционным устройством египетского государства.

В результате прямого вмешательства ведущих мировых политиков в ситуацию, сложившуюся в конце 2011 г. вокруг международных общественных организаций, египетские власти были вынуждены «сбавить обороты», осознав, что конфликт с Западом оставит Египет без американской финансовой помощи, а также лишит львиной доли европейских инвестиций в национальную экономику, переживающую непростые времена, на фоне значительного снижения уровня доходов от туристического бизнеса, постоянных перебоев с поставками газа в Израиль и Иорданию, а также замораживания крупных инфраструктурных проектов.

В марте 2012г. неожиданностью для многих стало решение, принятое правительством Объединенных Арабских Эмиратов о закрытии офисов ряда американских и европейских правозащитных организаций, базирующихся на территории ОАЭ, под предлогом необходимости проведения в их отношении следственных действий. В данном контексте необходимо отметить, что, несмотря на стратегический характер отношений ОАЭ с такими государствами как США и Германия, последние не преминули выступить с решительной критикой в адрес официального Абу Даби, охарактеризовав действия эмиратских правительственных органов как «неоправданно резкие» и «неоднозначные». В свою очередь, Глава германской дипломатии Г.Вестервелле назвал действия эмиратской стороны «опасным сигналом того, что подобные явления становятся традицией для арабского мира, усложняя тем самым процесс налаживания межцивилизационного диалога, являющегося одной из главных целей деятельности немецких общественных организаций».

Как известно, ОАЭ на сегодняшний день являются одной из немногих арабских стран, которым удалось остаться в стороне от последствий «арабской весны», что заставило многих обозревателей задуматься о причинах столь успешного балансирования между решением первоочередных задач по развитию государства и удовлетворением возрастающих социально-экономических нужд некоренного населения ОАЭ, составляющего более 75% от общего числа жителей данного государства.

Своеобразным «лакмусом», отчетливо подтвердившим наличие серьезных проблем с демократией в ОАЭ, стало задержание в конце 2011 г. пяти эмиратских активистов, призывавших местные власти к проведению реформ. Не желая придавать данному вопросу политической окраски, президент ОАЭ в декабре 2011 г. издал указ об их помиловании, что позволило руководству страны предстать перед мировой общественностью в роли «снисходительного победителя».

Наиболее ощутимый урон международному имиджу правящего режима нанесли правозащитные организации Бахрейна, которые, начиная с января 2011г., являются постоянными участниками антиправительственных демонстраций, требующих проведения в королевстве масштабных политических реформ. Используя межконфессиональные противоречия, а также прикрываясь лозунгами о регулярных и систематических нарушениях прав и свобод шиитского населения страны, на передовые роли в Бахрейне в апреле 2011г. выходят активисты местного Бюро по защите прав человека, основанного в 1999г. под руководством известного бахрейнского правозащитника А.аль-Хаваджа. Эмигрировав в Данию в 1992г. А.аль-Хаваджа, по некоторым данным, получил статус политического беженца, что стало основанием для предоставления ему датского гражданства. Посвятив себя правозащитной деятельности, А.аль-Хаваджа долгое время не решался вернуться в Бахрейн. Лишь в 1999г. после объявленной бахрейнским руководством амнистии для политзаключенных, А.аль-Хаваджа возвращается в Манаму, где продолжает вести антиправительственную деятельность, принципами которой являлись попытки донести до международной общественности плачевное состояние шиитского населения Бахрейна. В 2004г. А.аль-Хаваджа оказывается в центре очередного противостояния между властью и оппозицией. В разгар конфликта вокруг растраты государственных средств, А.аль-Хаваджа выступил с обращением, в котором открыто обвинил главу бахрейнского правительства в краже бюджетных средств, за что был задержан и заключен под стражу, но вскоре отпущен на свободу из-за поднявшейся вокруг его дела информационной шумихи. Всемирную известность А.аль-Хаваджа, а также возглавляемой им организации принесли непрекращающиеся с января 2011г. антиправительственные демонстрации и выступления, требующие демократизации политической жизни в Бахрейне. Обвинив А.аль-Хаваджа в планировании заговора с целью свержения режима, 9 апреля 2011г. его вместе с несколькими соратниками арестовали. Согласно документированным данным, собранным ведущими международными правозащитными организациями, А.аль-Хаваджа, находясь в тюрьме, подвергался избиению и пыткам с целью признания вины по инкриминируемым ему преступлениям. В июне 2011г. военный суд Бахрейна приговорил А.аль-Хаваджа к пожизненному заключению за посягательство на государственный строй Королевства. Следует отметить, что история с задержанием А.аль-Хаваджа спровоцировала в первые месяцы 2012г. настоящую дипломатическую войну между Бахрейном и ЕС во главе с Данией, которая обратилась к бахрейнскому монарху с требованием немедленно отпустить активиста, являющегося, по ее данным, гражданином Дании. В ответ на данное обращение, бахрейнские власти заявили о сомнительности информации о наличии у А.аль-Хаваджа датского гражданства, заверив своих европейских партнеров в том, что судебное решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Осознав безвыходность ситуации, А.аль-Хаваджа в конце января 2012г. объявляет бессрочную голодовку. На данный момент официально принято считать, что А.аль-Хаваджа продолжает голодовку, хотя данное им пятиминутное интервью британскому телеканалу BBC 1 мая с.г. дает основания сомневаться в истинности подобной информации в силу его довольно удовлетворительного внешнего вида.

Идя навстречу требованиям оппозиции, бахрейнский король Х.аль-Халифа 4 мая с.г. в своем обращении к нации объявил о подписании им закона о внесении поправок в конституцию Бахрейна, расширяющих полномочия обеих палат парламента страны. Отныне законодательный орган королевства будет вправе допрашивать премьер-министра, выражать вотум недоверия правительству, а также контролировать его деятельность на предмет ее соответствия национальным интересам страны. Подобные шаги лишний раз подтверждают предположения о том, что бахрейнское руководство избрало довольную гибкую тактику взаимодействия с оппозицией по принципу «кнута и пряника», что, в целом, может дать позитивные результаты при условии невмешательства извне.

В качестве промежуточного вывода следует сказать, что демократизация ближневосточного региона в целом и региона Персидского залива, в частности, приобрела необратимый характер. Вместе с тем, мир становится невольным свидетелем того, как политика двойных стандартов США и их западных союзников бумерангом бьет по их же интересам в пределах ССАГПЗ. В первую очередь, речь идет о 5-м флоте ВМС США, дислоцирующемся в Бахрейне, а также американских военно-воздушных базах в Саудовской Аравии, Катаре и ОАЭ. На примере Бахрейна и ОАЭ мы наблюдаем ситуацию, когда порицания и упреки американской администрации Б.Обамы в адрес бахрейнсокго и эмиратского руководств относительно сворачивания демократии в этих странах подвергают опасности американские контингенты, провоцируя местных лидеров искать защиту на стороне. Нет сомнения в том, что лидеры стран ССАГПЗ отдают себе отчет в том, что на данном этапе у них нет альтернативы США в контексте гарантирования собственной безопасности. Вместе с тем, можем предположить, что наращивание давления со стороны Запада и, в первую очередь, США может заставить членов ССАГПЗ сместить внешнеполитические ориентиры с полной зависимости от основных мировых центров силы в сторону расширения региональных объединений за счет вступления новых членов, соблюдая при этом религиозный принцип (ислам), в то время как региональный фактор может отойти на второй план.

Начало