Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Реакция официальных кругов ФРГ и Египта на обыск в каирском офисе Фонда имени Аденауэра

И.С.Берг

Как известно, 29 декабря 2011 г. офис Фонда имени Конрада Аденауэра (ФКА) и, как минимум, 16 других иностранных НПО в Каире были подвергнуты обыску на предмет проверки законности финансирования их деятельности. Все компьютеры и большая часть документации фонда были конфискованы, сам офис опечатан.

Руководителю каирского бюро фонда не было предъявлено никаких документов, в которых конкретизировались выдвигаемые против его организации обвинения. 30 декабря 2011 г. в МИД ФРГ был вызван посол Египта в Берлине Рамзи Эсс Эльдин Рамзи, которому со всей ясностью было заявлено о неприемлемости создания помех работе немецкого фонда. В ходе откровенного разговора немецкая сторона «дала понять, что с нашей точки зрения, поведение египетских властей противоречит духу немецко-египетского совместного заявления в августе 2011 года, в котором обе стороны пришли к выводу о необходимости партнерства для поддержки преобразования демократических перемен».

По словам представителя МИД Андреаса Пешке, до сведения египетского посла было доведено, что правительство ФРГ выражает серьезную обеспокоенность обысками и требует безотлагательного расследования случившегося. В Берлине председатель ФКА Ханс-Герт Петтеринг назвал действия египетской прокуратуры абсолютно необъяснимыми, отметив, что сотрудников Фонда имени Конрада Аденауэра случившееся «весьма раздражает». «Беспрепятственная работа неправительственных организаций, приверженных ценностям свободы, человеческого достоинства, демократии и правовой системы является неотъемлемым условием успешного развития демократического и правового порядка в Египте», - заявил он.

Под проверку в Каире, как уже указывалось, попали неправительственные организации других государств, в том числе и США, руководители которых также призвали египетские власти прекратить притеснение сотрудников НПО в Египте.

Между тем египетские правозащитники подвергли резкой критике обыски в офисах иностранных НПО в Каире, указав, что такими действиями правящий военный совет пытается «диффамировать и стигматизировать активистов, правозащитные группы и силы январской революции». В совместном заявлении от 29 декабря 2011 г. представители 27 египетских правозащитных организаций подчеркнули, что подобного не было даже во времена правления свергнутого президента Хосни Мубарака. В документе говорится, что военные власти Египта, очевидно, пытаются таким образом завуалировать свой провал в сфере демократических преобразований в стране.

В защиту обысков, устроенных в каирских филиалах иностранных НПО, в том числе ФКА, выступили 2 января 2012 г. власти Египта. Так, министр планирования и международного сотрудничества Египта Фаиза Абу ан-Нага заявила, что иностранные НПО после народного восстания в начале прошлого года «нелегально открыли свои офисы в Египте и тем самым попрали закон». В ходе пресс-конференции в Каире вечером 1 января с.г. она напомнила о том, что египетские законы запрещают финансирование политически активных НПО из-за границы. Министр юстиции Египта Адель Абдель Хамид Абдалла в ходе пресс-конференции отметил заинтересованность своей страны в том, чтобы НПО могли выполнять свою работу «без влияния извне». Он указал вместе с тем, что эти организации должны действовать «свободно, независимо и в рамках египетской Конституции». Согласно сообщениям каирских СМИ, египетская прокуратура в ближайшие дни вызовет для дачи объяснений Андреаса Якобса, руководителя каирского офиса ФКА.

Глава Фонда имени Конрада Аденауэра Ханс-Герт Петтеринг подтвердил факт вызова Якобса в египетскую прокуратуру. В интервью немецким СМИ от 2 января он вновь назвал обвинения в адрес фонда беспочвенными. Все заинтересованные в работе в Египте НПО не были должным образом зарегистрированы, сообщает каирская печать со ссылкой на неназванный источник. Однако ФКА уже более 30 лет работает в Египте, руководствуясь исключительно демократическими принципами . Сейчас, когда Египту – стране «арабской весны» - особенно необходим немецкий опыт, распространяемый в том числе с помощью ФКА, египетские власти решить возвести барьеры для «ценной работы, направленной на укрепление демократических структур».

Рейды полицейских на офисы ФКА и других НПО вызвало протесты в ФРГ. Особенно возмутителен факт того, что власти оправдывают свои действия предлогом незаконного иностранного финансирования египетских организаций. Между тем, все средства Федерального правительства перечисляются официально и, скорее всего, коррумпированный властный клан заботит то, что финансы стали доступнее для тех, кому они действительно необходимы. Деньги значительные, подтверждают в кабмине ФРГ. К ним в том числе относятся средства из бюджета Федерального министерства развития, а именно 5 млн евро для национального Фонда демократии; 8 млн евро для национального Фонда занятости; 23 млн евро для национального Фонда экономики. К тому же Федеральный кабмин до 2013 года намерен перечислять 50 млн евро из бюджета МИДа.

Силы безопасности, в задачу которых входит охрана работы НПО в Каире, сами предпринимают штурм, отмечают германские политики и эксперты. Генеральный секретарь ХДС Герман Гроэ назвал действия египетских властей «непонятными и неприемлемыми». Фонд Конрада Аденауэра пользуется уважением во всем мире за работу по строительству функционирующей демократии в разных странах. Однако египетская власть, похоже, озабочена тем, чтобы помешать развитию демократии, создает угрозу идеям «арабской весны». Руководитель каирского отделения ФКА А.Якобс отмечает: «Я знал, что мы в течение нескольких месяцев в так называемом черном списке египетского правительства, но при этом в нем не содержалось никаких конкретных обвинений... Штурм был организован профессионально: трое вооруженных полицейских встали у двери в офис, тогда как 12 остальных проводили обыск и изъятие документации и компьютеров». А.Якобс успел предупредить об акции сотрудников посольства ФРГ, однако их вмешательство ни к чему не привелою. В течение четырех часов, с 13 до 19 часов, полицейские проверяли и захватывали компьютерную технику, спутниковые телефоны, файлы и денежные средства ФКА, включая персональные вклады сотрудников, в том числе шестерых местных работников.

Определенным раздражающим фактом могла быть деятельность Международного общества прав человека (МОПЧ) со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне, в частности, прозвучавшее 21 ноября 2011 г. заявление представителя правления МОПЧ Мартина Лессентина. В документе отмечалось, что действия Каира могут привести к возврату времен репрессий правозащитных организаций. В настоящее время правящее в Египте переходное правительство не желает допускать создания в стране независимых неправительственных организаций, что в свою очередь может косвенно отразиться и на немецких политических фондах, подчеркивалось в заявлении МОПЧ. Правозащитники ФРГ отметили: министр по международному сотрудничеству Египта Фаиза Абу ан-Нага распорядилась создать комитет по расследованию финансирования некоторых НПО в стране. Абу ан-Нага считает политическую помощь неправительственным организациям и политическим объединениям из-за рубежа неприемлемой. 20 ноября Центральный банк Египта потребовал от различных финансовых институтов предоставить ему информацию конфиденциального характера о счетах некоторых НПО и отдельных частных лиц. По словам Мартина Лессентина, одним из основных пунктов немецкой политики стимулирования социально-экономического развития развивающихся стран является Египет. Германия, выделившая, начиная с 1963 года, помощь в размере 5 млрд евро на развитие страны, является второй по значимости страной-донором для Египта. Так, например, только в ближайшие два года Германия планирует предоставить 190 миллионов евро.

Берлин ожидает скорейшего разъяснения ситуации и, как заявил Федеральный министр иностранных дел Гидо Вестервелле, «быстрого разрешения спора», чтобы ФКА мог без помех продолжать деятельность. Председатель комитета по международным делам в бундестаге Рупрехт Поленц подчеркнул, что «очень встревожен» событиями в Каире. Он указал: «Я был поражен оттого, что около полугода назад был в Каире и знакомился с тем, как работают представитель ФКА, других политических фондов Германии. Они делают полезную работу по укреплению демократии и верховенства закона, чтобы помочь развитию гражданского общества в Египте, и у меня сложилось впечатление, что их деятельность будет только приветствоваться. Но она была встречена жесткими действиями военных и полиции – такими же, какие они применяют против демонстрантов».

Военное руководство Египта, с одной стороны, говорит о верховенстве гражданской силы и и очень не любит, когда его в печати сравнивают с латиномериканскими хунтами 70-х и 80-х годов. С другой стороны, оно применяет такие же методы подавления, что и эти хунты, и режим Хосни Мубарака. «НПО, которые теперь оказались под прессом египетских генералов, будут нами защищены», сказал Рупрехт Поленц в интервью немецким СМИ. Египет является отличным и важным партнером в рамках стратегической немецкой политики развития на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Египет также неоднократно подчеркивал заинтересованность в хороших отношениях с Германией. «Так как у нас есть возможности влиять, я думаю, что мы поступили правильно, доведя до сведения посла Египта критические замечания, которые Федеральное правительство адресует Каиру».

ВЫВОДЫ

Первый. О том, что подобные действия новых властей Египта возможны, эксперты международной правозащитной организации Amnesty International (AI) предупреждали еще несколько недель назад, напоминает печать ФРГ. Так, 22 ноября 2011 г. был обнародован 62-страничный доклад AI, где говорилось, в частности, о регулярных акциях военных властей Египта по подавлению мирных демонстраций, о тенденции нарастания судебных процессов против гражданских лиц (за последние несколько месяцев перед египетскими военными судами предстали более 12 тыс. человек), о сохранении пыток в качестве основного метода допроса задержанных и арестованных в Египте.

Второй. Официальный Каир пытается заставить замолчать всех своих критиков в духе своего учителя – Хосни Мубарака, указывают немецкие аналитики. Он «попросту продолжил традицию угнетения сограждан, начатую во времена его правления», - заявил эксперт Amnesty International по Египту Хеннинг Францмайер. Он подчеркнул, что находящийся ныне у власти Высший совет вооруженных сил Египта «ни малейшим образом» не следует своему обещанию соблюдать права человека. Генералы используют те же инструменты, в том числе необоснованные преследования всех, кто выступает против Высшего совета вооруженных сил Египта, включая демонстрантов, журналистов, блогеров, а теперь еще и зарубежные НПО.

Третий. Р.Поленц, отвечая на вопрос, какой же может быть истинная причина каирского демарша, уточнил, что речь идет, конечно же, о «собственных интересах генералитета в стране. Он имеет привилегии с точки зрения наличия собственного оборонного бюджета, а также экономические привилегии». Почувствовав, что его обходят, он предпринимает защиту своих интересов, поскольку желает управлять финансовыми потоками из-за рубежа по своему усмотрению, так, как это делалось всегда.

Четвертый. В Федеральном МИДе приходят к выводу, что в Высшем совете вооруженных сил Египта есть лица, заинтересованные в отстранении немецких экспертов от программы общественных преобразований в Египте, хотя несколько месяцев назад власти Каира утверждали о том, как важно вовлекать как можно большее число сограждан в управление страной на разных уровнях. Военная власть в Египте понимает, что средства, в том числе и германские, которыми подпитывают независимых правозащитников страны, обозначают развитие событий не по каирскому сценарию и наступление решающего этапа борьбы за власть.

Использованы данные сайтов ZEIT ONLINE, Deutschlandfunk

Начало