Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ливия: экономические проблемы

А.А.Быстров

Политический разброд, который сейчас наблюдается в Ливии, накладывается еще и на полную неразбериху в экономике. Ряд источников при этом указывают на то, что уровень добычи углеводородов в стране «приближается» к «довоенному» уровню. Однако, как представляется, этого момента далеко недостаточно для того, чтобы начать по-настоящему эффективное восстановление экономики. Происходит довольно любопытная вещь. Экспорт нефти сейчас составляет 1 млн баррелей в день, что даже превышает предвоенный уровень («военным» летом было добыто всего 1,6 млн баррелей), а бюджет испытывает сильнейшую нехватку ликвидности. При этом и сам бюджет до сих пор не сверстан, а такие ключевые министерства, как здравоохранения, внутренних дел и обороны до сих пор вообще не получили смету на 2012 год, и вынуждены каждый раз обращаться к премьер-министру А.аль-Кибу за получением разовых «дотаций» на то или иное покрытие расходов.

Остается неясной судьба размороженных за границей финансовых авуаров бывшего ливийского режима. Напомним, что в конце декабря 2011 года ООН и Евросоюз аннулировали санкции в отношении Центрального Банка Ливии и Международного банка Ливии, что должно было положить конец изоляции финансовой системы страны и обеспечить приход в страну инвестиций. Подразумевалось, что этот шаг стимулирует приход на внутренний рынок крупных международных корпораций и даст толчок к реализации десятков крупных проектов по строительству объектов социальной инфраструктуры и эскпортно-ориентированных отраслей экономики. Были также грандиозные планы западноевропейцев по началу нового этапа ВТС с новым ливийским руководством. На это были все основания. Зарубежные авуары Ливии оценивались не менее чем в 110 млрд долларов. Из них около 9 млрд долларов хранилось на депозитах зарубежных банков в США и Европе. Правда, при этом, как выяснилось, часть исчезла таинственным образом, в связи с чем разгорелся нешуточный скандал.

Вся проблема заключается в том, что Переходный национальный совет (ПНС) до сих пор принципиально отказывается назначать специальных уполномоченных по операциям с указанными зарубежными активами. Мотивируется это тем, что ПНС является «временным» органом управления и не имеет права и полномочий для принятия решений, которые определяли экономическую политику страны на десятилетия вперед. Отсюда «простое» решение руководства ПНС оставить работу по зарубежным активам «без движения», как минимум, до окончания «переходного периода». То есть до всеобщих выборов в июне с.г. и формированием «постоянного» правительства.

Такое положение вещей объективно тормозит бизнес-активность и вызывает разочарование среди коммерсантов и банкиров. Они ожидали, что бюджет на 2012 год будет принят до июньких выборов, что позволило бы уже сейчас начать работу над заключением крупных контрактов. Вместо этого, в середине февраля с.г. будет принят «промежуточный» закон о бюджете, который позволит руководству министерств самостоятельно заключать контракты с поставщиками тех или иных «срочных» услуг на сумму не более чем 10 млн долларов. Это будет касаться, прежде всего, сфер медицины и безопасности: лечение за границей пострадавших в боях бывших повстанцев; инкорпорирование в ряды министерства внутренних дел и армии членов вооруженных отрядов, и т.п. При этом все эти решения должны визироваться в ПНС и быть жестко мотивированны.

Все это накладывается на вопросы безопасности работы иностранных бизнесменов в Ливии. Мы уже говорили об убийстве в январе с.г. в Триполи руководителя одной из крупнейших охранных структур Франции. При этом французский посол .в Триполи А.Сиван публично всячески призывает бизнесменов приезжать в страну, характеризуя криминогенную обстановку в стране как «не хуже, чем в Нью-Йорке». При этом правда в приватных беседах «не по телефону» он настоятельно рекомендует нанимать для охраны сотрудников частных структур, ночью на улицы Триполи не выходить, иметь при себе постоянно спутниковые телефоны, и останавливаться только в «категорированных» по вопросам безопасности отелях. Все это не настраивает на спокойное ведение бизнеса и совсем не напоминает Нью-Йорк.

Если подвести краткий итог, то становится очевидным, что руководство ПНС всеми путями пытается удержать ситуацию под контролем, используя при этом проверенные рычаги финансовых дотаций. Очень трудно представить себе как премьер А.аль-Киб может эффективно налаживать экономическую жизнь в стране, будучи фактически «отодвинутым» от финансовых потоков и без бюджета. «Забота о честности» руководителя ПНС А.Джалиля в данном случае очень четко играет не только на его имидж «борца за справедливость», но и позволяет держать «на коротком поводке» основные племенные кланы, чьи представители в настоящее время занимают министерские посты.

Ну и конечно решается задача по нейтрализации влияния и компрометации профессиональных качеств нынешнего премьера , который считается одним из основных конкурентов главы ПНС на предстоящих президентских выборах. Совершенно очевидно, что руководитель ПНС всеми силами пытается лимитировать степень «самостоятельности» премьера, а вместе с ним и поддерживающих его влиятельных кланов из Мисураты. Такая же политика распространяется и на кланы из Бенгази и Зидана. В условиях, когда А.Джалиль не располагает собственными мощными вооруженными формированиями, у него просто нет иных, кроме финансовых, рычагов хоть какого-нибудь воздействия на политические силы в стране.

Политика эта имеет свои «плюсы» и «минусы». К последним относится и факт того, что в отсутствиях достаточного финансирования со стороны центральных властей, крупные кланы начинают самостоятельно добывать себе «на хлеб», в том числе и путем «экспроприаций» и «реквизиций». А это совершенно не способствует стабильности и благоприятному инвестиционному климату.

Начало