Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Судан: ситуация в штате Южный Кордофан

А.А.Быстров

Президент Судана Омар аль-Башир поклялся «смести» оставшиеся оплоты повстанцев в Южном Кордофане. Это произошло на митинге Народных сил обороны (НСО), который явился кульминацией мобилизации указанных полувоенных формирований. Напомним, что НСО были созданы Хартумом в период активной фазы военных действий между Севером и Югом и считается «политической милицией» правящей Партии национального Конгресса (ПНК). По разным данным, в настоящее время мобилизовано около 10 тыс. бойцов НСО, которые должны восполнить дефицит в живой силе правительственных сил. Это особенно актуально сейчас, когда суданские власти приняли решение о генеральном штурме основной цитадели повстанцев в Южном Кордофане г. Кауда. Это ясно следует из заявлений суданского президента на том же митинге, так как он пообещал в скором времени совершить торжественную молитву именно в Кауде.

Сейчас по всем регионам Судана спешно организуются лагеря подготовки НСО, формируются бригады и дивизии, раздается оружие. По замыслам Хартума, общее число мобилизованных составить около 18 тыс. человек. Основной вопрос – способность этой полувоенной милиции организовывать какие-либо осмысленные наступательные действия. Мобилизация милиции свидетельствует о том, что потенциал вооруженных сил страны находится «на пределе». Резервисты из НСО должны пройти своеобразным «крестовым походом по Южному Кордофану» и завершить разгром южносуднских сил и повстанцев. Будем настаивать именно на такой формулировке, поскольку суданским войскам сейчас противостоят именно южносуданские вооруженные формирования и партизаны нуба, которые в период гражданской войны воевали на стороне Джубы и входили в регулярные части Суданской народно-освободительной армии (СНОА).

Суданским вооруженным силам предстоит решить две основные задачи: они должны взять два основных оплота повстанцев Джао и Кауду. В последней действуют повстанцы нуба. В Джао расквартирована 4 дивизия СНОА. Если армии удастся решить эти две задачи, то ситуация в штате Южный Кордофан и Голубой Нил перейдет в фазу партизанской войны, наподобие дарфурской. Это позволит отодвинуть вопрос о распаде Судана на долгосрочную перспективу и доказать Западу свою «жизнеспособность». Решить это возможно только силами регулярной армии при активной поддержке авиации, но никак не с помощью милиции. Роль последней видимо все-таки будет вспомогательной: ее отряды должны встать гарнизонами в «освобожденных районах» и не дать противнику возможности свободно передвигаться по региону и получать снабжение из Южного Судана. Отметим при этом, что действия отрядов НСО будут серьезно затруднены фактором «чужой территории» при отсутствии лояльности со стороны большей части местного населения.

Отметим еще два факта. Первый – это обвинительный вердикт, который был выпущен Международным уголовным судом (МУС) в отношении министра обороны Судана Абдель-Рахима Мохаммеда Хусейна буквально накануне начала «генерального наступления» на позиции повстанцев в Южном Кордофане. Суданский президент при этом публично задался вопросом: «Почему это произошло именно сейчас?». Он же и разъяснил причины, прозрачно указав при этом на деструктивную роль США в регионе и их полной поддержке южносуданцев и повстанцев Дарфура и Южного Кордофана. По словам О.аль-Башира, «США испытывает нас на прочность уже в течение 20 лет, при этом используя политику «кнута и морковки»». Он также отметил, что «такая политика нас не устраивает, и такая «морковь» нам не нужна, поскольку она «отравленная». О.аль-Башир отметил, что Вашингтон взял курс на «раздел страны» по южносуданскому сценарию, и обвинил специального посланника США по Судану Лимана «в сотрудничестве с повстанцами в Дарфуре». В этой связи мобилизацию НСО и организацию их лагерей по всей стране необходимо рассматривать еще и как попытку противопоставить полувоенные формирования возможным попыткам мятежа «на местах» и искоренению «зреющей измены». Под последней необходимо иметь ввиду и возможные варианты организации военного мятежа в самой суданской армии, поскольку нынешний министр обороны А-Р. Хусейн непопулярен среди офицерского корпуса. Стремление «разбавить» армейские части «политизированной милицией» в данном случае объясняется еще и созданием дополнительных гарантий на предмет возможной смуты в войсках. Кроме того, войска под предлогом борьбы с повстанцами ударными темпами перебрасываются в мятежные регионы, а их место в столичном регионе, прежде всего, занимают отряды НСО. Это принципиально важный момент, поскольку любой военный мятеж в реалиях Судана имеет шансы на успех только в случае его реализации непосредственно в столице.

Второе. Акцентируя внимание на «антиамериканизме», О.аль-Башир выразил поддержку «ливийской революции» и процессам «арабской весны» в целом. Если в случае с Каддафи речь идет о «личных счетах», то поддержка «трансформации в арабском мире» не случайна. Это явная попытка показать, что исламисты, которые приходят на смену дикторским режимам, являются потенциальными союзниками нынешнего суданского режима, который по своей сути является образцом правления умеренных «Братьев-мусульман».

Начало