Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Алжир готовится к выборам

М.А.Сапронова

Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика официально обнародовал дату предстоящих парламентских выборов: они должны состояться 10 мая 2012 года. Эти выборы станут четвертыми по счету очередными выборами после принятия в 1996 году новой конституции страны, закрепившей создание двухпалатного парламента, существенно расширившей полномочия главы государства и четко определившей политические рамки функционирования многопартийной системы. Конституция, в частности, запрещала создавать политические партии на религиозной, языковой, расовой, гендерной, корпоративной или региональной основе. Кроме того, политические партии не могут прибегать к пропаганде, затрагивая «основные свободы и ценности алжирского народа, национальное единство, безопасность и территориальную целостность, независимость страны и суверенитет народа, а также демократический и республиканский характер государства». Ни одна партия не может прибегать к насилию или принудительным акциям для достижения политических целей. Кроме того, конституция сформировала образ «демократического» Алжира, строящего правовое государство.

Принятие на всенародном референдуме этой конституции стало важным этапом на пути реализации новой концепции политической системы страны. Наряду с определением поля деятельности политических сил общества и государственных институтов, была легализована основная установка руководства страны – создание государственного механизма, способного противостоять и активно противодействовать возможным попыткам его дестабилизации. Реализации этой цели служило и создаваемое правовое пространство политической системы, в частности, избирательное законодательство страны, которое неоднократно модифицировалось на протяжении 1990-х годов и преследовало цель не допустить в парламент представителей от радикальных исламских партий.

Первый в истории независимого Алжира многопартийный парламент, в который вошли представители 10 партий и 11 независимых кандидатов, был сформирован в 1997 году и положил начало парламентскому взаимодействию основных политических сил Алжира, оформившихся после государственного переворота 1992 года и последующей гражданской войны, а именно: пропрезидентских партий, умеренных исламистов и берберских организаций и движений. Эти выборы проходили после создания и укрепления позиций в государственной и политической жизни страны новой «партии власти» - Национального демократического объединения (НДО), объединившей сторонников президента и сразу получившей большинство мест в парламенте (159 из 380) и местных органах власти. Включение исламистов из умеренной партии Движение общества за мир (ДОМ) в правительство страны (в котором были представлены семь партий) укрепило создавшееся соотношение политических сил, получившее название «национально-исламский конгломерат».

Последующие выборы подтвердили эту тенденцию: альянс проправительственных партий обеспечивал себе большинство мест в законодательном органе власти: 246 мест в 2002 году (81 место завоевали исламисты) и 197 мест в 2007 году (НДО вместе с бывшей правящей Фронт национального освобождения (ФНО); Движение общества за мир вместе с «Ан-Нахдой» завоевали 57 мест.

Избирательный закон, принятый накануне первых выборов на многопартийной основе 1997 года заменял мажоритарную систему на пропорциональную, а также устанавливал пятипроцентный барьер. Пропорциональная система подсчета голосов предусматривает единую избирательную квоту для завоевания одного депутатского мандата. Чем больше партия получает голосов избирателей в избирательном округе, тем больше она получает мандатов. Такая система выгодна только крупным партиям, у которых большой электорат, а целый ряд мелких политических партий Алжира не получил депутатские мандаты, хотя в общенациональном масштабе за них проголосовало значительно больше избирателей, чем за партии, получившие от 1 до 3 парламентских мест.

Выборы 2012 года будут проходить в соответствии с новым Избирательным законом (содержащим 238 статей!), который был одобрен парламентом страны 24 ноября 2011 года, подписан президентом страны 12 января 2012 года и 14 января был опубликован в «Официальной газете». В целом, закон претерпел довольно незначительные изменения, однако его принятие было охарактеризовано министром внутренних дел Алжира как «усиление демократических тенденций».

В выборах смогут принять участие 17 новых политических партий, которые были зарегистрированы Министерством внутренних дел в течение 2011 года после февральских волнений, хотя бороться за парламентские места с крупными партиями и альянсами им будет довольно сложно.

Основные изменения закона касаются тех гарантий, который предоставлены избирателям на всех этапах избирательной кампании, включая обеспечение избирательных участков прозрачными урнами для голосования и наблюдением за ходом избирательных операций. Новшеством является создание двух комиссий, которые будут выполнять функции наблюдателей за выборами. В соответствии со статьей 168 закона создается Национальная комиссия, состоящая из судей, назначаемых Президентом Республики. Ее представители будут дежурить на каждом избирательном участке с целью обеспечения честности и прозрачности процедуры голосования. В сферу компетенции комиссии входит оценка всех вероятных нарушений и обеспечение законности избирательных операций; оценка всех возможных нарушений положений избирательного закона, а также всех вопросов, которые будут переданы ей на рассмотрение комиссией по наблюдению за выборами.

Создание этой комиссии предусмотрено статьей 171 избирательного закона. Комиссия по наблюдению за выборами включает в свой состав постоянный секретариат, состоящий из компетентных лиц; представителей политических партий, участвующих в выборах и представителей независимых кандидатов. Эта комиссия создает свои комитеты на уровне коммун и вилай для мониторинга выборов на избирательных участках. Она правомочна извещать официальные институты, ответственные за проведение голосования, обо всех недостатках, правонарушениях и злоупотреблениях, обнаруженных в организации и проведении избирательной кампании. Проинформированные институты должны в самые кратчайшие сроки устранить указанные недостатки и злоупотребления и в письменном виде сообщить о предпринятых шагах и результатах в комиссию по наблюдению за выборами. Комиссия может также потребовать для предметного изучения и оценки всю документацию и информацию, касающуюся избирательных процедур, а также рассмотреть жалобы, которые политические партии, независимые кандидаты или избиратели захотят ей предоставить. По итогам своей деятельности комиссия готовит и публикует подробные отчеты по каждому этапу подготовки и проведения избирательной кампании, а также итоговый отчет о ходе проведения голосования.

Сами кандидаты и их представители также могут присутствовать при голосовании (статья 120). Каждый кандидат вправе оспорить итоги выборов в Конституционном суде в течение 24 часов, следующих за объявлением результатов голосования.

Статья 190 запрещает использовать иностранный язык в ходе избирательной кампании.

Две статьи избирательного закона (67 и 93), вызывавшие наибольшее количество споров и нареканий были отменены. Статья 67 предусматривала лишение должности любого избранного в парламент депутата в случае, если в период своего мандата он менял партийную принадлежность. Большинство депутатов из партий пропрезидентского альянса выразили свое одобрение в ходе голосования по отмене этой статьи, видимо, в надежде, что представители других партий в случае получения ими депутатского мандата будут присоединяться к правительственному альянсу. Это касается и вновь зарегистрированных партий, которые могут рассматриваться как потенциальные союзники правительственного альянса, т.к. в декабре 2011 года парламент одобрил новый Закон о партиях, в соответствии с которым не могут быть легализованы партии и движения, члены которых активно сражались с правительством на стороне исламистов в период 1990-х годов. Важно отметить в этой связи, что конституция Алжира, по-прежнему не предусматривает норму, обязывающую президента формировать правительство из членов победившей партии.

Партия трудящихся, движение «Ан-Нахда» и «Ислах» голосовали против отмены 67 статьи. Так же голосовали и за отмену статьи 93, касающейся отставки министров, которые хотят баллотироваться в депутаты парламента или местных органов власти. Такая электоральная норма направлена на возможное использование административного ресурса в избирательной кампании.

В соответствии с новым законом корпус парламентариев увеличен с 389 до 462 человек. Национальная народная ассамблея (ННА) – нижняя палата парламента - избирается на пять лет по партийным спискам с распределением мест на основе пропорционального представительства (статья 84). Избирательный список должен включать такое количество кандидатов, которое на 3 будет превышать количество мест, предоставленных этому округу. Количество мест не может быть меньше четырех для вилай, население которых составляет не менее 350000 жителей. Распределение мест идет пропорционально количеству голосов, поданных за каждый список с применением метода наибольшего остатка. Списки, которые набрали менее 5% поданных голосов, не участвуют в распределении мест.

Список независимых кандидатов должен быть подтвержден не менее 400 подписями избирателей избирательного округа для каждого кандидата.

Совет наций (верхняя палата парламента) избирается на шесть лет и обновляется наполовину каждые три года. Члены Совета избираются абсолютным большинством на уровне вилай избирательной коллегией, формирующейся декретом президента и состоящей из членов народных ассамблей вилай и членов народных ассамблей коммун, входящих в вилаи. Не могут быть избраны депутатами парламента в период своего нахождения в должности, а также в течение года после своей отставки губернаторы, генеральные секретари вилай, члены законодательных собраний вилай, судьи, а также служащие Национальной народной армии и функционеры службы безопасности.

Парламентское обсуждение и официальное обнародование нового избирательного закона положило начало активизации деятельности политических партий Алжира перед предстоящими выборами. Так, в январе этого года партия умеренных исламистов ДОМ заявила о своем выходе из правительственной коалиции, в которую она входила, по сути, с 1997 года (при этом, однако, отказалась сдать занятые министерские портфели под предлогом того, что партия по-прежнему поддерживает президента). Представители семи различных фундаменталистских движений по призыву «Ан-Нахды» объединились в собственную коалицию для борьбы за депутатские мандаты со светскими партиями.

Выборы 2012 года должны ответить на вопрос, жива ли в Алжире «исламистская идея» или она потерпела поражение после победы партии Исламский фронт спасения (ИФС) на выборах 1992 года и последующей многолетней гражданской войны. Во всяком случае, новый избирательный закон предоставляет инструменты для максимальной открытости избирательной кампании и минимизирует возможности для искажения результатов голосования.

Начало