Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 февраля – 4 марта 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии, Йемене и Иране. По официальным данным, 89,4% участников состоявшегося 26 февраля референдума проголосовали за проект новой конституции в Сирии. На прошедшей неделе сирийские правительственные войска овладели районом Баб Амр - главным оплотом мятежников в Хомсе. В Йемене 27 февраля состоялась официальная церемония передачи власти новому президенту страны М. Хади. 2 марта в Иране прошли выборы депутатов меджлиса – однопалатного парламента Исламской республики.

В референдуме по проекту новой конституции Сирии участвовали 57,4% избирателей, 89,4% из них одобрили предложенный властями вариант основного закона. Вместе с тем, голосование не было повсеместным, т. к. в некоторых районах продолжаются бои с мятежниками. 28 февраля президент САР Б. Асад подписал указ о введении в силу новой конституции. Значительная часть сирийской оппозиции, страны Запада и ряд арабских государств выразили сомнение в легитимности прошедшего референдума, но глава МИД РФ С. Лавров назвал его «движением в сторону демократии».

Тем временем обстановка в Сирии остается очень сложной. В северо-западной провинции Идлиб, северной провинции Алеппо, центральных провинциях Хомс и Хама продолжаются бои правительственных войск с силами мятежников. Крупным успехом армии стало овладение главным оплотом боевиков в Хомсе районом Баб Амр. В настоящее время войска продолжают зачистку этого и других районов Хомса от остатков вооруженных формирований мятежников. 4 марта власти САР дали разрешение Международному комитету Красного Креста (МККК) на оказание жителям Баб Амр гуманитарной и медицинской помощи. Боестолкновения с мятежниками имели место в южной провинции Деръа, северо-восточной провинции Дейр-эз-Зор и в некоторых пригородах Дамаска. В различных районах страны боевики совершили ряд терактов. Продолжаются попытки проникновения мятежников на территорию Сирии из Турции.

В рядах сирийской оппозиции по-прежнему нет единства. Так, Сирийский национальный совет (СНС), считающий себя главной силой оппозиции, объявил о создании военного комитета, «который будет отвечать за координацию вооруженного сопротивления в Сирии, сплочение его рядов, изучение потребностей и финансирование проводимых операций». При этом глава СНС Б. Гальюн утверждает, что поставки оружия противникам режима президента Б. Асада будут осуществляться для того, «чтобы защитить гражданских лиц». В ответ Р. аль-Асаад, глава ведущей вооруженной группировки мятежников - Свободной сирийской армии (ССА) заявил, что он ничего не знает о создании военного комитета и планах СНС по передаче оружия его боевикам. До 20 членов СНС, сформировали новую организацию - Группу сирийских патриотов. Она продолжит работать в составе СНС, но намерена более активно сотрудничать с людьми Р. Асаада. Госсекретарь США Х. Клинтон признала, что у вашингтонской администрации до сих пор нет твердого понимания того, что собой представляет оппозиция в Сирии.

Страны Запада и аравийские монархии продолжают усиливать давление на правительство САР. Катар заявил о готовности поставлять оружие сирийской оппозиции. Ливия выделила сирийской оппозиции «гуманитарную» помощь на 100 млн долларов. Страны Евросоюза объявили СНС «легитимным представителем» сирийцев и ввели новые санкции против властей Сирии. Великобритания и Швейцария закрыли свои посольства в Дамаске.

3 марта МИД Китая выступил с инициативой урегулирования сирий-ского кризиса, призвав власти и оппозицию немедленно и без каких-либо предварительных условий прекратить насилие, разработать при содействии ООН и ЛАГ «дорожную карту» урегулирования ситуации в стране и проведения политических реформ. В то же время Пекин считает нецелесообразным введение санкций против правительства САР и отвергает иностранное вмешательство в Сирии. Глава российского правительства В. Путин также считает необходимым достижение договоренностей по примирению в Сирии и прекращение насилия в этой стране. Россия по действующим договорам не обязана оказывать военную помощь Сирии в случае вторжения на ее территорию, сообщил 2 марта официальный представитель МИД РФ. Совет Безопасности ООН призвал сирийские власти немедленно предоставить доступ в страну главе организации ООН по гуманитарным операциям В. Амос.

27 февраля в Йемене состоялась официальная передача власти от бывшего президента страны А. А. Салеха новому главе государства М. Хади, который будет исполнять роль т. н. «технического президента». В течение двух лет его правления должна быть разработана новая конституция республики, а затем пройти президентские и парламентские выборы. Что касается А. А. Салеха, то он останется во главе правившей при нем партии Всеобщий народный конгресс. Позиции А. А. Салеха в стране по-прежнему сильны, его ближайшие родственники занимают ключевые посты, в т. ч. командуют Республиканской гвардией и силами безопасности. Тем временем обстановка в Йемене остается напряженной. На севере страны происходят вооруженные столкновения между шиитскими и суннитскими племенами. На юге Йемена активно действует местное крыло «Аль-Каиды» и сепаратисты. Продолжаются демонстрации с требованием предания суду А.А. Салеха. Акции протеста проводят военнослужащие. В этих условиях власти приглашают все политические силы страны, в т. ч. и представителей «Аль-Каиды», к участию в конференции национального диалога. М. Хади уже произвел ряд перестановок в военном командовании. В частности, с поста командующего Южным военным округом снят генерал М. Макуля - один из ближайших сторонников А. А. Салеха в армии. В. А. Рашид, представляющий йеменскую оппозицию, назначен губернатором южной провинции Аден.

2 марта в Иране прошли парламентские выборы. За 290 мест в меджлисе боролись 3444 кандидата. По официальным данным, в голосовании участвовало 64,2% избирателей. Предварительные итоги выборов говорят об убедительной победе приверженцев консервативного крыла в иранском руководстве, соперников президента ИРИ М. Ахмадинежада. Что касается оппозиции - левой, либеральной и реформистской, то она пыталась выставить своих кандидатов на выборах, однако подавляющему большинству из них в регистрации было отказано. В итоге противники нынешней власти призвали иранцев бойкотировать голосование.

Дубайский банк «Ноор» под давлением США был вынужден прекра-тить деловые отношения с Ираном. Этот банк был главным каналом, через который ИРИ получала средств от экспорта нефти (до 60%).

1 марта командующий ВВС США генерал Н. Шварц сообщил о существовании плана военной операции против Ирана. Так, американцы планируют нанести удары по базам Корпуса стражей исламской революции, объектам министерства обороны ИРИ и штаб-квартире иранских спецслужб. Кроме того, ВВС США в случае необходимости предоставят свои самолеты-заправщики для израильских тактических истребителей, которые будут наносить удары по объектам ядерной инфраструктуры Ирана.

29 февраля было объявлено, что первый тур президентских выборов в Египте состоится 23-24 мая. В случае, если ни один из кандидатов не наберет в первом туре более 50% голосов, то 16-17 июня пройдет второй тур голосования. Регистрация кандидатов на пост главы государства пройдет с 10 марта по 8 апреля, а предвыборная кампания начнется 30 апреля.

Иностранные граждане, обвиняемые в причастности к незаконному финансированию и деятельности неправительственных организаций в АРЕ, 1 марта покинули страну. В ответ на это США подтвердили фундаментальный, «стратегический характер» отношений с Египтом, стабильность курса Вашингтона по оказанию этой стране финансовой, экономической и военной помощи.

Депутаты верхней и нижней палат парламента АРЕ собрались 3 марта на совместное заседание, чтобы начать формирование состава учредительного совета (100 человек) по подготовке проекта новой конституции страны.

В Ливии сторонники «Братьев-мусульман» объявили 3 марта о создании Партии справедливости и развития, которую возглавил М. Сован, бывший политзаключенным при режиме М. Каддафи. Партия объявила, что выступает за построение в Ливии общества, основанного на религиозных ценностях. Также на минувшей неделе было объявлено о создании Национальной центристской партии во главе с бывшим министром нефти и финансов во временном правительстве страны А. Тархуни. Собственную партию создают и «революционные бригады» в Триполи. Ее лидером стал А. Накир. Эта партия считает, что основой ливийского законодательства должен стать ислам. Отметим, что, несмотря на быстрый рост числа партий, в Ливии все еще отсутствует механизм их регистрации и не выработаны критерии, которые определяли бы какая организация может считаться политической партией.

Спецпредставитель генерального секретаря ООН по Ливии И. Мартин сообщил, что свыше шести тысяч сторонников М. Каддафи по-прежнему томятся в тюрьмах, устроенных бывшими ливийскими «революционерами», а министерству юстиции Ливии пока удалось взять под контроль только восемь тюрем, в которых содержатся 2382 человек. По данным МККК, бывшие «революционеры» устроили свыше 60 собственных тюрем, в которых томятся примерно 8,5 тыс. заключенных. Власти признают, что в стране «существуют районы, которые не контролируются правительством и где нет ни полиции, ни судов».

В докладе независимой международной комиссии по расследованию случаев нарушения прав человека в Ливии говорится, что повстанцы, противостоявшие силам М. Каддафи во время гражданской войны, совершили военные преступления и многие лица, повинные в них, не привлечены к ответственности. Комиссия выразила обеспокоенность «провалом попыток привлечь к ответственности повстанцев, совершивших серьезные нарушения». В докладе также говорится о военных преступлениях, совершенных сторонниками М. Каддафи. По данным комиссии, 60 мирных жителей погибли и 55 получили ранения в результате воздушных ударов НАТО в Ливии.

Судан и Ливия создают совместные подразделения для охраны границы между двумя странами и противодействия вооруженным группировкам, действующим в суданском Дарфуре.

Повстанцы из Народного движения освобождения совместно с боеви-ками из дарфурского Движения за справедливость и равенство провели на минувшей неделе совместную операцию против базы правительственных войск в районе озера Джао на границе между Суданом и Южным Суданом. Суданские власти считают, что повстанцы действовали при поддержке Южного Судана. В ответ суданская армия вторглась на территорию Южного Судана, а самолеты ВВС Судана нанесли бомбовый удар по нефтяным полям и скважинам для добычи воды в Южном Судане. Со своей стороны, госсекретарь США Х. Клинтон обвинила президента Судана О. аль-Башира в том, что тот подрывает само существование Южного Судана, добавив, что Вашингтон готов увеличить свое давление на хартумское правительство с тем, чтобы оно изменило свою политику.

1 марта Международный уголовный суд выдал ордер на арест мини-стра обороны Судана М. Хусейна по обвинению в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в Дарфуре в 2003-2004 гг.

Руководители радикального палестинского движения ХАМАС пере-местились из Сирии в Египет и Катар. Так, заместитель главы ХАМАСа М. А. Марзук находится сейчас в Каире, а генеральный секретарь движения Х. Машаль – в Дохе. Сообщается о закрытии баз боевиков ХАМАСа на территории САР. По словам М. А. Марзука, движение не смогло эффективно действовать в Сирии из напряженной ситуации в этой стране.

Генеральный секретарь Пан Ги Мун ООН назначил новым прокурором Специального трибунала по Ливану канадского юриста Н. Фаррэла. Он сменил на этом посту своего соотечественника Д. Бельмара, мандат которого истек 1 марта. Трибунал занимается расследованием убийства бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири, совершенного в 2005 г.

Приложение

О президенте Судана Омаре аль-Башире

Президент Судана Омар Хасан Ахмед аль-Башир является одним из долгожителей среди лидеров арабских стран. После событий «арабской весны» он занимает второе место после султана Омана Кабуса по продолжительности нахождения на посту главы государства: Кабус правит в Омане с 1970 г., а О. аль-Башир возглавляет Судан с 1989 г. По оценке экспертов, политическое долголетие О. аль-Башира, причем в такой чрезвычайно сложной стране, как Судан, объясняется тем, что «этот человек отличается не только железной волей и самодисциплиной, но незаурядным честолюбием», является «чрезвычайно целеустремленным и прагматичным лидером, способным постоянно учиться», характеризуется «способностью максимально эффективно действовать в критический момент», а его главный козырь - умение оборачивать свои поражения в победы.

Будущий глава суданского государства родился 1 января 1944 г. крестьянской семье. Несмотря на африканские корни, он причисляет себя к арабскому племени джаали. В 1967 г. О. аль-Башир окончил Военную академию (фактически – училище) в Хартуме. В дальнейшем совершенствовал свои военные знания на родине, а также в Египте, Малайзии, Пакистане и США. Имеет степень магистра военных наук Судана и Малайзии. В 1987 г. стал членом Суданской академии управления. Службу проходил в основном в воздушно-десантных войсках. В октябре 1973 г. участвовал в арабо-израильской войне на территории Египта. С 1975 по 1978 год – советник министра обороны ОАЭ. В 1981 г. был назначен командиром парашютной бригады, дислоцированной вблизи Хартума, а в 1988 г. - командиром пехотной бригады на юге Судана. Со школьных лет О. аль-Башир участвовал в исламистском движении. В 1985 г. он вошел в состав военного крыла Национального исламского фронта, который объединял большинство исламских фун-даменталистских групп и движений Судана.

30 июня 1989 г. военные во главе с О. аль-Баширом совершили воен-ный переворот, свергнув правительство С. аль-Махди. После захвата власти О. аль-Башир, произведённый в генерал-лейтенанты, стал председателем нового высшего государственного органа - Совета командования революции национального спасения (СКРНС), одновременно заняв посты министра обороны и главкома ВС Судана. В стране были запрещены политические партии, ликвидированы независимые СМИ, взят курс на углубление и расширение исламизации. В 1993 г. после роспуска СКРНС О. аль-Башир был назначен президентом Судана, в 1996 г. стал избранным главой государства, а затем дважды – в 2000 г. и 2010 г. переизбирался на этот пост. Причем итоги последних выборов продемонстрировали, что О. аль-Башир пользуется достаточно широкой поддержкой населения страны.

В 1999 г. в Судане впервые за долгие годы прошли парламентские выборы, и была легализована деятельность политических партий, но при сохранении ведущего положения правящей партии Национальный конгресс Судана, которую О. аль-Башир возглавляет с 1998 г. В это же время расходятся пути двух бывших союзников – О. аль-Башира и его идейного учителя, лидера суданских исламистов Х. ат-Тураби. Последний попытался ограничить властные полномочия президента, но в итоге был отстранен от государственных и политических постов, после чего неоднократно арестовывался.

Судан в период правления О. аль-Башира проделал сложный эволюционный путь от военной диктатуры к государству с многопартийной системой, где власти взаимодействуют с оппозицией, как с необходимой реальностью. Так, в новое суданское правительство, сформированное в ноябре 2011 г., вошли представители 14 оппозиционных партий. Вместе с тем, основные рычаги управления страной продолжают оставаться в руках президента и его окружения. Причем О. аль-Башир не обладает абсолютной властью и вынужден постоянно маневрировать в рамках партийного и государственного аппа-рата. Имеют свои пределы и его возможности в вопросах кадровых перестановок в высших эшелонах власти. Все важнейшие государственные решения О. аль-Башир принимает не единолично, а после консультаций со своим окружением. Доказательством относительной прочности во многом созданной именно О. аль-Баширом политической системы стало то, что Судан обошла стороной «арабская весна» - имевшие место в стране в 2011 г. акции протеста не были по настоящему массовыми. Как считают эксперты, в Судане «нет жесткой диктатуры с ее обязательной клановой «ориентированностью» в экономике, а существует система баланса сил и интересов политической элиты».

Одной из главных опор власти президента является традиционно влиятельная в Судане армия. Нынешнее состояние национальных ВС позволяет им успешно противостоять антиправительственным вооруженным формированиям, действующим в различных регионах страны. О. аль-Башир наряду с линией на дальнейшее усиления контроля над армией одновременно расширяет политическую базу режима с тем, чтобы избежать чрезмерной зависимости от военных. Так, в январе 2010 г. О. аль-Башир сложил с себя полномочия главкома вооруженных сил и ушел в отставку, чтобы в качестве гражданского лица выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах.

Когда О. аль-Башир пришел к власти Судан находился в состоянии гражданской войны между Севером и Югом страны. Первоначально новый режим сделал ставку на усиление силового подавления повстанцев-южан, но когда в 1999 г. военная ситуация стала патовой, О. аль-Башир первым из суданских руководителей заявил о готовности пойти на отделение Юга, если это положит конец гражданской войне. После долгих и трудных переговоров в 2005 г. Север и Юг подписали Всеобъемлющее мирное соглашение, в соответствии с которым в январе 2011 г. на референдуме южане проголосовали за создание собственного государства, независимость которого была провозглашена 9 июля 2011 г. Однако отношения между двумя Суданами остаются сложными, во многом конфронтационными.

В 2003 г. начался вооруженный конфликт в западном регионе Дарфур, где местные негроидные племена ведут борьбу за большую автономию от Хартума. Все усилия по урегулированию конфликта в Дарфуре успеха пока не имеют, хотя масштаб вооруженного противостояния значительно уменьшился. Противостояние в этом регионе характеризуется массовым насилием с обеих сторон, что привело к многочисленным жертвам среди его жителей. Утверждается, что О. аль-Башир отдавал приказы на уничтожение мирного населения ряда народностей Дарфура. В этой связи в 2009 г. Международный уголовный суд (МУС) в Гааге впервые в истории выдал ордер на арест действующего главы государства – президента Судана, которого обвинили в преступлениях против человечности и военных преступлениях. В 2010 г. МУС выдал новый ордер на арест О. аль-Башира по обвинению в организации и проведении геноцида народностей фур, масалит и загава. Хартум все эти обвинения отрицает, а ордера на арест считает недействительными. В 2011 г. О. аль-Башир впервые заявил, что признает полную личную ответственность за конфликт в Дарфуре.

Внешнеполитический курс Судана при О. аль-Башире претерпел за-метные изменения. В 1990-е гг. Хартум активно поддерживал различного рода экстремистские и террористические группировки. С 1991 по 1996 г. в стране проживал У. бен Ладен. В этой связи в отношении Судана были введены международные санкции. В дальнейшем суданское руководство заявило, что более не поддерживает экстремистов. Сложные, зачастую откровенно враждебные отношения были у Судана практически со всеми соседними странами, что связано с неурегулированностью спорных политических и территориальных проблем. В последние годы во многом благодаря активной дипломатии О. аль-Башира удалось нормализовать отношения с Чадом и Эритреей. Хартум с самого поддерживал «революции» в Египте, Тунисе и Сирии, «так как там в числе основных движущих сил находятся как раз исламисты. А с ними суданским властям вести диалог и выстраивать отношения во много раз проще и удобнее, нежели чем с диктаторами». Во время войны в Ливии в 1911 г. Судан был на стороне ливийских повстанцев в борьбе за свержение власти М. Каддафи. О. аль-Башир объяснил эту позицию тем, что «ливийский режим во главе с Каддафи играл очень важную роль в подрыве безопасности Судана, оказывая поддержку повстанческому движению на юге страны и в Дарфуре». В январе 2012 г. президент Судана посетил Ливию. Судан демонстрирует готовность к налаживанию широких международных связей, в т. ч. к нормализации отношений с Западом. Однако США и их союзники продолжают жесткую линию в отношении Хартума, оказывают постоянное давление на суданский режим по вопросам его внутренней и внешней политики. Всесторонне развитие получили отношения с КНР. По словам суданского президента, «именно Китай гарантирует Судану стабильность и безопасность». Тесные отношения поддерживаются с Ираном.

В феврале 2011 г. со ссылкой на высокопоставленный источник в партии Национальный конгресс Судана было сообщено, что О. аль-Башир не будет баллотироваться на пост президента на предстоящих в 2015 г. выборах.

Начало