Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Ливии: март 2012 г.

В.В.Куделев

  Март в Ливии прошел под знаком быстрого развития центробежной тенденции. Она наиболее отчетливо проявилась 6 марта, когда собравшиеся в Бенгази вожди племен и полевые командиры формирований, возникших на востоке Ливии, в одностороннем порядке провозгласили автономию Киренаики, выступили за федеративное устройство страны и назначили Временный совет, призванный заниматься текущими делами региона. Его возглавил шейх Ахмед Зубейр ас-Сенусси, двоюродный брат короля Идриса ас-Сенусси, свергнутого в 1969 г. военными во главе с Муамаром Каддафи. При этом Временный совет признал руководящую роль ПНС в Ливии. Глава Временного совета Киренаики также является членом ПНС.

С 1951 по 1963г. в Ливии существовала федеральная система, в которой выделялись три административных региона – Киренаика, Триполитания и Феззан.

Подобное стремление Киренаики к автономии нашло поддержку в некоторых арабских странах, которые, по всей видимости, полагают, что им будет легче кормить один регион и эксплуатировать его нефтяные богатства /в недрах Киренаки содержится три четверти разведанных в Ливии запасов углеводородов/, чем всю страну. Со своей стороны Триполи немедленно осудил эти страны, не называя их при этом. «Некоторые братские арабские страны, к сожалению, финансируют и поддерживают стремление Востока к автономии», - констатировал лидер Переходного национального совета /ПНС/ Мустафа Абдель Джалиль Происшедшее в Бенгази он назвал «началом заговора против Ливии, который угрожает ее национальному единству».

Уже 7 марта глава ПНС пригрозил применить силу, если Киренаика в своем стремлении к автономии зайдет слишком далеко.

16 марта в результате состоявшихся в Бенгази столкновений между сторонниками и противниками федерализма пролилась первая кровь, погибли люди.

В марте в ряде мест Ливии продолжились столкновения между формированиями различных национальных меньшинств и бывшими «революционерами». Одним из мест выяснения отношений стал город Себха на юге страны, где к 28 марта в столкновениях между бойцами темнокожего племени тубу, ветви которого кроме Ливии проживают в соседних Нигере и Чаде, и местными жителями из числа бывших «революционеров» погибли, по официальным данным, свыше 70 человек. Глава тубу Иса Абдельмаджид Мансур сообщил, что только среди его бойцов погибли 40 человек. Он обвинил ливийские власти в использовании авиации и танков против позиций его племени. При этом он впервые указал на возможность отделения от Ливии районов, где проживают тубу, и объявил о реактивации Фронта тубу за спасение Ливии /ФТСЛ/ – эта организация находилась в оппозиции прежнему режиму – с тем, чтобы противостоять геноциду тубу.

По оценке Мансура, к настоящему времени «межплеменной конфликт трансформировался в межрасовый конфликт», поскольку, по его оценке, «ПНС ни сколько не лучше режима Каддафи» в вопросе отношения к национальным меньшинствам.

ФТСЛ самораспустился после падения режима Каддафи.

Чтобы предотвратить новые столкновения, ПНС принял решение направить в Себху 3 тыс. солдат новой ливийской армии, но они туда явно не торопились.

В конце марта начались столкновения между берберами и арабами на западе Ливии.

В марте продолжилось расследование того, сколько ливийцев из числа гражданского населения погибли в результате авианалетов НАТО. Даже с учетом того, что правда сейчас никому не нужна, комиссия ООН по военным преступлениям и нарушениям прав человека в Ливии признала 2 марта, что жертвами всего лишь 20-ти авианалетов стали по меньшей мере 60 человек, еще 55 получили ранения. Большой ущерб был нанесен инфраструктуре, не имевшей никакого отношения к военным целям. Несмотря на выше изложенные данные, авторы доклада лицемерно осмелились утверждать – как могло быть иначе – что НАТО «наносил очень точные удары, руководствуясь при этом благородной целью избежать жертв среди гражданского населения». В любом случае они потребовали провести дополнительное расследование по поводу последствий бомбардировок НАТО ливийских объектов.

В Ливии продолжается процесс формирования политических партий, которые были запрещены при прежнем режиме. 3 марта было объявлено о создании Партии справедливости и созидания /ПСС/, учредителями которой выступили несколько исламистких групп. Лидером ПСС был избран активист «Братьев-мусульман» Мохаммед Саван – политзаключенный при режиме Каддафи.

Пока в Ливии нет законов, регламентирующих процесс создания политической партии. Тем не менее их число растет, причем большинство из них имеет исламистский характер.

Новые ливийские власти по понятным причинам стали чинить препятствия работе Комиссии ООН по военным преступлениям и нарушениям прав человека в Ливии в части, касающейся установления причин смерти Муамара Каддафи и его сына Муатассима. В докладе, опубликованном 2 марта по результатам расследования, Комиссия лишь констатировала, что Муамар Каддафи и Муатассим, схваченные раздельно друг от друга 20 октября прошлого года боевиками бригады из Мисураты, умерли некоторое время спустя при невыясненных обстоятельствах. «Несмотря на их ранения, оба они были живы в момент захвата. Они умерли, будучи в руках бойцов мисуратской бригады, - подчеркивается в докладе. – Комиссия не может подтвердить, что смерть Муамара Каддафи стала результатом незаконного убийства. Она требует дополнительного расследования».

Пока что такое расследование невозможно, поскольку ливийские власти отказали Комиссии в возможности ознакомиться с результатами вскрытия тела Муамара Каддафи, предложив ее врачу довольствоваться фотографиями трупа. Новые власти Ливии до сих пор утверждают, что Каддафи-старший погиб под перекрестным огнем. В то же время есть свидетели, которые утверждают, что он умер под пытками.

Вне зависимости от причин смерти в докладе Комиссии подчеркивается, что выставление напоказ в течение нескольких суток трупов Каддафи-старшего и его сына «представляет собой нарушение общепринятых норм международного права». Кроме того, в докладе Комиссии признается, что бывшие «революционеры» совершали военные преступления ранее, а сейчас в обстановке полной безнаказанности нарушают права человека, используя внесудебные методы наказаний, включая массовые казни и пытки, для сторонников прежнего режима. По данным Комиссии, в настоящее время в тюрьмах, контролируемых бригадами бывших «революционеров», находятся около 8 тысяч человек. Общая численность таких бригад оценивается в 200 тыс. человек.

Продолжается процесс становления новой ливийской армии. 4 марта 225 солдат из числа бывших «революционеров» после 4-месячного курса военной подготовки пополнили ряды формируемой пехотной бригады «23 октября». Тем не менее призыв новых властей к бывшим революционерам либо вернуться к мирной жизни, либо пойти на службу в минобороны или МВД, пока не нашел широкого отклика. Бригады бывших революционеров не хотят разоружаться и продолжают вершить «правосудие» на местах. И не случайно 5 марта премьер-министр Ливии Абдель Рахим аль-Киб призвал «молчаливое большинство» ливийцев защитить государство от произвола «псевдо-революционеров».

5 марта Мустафа Абдель Джалиль был переизбран на посту председателя ПНС. Одновременно были объявлены имена двух его заместителей. Первым вице-председателем ПНС стал Мустафа аль-Хуна, вторым – Салим Ганан. Одновременно было объявлено, что временное правительство Ливии продолжит работу до назначенных на июнь выборов в Учредительную ассамблею.

6 марта вновь подтвердилось, что новые ливийские власти по ряду вопросов отнюдь не собираются прислушиваться к мнению своих «освободителей», и в частности, Великобритании. В тот день глава МВД Ливии Фавзи Абдельали исключил возможность приезда в страну британских следователей с целью продолжения расследования обстоятельств «дела Локерби». Как утверждал в этой связи Абдельали, между двумя странами нет ни одного соглашения, предусматривающего подобную форму сотрудничества.

В декабре прошлого года представитель МИД Великобритании в интервью газете «Гардиан» утверждал, что новые ливийские власти обещали сотрудничать в вопросах продолжения расследования обстоятельств «дела Локерби», и в частности, путем допуска британских следователей в Ливию. До настоящего времени единственным осужденным по этому делу был ливиец Абдельбасет аль-Меграхи. В 2011г. он был освобожден из шотландской тюрьмы по причинам, связанным со здоровьем, и сейчас проживает в Ливии.

«Почему Великобритания молчала все эти годы, а сейчас, когда мы переживаем переходный период и с нуля создаем государственные институты после десятилетий диктатуры, вновь заговорила об этом деле? – задался вопросом Абдельали. – Разве США и Великобритания не получили миллионы долларов от Каддафи для того, чтобы закрыть «дело Локерби»? Кто освободил Аль-Меграхи? Разве это были мы?». В итоге Абдельали предложил Лондону обратиться с просьбой в ливийским властям начать следствие в Ливии с последующей передачей его результатов Великобритании. Но все решения на этот счет, предупредил он, могут быть приняты лишь после выборов, первые из которых – в Учредительную ассамблею – должны состояться в конце июня.

8 марта ранее побывавший в Триполи глава МИД АНДР Мурад Меделси заявил о готовности его страны помочь Ливии в деле создания новых армии и полиции. Будучи в ливийской столице, Меделси заверил своих собеседников, что те из родственников Муамара Каддафи, кто получил убежище в Алжире, «отныне не коснутся ни пряди волос представителей ливийского народа». Как известно, среди получивших убежище в Алжире значится дочь Каддафи – Аиша. В ноябре прошлого года она очевидным образом нарушила законы гостеприимства, призвав ливийцев «восстать против новых ливийских властей».

В марте несколько событий касались российско-ливийских отношений. 7 марта представитель России в ООН Виталий Чуркин обвинил Ливию в том, что на ее территории при полной поддержке новых властей находится тренировочный лагерь, где проходят военную подготовку сирийские повстанцы. Присутствовавший при выступлении Чуркина премьер-министр Ливии Абдель Рахим аль-Киб ничего не ответил на обвинения представителя России.

Ранее, в конце февраля с.г., Ливия объявила о выделении сирийской оппозиции в виде гуманитарной помощи 100 млн долларов с тем, чтобы поддержать ее борьбу против «диктаторского режима Башара Асада». На что пошли эти деньги – сказать трудно.

Ливийский премьер ответил Чуркину лишь 8 марта, заявив, что ему «ничего не известно о существовании лагеря для подготовки сирийских боевиков в Ливии». При этом он не исключил, что подобный лагерь может работать без ведома ливийских властей.

9 марта в Вашингтоне премьер-министр Ливии Абдель Рахим аль-Киб приветствовал возможное возвращение России в Ливию. Он заверил, что ранее заключенные контракты между Москвой и Триполи после их перепроверки на законность и возможную коррупционную составляющую будут выполняться. При этом он выразил сожаление, что ранее Россия не торопилась налаживать отношения с ливийскими повстанцами. «Удовлетворены ли мы тем, как Россия оценивала ситуацию в Ливии? При всем уважении к ней я говорю – нет», - заметил он.

14 марта ливийские власти приняли бюджет страны на 2012 г. в сумме 56 млрд долларов. Предполагается, что свыше половины этой суммы пойдет на выплаты зарплат и госсубсидий.

В тот же день в рамках процесса передачи властям объектов, оказавшихся под контролем бригад «революционеров», в Мисурате был восстановлен госконтроль над двумя стратегическими объектами – аэропортом и морским портом. В то же время по состоянию на середину марта аэропорт Триполи по-прежнему находился под контролем зинтанской бригады.

В марте Франция как один из инициаторов свержения режима Каддафи начала получать первые заработанные дивиденды от новых властей Ливии. 1 марта представитель минобороны Франции Жерар Гаше объявил, что его ведомство поможет Ливии отремонтировать и «поднять на крыло» сохранившийся у нее небольшой флот истребителей «Мираж Ф1» производства компании «Дассо», а также подготовить летный и технический персонал. По его словам, соответствующие положения войдут в готовящееся соглашение о военном сотрудничестве между Францией и Ливией. Париж также поставит Триполи оборудование, необходимое для усиления контроля сухопутных и морских границ Ливии.

В настоящее время Ливия располагает примерно 12-ю истребителями этого типа. Два из них в начале восстания были угнаны пилотами-дезертирами на Мальту. Последняя вернула в феврале с.г. Ливии эти самолеты.

Как представляется, ближайшие несколько месяцев могут стать решающими для Ливии в плане выяснения вопроса – сохранится ли она в качестве единого государства?

Начало