Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об усилении иранского влияния на Синайском полуострове

Ю.Б.Щегловин

В связи с возможной военной операцией против ядерных объектов Ирана, иранское разведсообщество наращивает свои усилия по созданию на Синайском полуострове и ливанской границе оплотов проведения диверсионно-подрывной деятельности против израильских целей. Здесь, безусловно, играет свою роль ослабление центральной вертикали власти в Египте, а также резкое снижение контроля со стороны египетских военных в пустынных районах Синая, общая площадь которых составляет порядка 60 тыс. квадратных километров. Сюда же необходимо приплюсовать и возросшую активность по противодействию центральным египетским властям со стороны местных бедуинских племен, которые преследуют цели получения своей экономической автономии .

Попытки по инфильтрации боевиков ливанской «Хизбаллы» на Синай предпринимались и ранее. Тегеран на протяжении последних пяти-шести лет адресно финансировал указанную деятельность через ливанских шиитов, которые в свою очередь создавали логистические каналы на Синайском полуострове для снабжения оружием палестинцев в секторе Газа. Напомним в этой связи о двух авиаударах по караванам с оружием, которые шли через территорию Судана на Синай, а затем – в сектор Газа через систему подземных тоннелей. Сложно сказать с чисто военной точки зрения, насколько эти поставки добавили боеспособности собственно палестинским боевикам, но сами по себе эти операции сыграли свою главную роль в укреплении доверительных и финансовых связей Тегерана с бедуинской племенной верхушкой, что являлось необходимым условием создания оплота иранского влияния на территории Синайского полуострова. Бедуинская верхушка играет одну из основных ролей в системе поставки контрабандных товаров в сектор Газа, и таким образом кровно заинтересована в хороших отношениях с иранцами.

Политический хаос в Египте и слом отлаженной системы противодействия экспансии иранцев и их союзников на Синайском полуострове привели в настоящее время к фактической легализации ячеек «Хизбаллы» в этом регионе. Особенно сильны их позиции в Северном Синае между городом Аль-Ариш и границей с сектором Газа, где уже создано несколько лагерей по подготовке боевиков. Основным координатором указанной деятельности выступает один из высокорангированных офицеров «Хизбаллы» Мухаммед Юсеф Мансур (кличка Сами Шехаб). Он является ведущим координатором сети шиитских партий в Египте, был арестован в 2008 году и осужден на 15-летний тюремный срок. После свержения режима Мубарака бежал из тюрьмы и сейчас проживает в Хартуме. Именно через суданскую территорию в настоящее время он организует инфильтрацию иранских офицеров и эмиссаров «Хизбаллы» в район Синая. При этом Шехаб пользуется поддержкой влиятельного бедуинского племени Карареша, которое проживает на юге Египта. Отметим также, что в Хартум сейчас перебралось из Сирии несколько очень влиятельных полевых командиров ХАМАСа, которые также имеют «наработанные коридоры» поставки оружия из Ирана через суданскую территорию.

Хартум в свою очередь здесь не движим исключительно альтруизмом. Такой «нейтралитет» является частью соглашения с Тегераном «об оказании военной технической помощи», которая включает в себя и поставки «в кредит» авиабомб, которые так активно используются суданскими военными для сдерживания дарфурских повстанцев и южносуданцев.

Кроме того, у Тегерана складываются очень неплохие контакты с нынешним руководителем египетской разведки Мурадом Мувафи. До января 2011 года он был губернатором Северного Синая и знает этот регион очень хорошо. М.Мувафи имеет репутацию сторонника установления прочных и конструктивных отношений с иранскими партнерами, что он уже успел продемонстрировать на примере договоренности с Тегераном о взаимных обменах заключенными.

Деятельность шиитов стимулируется помимо активной поддержки со стороны бедуинов и двумя палестинскими группами «Ансар Аль-Джихад» и «Аль-Такфир уа Хиджра». Боевики последних дислоцируются в указанном регионе, а также имеют два лагеря подготовки и тренинга своих бойцов в секторе Газа в населенных пунктах Джабалия и Шати. Они же и играют значительную роль в контроле над функционированием тоннелей на этом участке границы.

Недавно была создана еще одна палестинская группа «Защитники Аль-Аксы». По данным некоторых экспертов она была организована при непосредственном участии ряда руководителей ХАМАСа, но при этом выведена из центрального подчинения командования движения. Также нет никакой явной связи между ней и военным крылом ХАМАСа «Бригадами Иззедин аль-Кассама». Это может свидетельствовать о том, что в данном случае мы имеем дело с неким совместным ирано-палестинским проектом, но с двумя оговорками. Создание данной группы позволяет ХАМАСу сохранять некое финансирование со стороны Тегерана, и одновременно дистанцироваться от проведения резонансных диверсионно-террористических актов против Израиля. Не будем скидывать со счетов то обстоятельство, что ХАМАС вынужден учитывать мнение палестинского населения, которое все более активно, прежде всего, по экономическим причинам, выступает за долгосрочное перемирие с Израилем. В этой ситуации становиться открыто на сторону Ирана было бы для переживающего не самые лучшие времена руководства ХАМАСа опрометчивым решением.

На настоящий момент времени следует ожидать операций лояльных Тегерану групп по организации похищений израильских солдат на границе с Синаем. История с израильским военнослужащим Гиладом Шалитом и весь торг, который ее сопровождал, а что самое главное – итоги этой истории с «удачным обменом», безусловно, учитывается в Иране. В качестве одной из превентивных мер (помимо регулярных взрывов газопровода, нужда в которых сейчас фактически нивелирована по причине прекращения поставок газа из АРЕ в Израиль) похищение израильтян и удерживание их в качестве заложников должно «смягчить», по оценке иранцев, жесткую позицию руководства Израиля в отношении нанесения упреждающих ударов по иранским ядерным целям.

Начало