Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Военно-политическая обстановка в Ираке (май 2012 года)

В.П.Юрченко

В мае 2012 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала осложняться. Политические противники премьер-министра страны Н. аль-Малики активизировали свои действия с целью добиться отставки главы правительства, что ведет к углублению политического кризиса в стране. Положение дел в сфере безопасности несколько улучшилось, по сравнению с апрелем, однако в различных районах Ирака регулярно продолжают иметь место теракты и вооруженные нападения. Главным внешнеполитическим событием минувшего месяца для Ирака стало проведение 23-24 мая в Багдаде переговоров по иранской ядерной проблеме между представителями «шестерки» международных посредников (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) и делегацией ИРИ.

В мае напряженность в сфере безопасности немного снизилась. Тем не менее, в различных районах страны регулярно продолжали совершаться теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия. По информации иракских правительственных органов, в прошедшем месяце от различных видов вооруженного насилия погибли 90 гражданских лиц (в апреле 2012 года - 88 человек) и 115 человек получили ранения. Кроме того, в минувшем месяце было убито 20 боевиков и террористов, а 105 – арестовано.

В мае на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, обстрелы, теракты и другие вооруженные насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Рамади, Эль-Искандерия, Балад, Бадуш, Джумхуриет, Карма и в ряде других мест.

Сложная обстановка сохраняется в Багдаде и прилегающих к столице районах. В городе и его окрестностях по-прежнему регулярно совершаются теракты, обстрелы, вооруженные нападения, захваты заложников и другие насильственные акции. Для обеспечения охраны переговоров делегаций «шестерки» международных посредников и Ирана, состоявшихся 23-24 мая в «зеленой зоне» Багдада, иракские власти привлекли около 15 тыс. военнослужащих и полицейских. 31 мая в столице в результате серии из шести терактов погибли, 17 и получили ранения 64 человека. Взрывы прогремели в пяти районах (преимущественно шиитских) в северной, южной и западной части города. По числу жертв эта акция стала самой масштабной в стране за последний месяц.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях. Здесь регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Крупный теракт был совершен в Мосуле 15 мая, когда погибли 6 и получили ранения 24 человека.

Террористы и боевики продолжают действовать и в соседнем Киркуке. Напряженная ситуация в этом городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

На юге Ирака в мае обстановка в целом была относительно спокойной.

Во внутренних районах иракской курдской автономии в минувшем месяце ситуация в основном сохранялась стабильной.

В начале мая турецкие ВВС нанесли удары по позициям боевиков се-паратистской Курдской рабочей партии в районе горы Гоман в Северном Ираке.

Сложная, напряженная обстановка сохраняется на иракско-сирийской границе, через которую продолжают переходить в Сирию боевики и осуществляется контрабандная переброска в соседнюю страну оружия и боеприпасов.

Большинство терактов и других насильственных акций, совершенных в мае, как и прежде, имело отчетливо выраженную конфессиональную направленность. Они, как правило, демонстративно совершались против шиитов или суннитов.

В прошедшем месяце террористы и боевики в различных районах страны совершили большое число нападений на сотрудников полиции, продолжаются вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей, бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «сахва». Жертвами вооруженного насилия часто становятся дети. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, причем зачастую они хорошо вооружены.

По состоянию на 1 июня 2012 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах - 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

По информации министерств обороны и внутренних дел Ирака, в мае 2012 года потери военнослужащих и полицейских при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности составили убитыми 42 человека, в том числе 22 военнослужащих и 20 полицейских (в марте 2012 года – 38 человек, в том числе 20 военнослужащих и 18 полицейских). Кроме того, ранения получили 133 человека, в том числе 53 военнослужащих и 80 полицейских.

Вооруженные силы Ирака включают в себя сухопутные войска (193,4 тыс. чел.), ВВС (5,05 тыс. чел.), ВМС (3,6 тыс. чел.,), а также учебные и вспомогательные части (69,35 тыс. чел.). В боевом составе сухопутных войск имеется 14 дивизий (бронетанковых - 1, механизированных – 10, пехотных – 3) и 4 отдельные бригады (механизированные президентской охраны - 2, спецназа – 2). На вооружении сухопутных войск состоит 336 танков, 186 артиллерийских орудий, в том числе 48 САУ, 143 бронемашины и 1455 броне-транспортеров. В ВВС имеются 5 боевых самолетов (разведывательных) и 4 боевых вертолета. Корабельный состав ВМС представлен 28 сторожевыми и патрульными кораблями и катерами. Силы и средства ПВО в иракских вооруженных силах по-прежнему отсутствуют.

22-24 мая в Вашингтоне состоялось первое заседание американо-иракского Совместного координационного комитета по вопросам обороны и безопасности. В его работе участвовал и. о. министра обороны Ирака С. ад-Дулейми, который перед этим встретился с главой Пентагона Л. Панеттой. Стороны обсудили вопросы, связанные с поставками Ираку вооружения и военной техники, проведением совместных учений армий двух государств, а также «иракскую стратегию обеспечения стабильности и безопасности». Американская сторона подтвердила свою готовность продолжать оказывать Ираку помощь в вопросах обороны и безопасности, в частности, в подготовке военных кадров, техническом оснащении иракских вооруженных сил с тем, чтобы они были «в состоянии защищать страну от внешних угроз и противостоять терроризму». Так, США дополнительно поставят ВВС Ирака тактические истребители F-16. Напомним, что Совместный координационный комитет по вопросам обороны и безопасности создан США и Ираком в соответ-ствии со Стратегическим рамочным соглашением, заключенным между двумя странами в 2008 году. Следующее заседание комитета должно состояться осенью текущего года в Багдаде.

Отметим, что глава курдской автономии М. Барзани заявил 4 мая, что опасается возврата Ирака к «культуре насилия», т. е. «языку самолета, танка, пушки», как «языку решения политических проблем». Конкретно, руководитель Региона Курдистан выразил опасение возможным использованием против курдов закупленных в США самолетов F-16. В то же время М. Барзани подчеркнул: «Мы не боялись ни «МиГов», ни «Миражей», не будем бояться и F-16».

В мае в Багдаде сообщили, что первая партия закупленных в США тактических истребителей F-16 прибудет в Ирак в начале 2014 года.

Ирак закупает в США беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для обеспечения защиты своих морских нефтяных платформ в прибрежных водах Персидского залива. Ожидается, что заказанные в Америке БПЛА поступят на вооружение иракских ВМС до конце текущего года.

Подразделение иракского спецназа в мае приняло участие в крупней-ших международных учениях «Нетерпеливый лев», проходивших на территории Иордании.

МВД Ирака структурно состоит из полиции (302 тыс. чел.), федеральной полиции (аналог внутренних войск, 44 тыс. чел.), сил пограничной охраны (60 тыс. чел.), формирований охраны объектов (95 тыс. чел.) и нефтяной полиции (30 тыс. чел.).

США сокращают объем средств, выделяемых на обучение иракской полиции, а к концу текущего года могут совсем прекратить финансирование этой программы. Количество американских инструкторов в Ираке, участвующих в подготовке местных полицейских, уже сократилось с 350 до 100 человек. Рассматривается возможность сокращения их числа до 50 человек. Не исключено, что к концу 2012 года Вашингтон отзовет всех инструкторов. Заместитель госсекретаря США Т. Нидс заявил, что сокращение масштабов программы является частью усилий по сокращению персонала американского посольства в Ираке, насчитывающего в настоящее время 12 тыс. американцев. Реализация программы подготовки иракской полиции началась в октябре 2011 года, и на нее уже выделили 500 млн долларов. Эти средства пошли в основном на ремонт и строительство учебных зданий. В апреле многие иракские полицейские отказались посещать занятия, проводимые американскими инструкторами. По словам иракцев, они приносят мало пользы. В МВД Ирака поставили под сомнение целесообразность столь значительных расходов на программу, о которой Багдад никогда не просил. В конце 2011 года ведомство, проверяющее финансирование американских проектов в Ираке, предупредило, что программа по обучению полиции может стать «бездонной ямой» для американских налогоплательщиков. Напомним, что с 2003 года на обучение иракской полиции США истратили около 8 млрд долларов.

По информации международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), в Багдаде по-прежнему действует секретная тюрьма, закрыть которую обещали иракские власти. В отчете организации, основанном на показаниях потерпевших, свидетелей и чиновников, отмечается, что иракские силы безопасности производят незаконные аресты и содержат арестованных в засекреченных местах. Иракские власти еще в прошлом году сообщили о закрытии одной из таких тюрем, расположенной в «зеленой зоне» в центре Багдада, где находятся правительственные учреждения. Но, по данным HRW, это не соответствует действительности. Со своей стороны, министерство по правам человека Ирака продолжает заявлять, что информация правозащитников не соответствует действительности.

Иракский суд в мае освободил предполагаемого члена ливанской «Хизбаллы» А. М. Дакдука, обвинявшегося в причастности к убийству пятерых американских солдат в 2007 году. Решение суда было мотивировано нехваткой доказательств. А. М. Дакдук был передан властям Ирака американскими военными в 2011 году незадолго до вывода войск США из этой страны.

Переход Ирака от диктатуры, конфликта и насилия к миру и демократии сопряжен с трудностями, в том числе - в сфере защиты прав человека. В стране по–прежнему наблюдается высокий уровень гибели гражданских лиц. Иракские власти прибегают к арестам и задержаниям людей на длительный период без обеспечения доступа к ним адвоката. Обитали тюрем и следственных изоляторов подвергаются пыткам. Об этом говорится в очередном докладе ООН о положении с правами человека в Ираке, подготовленном совместно миссией ООН в Ираке и офисом Верховного комиссара ООН по правам человека. В документе выражается обеспокоенность по поводу обеспечения основных прав иракцев на свободу выражения мнений и свободу собраний. Авторы доклада призвали иракские власти сделать все для того, чтобы журналисты и правозащитники могли выполнять свою работу, не опасаясь преследований и насилия. ООН также призвала правительство Ирака обеспечить верховенство закона в стране, добиваться независимости правосудия, и прекратить грубые нарушения прав человека в местах задержания и лишения свободы.

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в мае 2012 года несколько улучшилась, по сравнению с апрелем. Тем не менее, положение дел в этой сфере все еще остается неустойчивым.

В мае 2012 года внутриполитическая ситуация в Ираке продолжала осложняться. Политические противники премьер-министра страны Н. аль-Малики активизировали свои действия с целью добиться ухода в отставку главы правительства, что способствует углублению политического кризиса в стране. По оценке местных аналитиков, кризис власти в Ираке «достиг своего наивысшего уровня со времени его начала, но пока протекает в рамках демократических правил». По причине обострившегося политического противоборства парламент не в состоянии принять ряд важных законов и решений. В частности, речь идет о государственном бюджете страны на 2012 год и законе об углеводородах, который должен регулировать деятельность иракской нефтегазовой отрасли. Политическая нестабильность негативно сказывается и на вопросах обеспечения безопасности в стране. Призывы президента Ирака Дж. Талабани к проведению общенационального диалога с целью вывода страны из кризиса успеха не имеют.

28 апреля по итогам совещания в столице курдской автономии Эрбиле спикер иракского парламента У. ан-Нуджайфи, курдский лидер М. Барзани, лидер ведущего оппозиционного блока «Аль-Иракия» А. Алауи и радикальный шиитский лидер М. ас-Садр направили письмо-ультиматум Н. аль-Малики и руководству возглавляемого им парламентского блока «Государство закона» (Дж. Талабани послание не подписал). В нем, в частности, от главы кабинета министров потребовали прекратить практику принятия единоличных решений в правительстве и использовать силы безопасности по согласованию с парламентом, а также дать твердые гарантии соблюдения положения о пребывании одного лица на посту главы правительства не более двух четырехлетних мандатов (с 2010 г. Н. аль-Малики находится на этом посту второй срок подряд). Авторы послания настаивали на получении ответа от премьер-министра и его сторонников течение 15 дней - до 13 мая. Однако ответа на письмо-ультиматум не последовало, и оппозиционные политики активизировали свои действия с целью добиться смещения Н. аль-Малики с поста главы правительства.

19 мая в городе Эн-Наджаф в доме М. ас-Садра оппозиционеры провели второе совещание. На этот раз М. Барзани, Дж. Талабани и А. Алауи на нем не присутствовали, прислав своих представителей. Также в работе совещание участвовал спикер парламента У. ан-Нуджайфи. По итогам встречи ее участники направили два послания. Первое – руководству шиитской коалиции Иракский национальный альянс (ИНА), в которую, в частности, входят блок «Государство закона» и сторонники М. ас-Садра. В нем руководителям ИНА предложили до 26 мая выдвинуть кандидата на пост премьер-министра для замены Н. аль-Малики. Во втором послании была выражена просьба к президенту Ирака Дж. Талабани инициировать в парламенте процесс вотума недоверия нынешнему главе правительства, на что он имеет право в соответствии со ст. 61 п. 8 иракской конституции.

Сообщается, что лидер ИНА бывший премьер-министр Ирака И. аль-Джаафари имел встречу с Н. аль-Малики, в ходе которой пытался убедить последнего сделать ряд уступок сторонникам М. ас-Садра. Блок «Государство закона» опубликовал заявление, в котором подтвердил «полную поддержку» Н. аль-Малики, отметив, что у него нет альтернативы действующему премьеру. В то же время М. ас-Садр сообщил о наличии «более чем одной альтернативы». По информации СМИ, в качестве возможных кандидатов на пост главы иракского правительства могут рассматриваться И. аль-Джаафари, заместитель премьер-министра Х. аш-Шахристани, вице-президент Х. аль-Кузаи и шиитский политик М. Чаляби. Также по информации СМИ сообщается, что шиитские политики не будут настаивать на отставке Н. аль-Малики до согласования ново кандидатуры на пост главы кабинета министров.

В настоящее время блок «Аль-Иракия» продолжает добиваться от президента Дж. Талабани официально инициировать в парламенте процесс вынесения вотума недоверия Н. аль-Малики. М. Барзани заявляет, что он «не может работать» с нынешним премьер-министром. По мнению М. Барзани, Н. аль-Малики «должен изменить свою политику или он должен быть заменен». М. ас-Садр, сторонники которого составляют важную часть нынешней правительственной коалиции, сообщил 30 мая, что депутаты его фракции в парламенте поддержат вотум недоверия Н. аль-Малики в случае, если для этого потребуется обеспечить необходимое большинство голосов. В то же время М. ас-Садр подчеркнул, что он не желает полного исключения премьер-министра из политического процесса, предложив предоставить ему «какой-нибудь пост» после ухода в отставку.

В целом же пока не ясно, сможет ли оппозиция получить поддержку, как минимум, 163 из 325 депутатов Национальной ассамблеи, необходимых для вынесения вотума недоверия Н. аль-Малики.

Под давлением парламента Н. аль-Малики отказался от попыток снять с поста своего заместителя С. Мутлака, которого он пытался уволить с декабря 2011 года. Хотя формально С. Мутлак оставался вице-премьером, на деле он не мог исполнять свои обязанности из-за разногласий с главой кабинета. Н. аль-Малики обвинил С. Мутлака в «административных нарушениях». Чтобы снять с поста вице-премьера, главе кабинета необходимо было заручиться поддержкой парламента, но до настоящего времени сделать это ему не удалось.

В мае Н. аль-Малики провел выездные заседания правительства в Киркуке и Мосуле (ранее такое заседание состоялось в Басре). На этих заседаниях обсуждалась политическая и социально-экономическая ситуация в регионах, положение дел в сфере безопасности. В то же время курдские министры центрального иракского правительства бойкотировали выездное заседание кабинета министров в Киркуке. Напомним, что курды считают Киркук – центр крупного нефтеносного района – неотъемлемой частью своего региона. В то же время Н. аль-Малики заявил, что Киркук имеет «иракскую идентичность» и таковым останется в будущем.

Выступая 30 мая в Мосуле перед руководством провинции Найнава, представителями интеллигенции и общественными деятелями, Н. аль-Малики решительно осудил любые действия, направленные на раскол Ирака, посягательства на единство и территориальную целостность страны. Премьер-министр подтвердил, что его правительство продолжит курс на восстановление страны «на базе конституции и верховенства закона». Н. аль-Малики предложил «всем партнерам по политическому процессу» продолжить сотрудничество и пригласил их принять участие в «общенациональной встрече», чтобы «разрешить на ней все спорные вопросы».

15 мая в Багдаде начался суд по делу вице-президента Ирака Т. аль-Хашими, которого обвиняют в создании «эскадронов смерти» и убийствах политических противников. Всего же против вице-президента и 73 его по-мощников и телохранителей выдвинуто около 300 обвинений. Сам Т. аль-Хашими сейчас находится в Турции и отрицает все обвинения, выдвинутые против него, утверждая, что это дело «сфабриковано и политически мотивировано». По словам вице-президента, развязанная против него кампания объясняется разногласиями между ним и Н. аль-Малики, которого Т. аль-Хашими обвиняет в «узурпации власти». Политик заявил о готовности предстать перед независимым судом, но только не перед Высшим уголовным судом в Багдаде, который, как он считает, «не будет беспристрастным».

Между тем в начале мая Интерпол выписал так называемое «красное уведомление» («red notice») на Т. аль-Хашими. Таким образом, он оказался в списке самых разыскиваемых Интерполом преступников. Власти иностранных государств могут его задержать и выдать в Ирак, где имеется национальный ордер на арест вице-президента. Однако временный арест Т. аль-Хашими по просьбе Интерпола остается на усмотрение полиции той или иной страны. По мнению главы организации Р. Ноубла, «красное уведомление» ограничит возможности иракского политика в передвижении по миру и поможет вычислить его местонахождение. Вместе с тем, власти Турции отказываются экстрадировать Т. аль-Хашими в Ирак. «Мы не выдаем людей, которых поддерживали с самого начала», - заявил турецкий вице-премьер Б. Боздага.

В целом сложной остается экономическое и социальное положение Ирака. В стране продолжают иметь место перебои в подаче электроэнергии, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне остается безработица, многочисленные трудности имеются в сфере здравоохранения и медицинского обеспечения населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране необходимой законодательной базы и проблемы в деле обеспечения безопасности отталкивают многих иностранных инвесторов, не желающих вкладывать средства в иракские проекты.

Экспорт иракской нефти в мае сократился на 2,2 процента. Это обу-словлено увеличением внутреннего спроса на «черное золото» и продукты его переработки. В минувшем месяце Ирак поставлял 2,452 млн баррелей нефти в сутки (в апреле - 2,508 млн баррелей). Соответственно доходы от экспорта снизились с 8,8 млрд долларов в апреле до 8 млрд долларов в мае. В Ираке экспорт нефти обеспечивает 95 процентов дохода национального бюджета.

По информации СМИ, практически все нефтеперерабатывающие заводы Ирака «требуют серьезной реконструкции, поскольку их оборудование и применяемые технологии безнадежно устарели». Кроме того, у правительства отсутствует стратегический план, «в котором были бы расставлены приоритеты осуществления ключевых проектов в нефтегазовой сфере. Для успешного развития этой важнейшей отрасли экономики в предстоящие годы и в долгосрочной перспективе Ирак остро нуждается в подобной программе».

В мае в рамках первой Международной энергетической конференции в Эрбиле Ирак и Турция договорились восстановить процесс обмена в нефтяной сфере, прекращенный пять лет назад. Планируется, что взамен на продаваемую Турции нефть Ирак будет получать из соседней страны нефтепродукты. Кроме того, будет максимально увеличена мощность нефтепровода из иракского Киркука в турецкий Юмурталык.

Вместе с тем, после того, как Турция заключила соглашение непосредственно с руководством Иракского Курдистана, правительство Ирака призвало Анкару решать все вопросы о строительстве новых нефте- и газопроводов в стране только через официальный Багдад. Соглашение между Анкарой и Эрбилем, вызвавшее озабоченность в Багдаде, было подписано 20 мая. Даже учитывая возрастающую потребность Анкары в минеральных ресурсах, некоторые турецкие политики находят это соглашение «излишне провокационным». Министр нефти в правительстве Иракского Курдистана М. Хаурами сообщил 20 мая, что в 2013 году ожидается завершение строительства нового нефтепровода из курдской автономии в турецкий порт Джейхан. Кроме того, министр сообщил о планах строительства газопровода из курдской автономии в Джейхан, что позволит продавать добываемый курдами природный газ на мировых рынках. Со своей стороны, турецкие официальные лица заявляют, что «любые инвестиции в курдскую нефтяную промышленность пойдут на пользу всему Ираку».

На прошедшем 30-31 мая четвертом лицензионном раунде междуна-родных тендеров Ирак смог продать лишь три нефтяных блока из 12 предложенных. Консорциум компаний, состоящий из российского ЛУКОЙЛа (60 проц) и Inpex Corporation (40 проц) выиграл нефтяной блок 10, расположенный в 10 км к юго-востоку от города Эн-Насирия. Нефтяной блок 9, расположенный в южной части Ирака, достался консорциуму компаний Kuwait Energy (оператор), TPAO и Dragon Oil. Компания Pakistan Petroleum получила блок 8, расположенный на востоке центральной части Ирака. По оценке специалистов, столь неудачный итог торгов для Ирака в значительной степени обусловлен отсутствием долгосрочного закона о защите нефтегазовых инвестиций, а также неопределенной ситуацией с обеспечением безопасности в стране.

Таким образом, в мае 2012 года внутриполитическая ситуация в Ираке заметно осложнилась, что было вызвано дальнейшим обострением противоборства между сторонниками и противниками премьер-министра страны Н. аль-Малики.

В мае 2012 года главным внешнеполитическим событием для Ирака стало проведение в Багдаде переговоров по иранской ядерной проблеме между представителями «шестерки» международных посредников и Ирана. В минувшем месяце иракское правительство уделяло повышенное внимание отношениям с соседними государствами, в первую очередь, с Турцией, Сирией и Ираном. Выступая 30 мая в Мосуле, премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил о стремлении Багдада развивать «близкие отношения с соседями и в арабской сфере».

Состоявшиеся 23-24 мая в Багдаде переговоры между делегациями Ирана и «шестерки» международных посредников не привели к конкретным подвижкам в урегулировании вопросов, связанных с ядерной программой ИРИ. Тем не менее, иракское правительство расценило сам факт проведения в стране столь важной международной встречи как значительный успех иракской внешней политики, свидетельство роста международного авторитета Ирака. Со своей стороны, оппозиция обвинила правительство в излишнем увлечении внешними делами вместо того, чтобы заниматься насущными внутренними проблемами.

Сложности сохраняются в отношениях между Ираком и Турцией. Багдад и Анкара продолжают выступать с различными обвинениями в адрес друг друга. Так, иракский МИД обвинил генеральных консулов Турции в Басре и Мосуле в том, что их деятельность «далека от консульских обязанностей и обязательств». В Басре даже была устроена демонстрация протеста у здания турецкого генконсульства.

18 мая президент Турции А. Гюль заявил, что дальнейшее ухудшение ситуации в Ираке может негативно повлиять на региональную безопасность и стабильность. Глава турецкого государства призвал иракских политиков урегулировать кризис в стране путем «диалога и демократической дискуссии».

Анкара продолжает активно контактировать с Иракским Курдистаном. Так, в мае состоялась встреча премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана с главой правительства Н. Барзани.

В Тегеране, как считают американские эксперты, рассматривают со-седний Ирак не только в качестве «важной части руководимой Ираном «оси сопротивления», но и используют эту страну «для обхода» ужесточающихся международных санкций против ИРИ. С этой целью Тегеран прилагает максимум усилий по закреплению своих позиций в Ираке.

Иран не прекращает попыток повлиять на ход политических процессов в Ираке в интересах сохранения у власти Н. аль-Малики. Так, в мае иранские представители пытались оказать соответствующее воздействие на президента Ирака Дж. Талабани и влиятельного шиитского политика М. ас-Садра. По информации арабских СМИ, во время переговоров в Багдаде по ядерной проблеме ИРИ командующий иранскими силами «Кудс» генерал И. Сулеймани посетил М. ас-Садра в Эн-Наджафе, попросив шиитского политика не действовать в интересах смещения Н. аль-Малики. В ответ М. ас-Садр заявил, что данный вопрос является «иракским делом» и попросил иранского генерала покинуть его дом.

Много внимания продолжают уделять в Багдаде событиям, происхо-дящим в Сирии. Глава иракского МИДа Х. Зибари заявил 30 мая, что сирийский кризис должен быть урегулирован силами самих сирийцев без вмешательства извне. Он отметил, что спецпосланник ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию К. Аннан подотчётен лишь Совету Безопасности ООН, который имеет полномочия принять дополнительные меры для урегулирования проблемы кризиса в соседней стране.

Высокопоставленный сотрудник аппарата главы иракского правительства по вопросам национальной безопасности (ведет сирийское досье) Ф. аль-Файяд в служебной записке на имя Н. аль-Малики отметил, что сирийский режим находится накануне своего падения. В этой связи чиновник посоветовал главе правительства принять меры упреждающего характера и вступить в диалог с представителями сирийской оппозиции, прежде всего со Свободной сирийской армией. Н. аль-Малики также было рекомендовано восстановить отношения с «Иракской исламской партией», которая могла бы по своим каналам помочь Багдаду наладить контакты с сирийскими «Братьями-мусульманами». Сходные оценки развития ситуации в САР высказывают и в среде оппозиционных политических сил Ирака. В частности, в секретном докладе, подготовленном в аппарате блока «Аль-Иракия», говорится о скором падении режима президента Сирии Б. Асада. Кроме того, в этом документе приводятся факты готовящегося бегства из страны ряда высокопоставленных функционеров правящей в САР партии Баас и закрытых контактах алавитских шейхов с представителями суннитской оппозиции с целью заключения сделки за счет Б. Асада и его режима.

11 мая в Брюсселе Евросоюз и Ирак подписали соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Это - первое соглашение такого рода, заключенное между ЕС и Ираком. Документ предусматривает взаимодействие сторон в борьбе с терроризмом, защите прав человека, развитии торговли и поощрении инвестиций, сотрудничестве в сфере энергетики.

Таким образом, в мае 2012 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала осложняться. Возросла активность противников Н. аль-Малики, направленная на смещение его с поста главы правительства, что ведет к дальнейшему углублению политического кризиса в стране. Положение дел в сфере обеспечения безопасности остается неустойчивым, несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в этой сфере.

Начало