Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Судан: ситуация в Дарфуре

А.А.Быстров

Мы уже рассматривали оценки экспертов в отношении возможных сценариев развития ситуации в Судане. Представляется, что их необходимо подкрепить рядом неофициальных данных с «мест», которые позволят более четко представить складывающуюся там картину.

Первым и безусловно важным моментом изменения обстановки в Дарфуре является факт очень серьезного усиления повстанцев. Ряд местных экспертов оценивают совокупную численность группировок партизан в Дарфуре в 100 тыс. человек. Сюда входят члены Суданской освободительной армии (СОА) – М.Минави и А.Нура, а также члены Движения за справедливость и равенство (ДСР). Даже если мы разделим эту цифру на десять, получается очень внушительное число. Такое количественное и качественное усиление повстанцев, которые еще буквально год назад переживали серьезный системный кризис, удивляет. Оно было бы невозможно без серьезной финансовой подпитки. Источники последней – это, прежде всего, Южный Судан, а вернее – Уганда, которая превращается в основного спонсора повстанческих движений в Дарфуре.

Еще одним моментом, который может серьезно повлиять на развитие ситуации – это появление в распоряжении повстанцев новых систем оружия (прежде всего гранатометов, минометов и мин), которых ранее у них не было. Это связывается с активностью «черных торговцев» вооружением, которые сейчас действуют на территории Ливии и зоны туарегов в Мали. В любом случае, закупка этого оружия требует финансов, а это означает, что сейчас существует постоянный канал денежной подпитки дарфурских повстанцев. Могут ли это осуществлять «в кредит» новые ливийские власти, как утверждает ряд обозревателей? Навряд ли, поскольку Триполи рассматривает Хартум как своего стратегического союзника в регионе. Это было подтверждено во время недавнего визита министра обороны Судана в Триполи. Тогда представители Переходного национального совета (ПНС) четко дали понять, что «отношения с Хартумом для Триполи важнее всех вердиктов Международного Уголовного Суда (МУС) в отношении суданского руководства». Не забудем также, что ДСР, в отличие от официального Хартума, в период гражданской войны выступало против повстанцев на стороне Каддафи, что в ПНС не забыли. Так что союзником ДСР скорее выступают туареги, которые сейчас контролируют север Мали, и которые в период гражданской войны в Ливии также выступали на стороне Каддафи.

Одновременно с этим поступают и тревожные для суданских властей данные об укреплении военного сотрудничества между южным Суданом и Израилем. По ряду данных, израильские инструкторы уже готовят южносуданских военных. На очереди поставки оружия в страну. Кроме того, Джуба предпринимает титанические усилия для приобретения за рубежом переносных и стационарных систем ПВО, и по нашим данным, они должны появиться на вооружении южносуданских военных уже через 4-5 месяцев. Тренинг южносуданцев будут осуществлять угандийские и американские инструкторы. Если это случиться, то к концу года южносуданцы смогут преодолеть самое главное преимущество суданских войск - их безусловное превосходство в воздухе. Бомбардировки с транспортных АН станут невозможными по определению. Это по срокам совпадает с прогнозами ряда экспертов о перерастании в Дарфуре вялотекущего конфликта в широкомасштабный уже к концу года.

Что же касается суданской армии, то она переживает серьезный кризис. По ряду данных, в частях, которые расквартированы в Дарфуре не все спокойно. Из расположения 16-й армейской бригады (основного войскового подразделения в Ньяле) недавно исчезло два высокопоставленных офицера, которые, скорее всего, дезертировали. После этого командир бригады был отозван в столицу. Все это очень плохой симптом морального духа в войсках. При этом необходимо отметить очень знаменательный момент в тактике боевиков: они не нападают на армейские части. Среди их целей исключительно подразделения госбезопасности, исламской милиции и полиции. Это говорит либо о целенаправленной тактике повстанцев по склонению на свою сторону «армейцев», либо о договоренностях между армией и повстанцами «о нейтралитете». В любом случае – это крайне тревожный сигнал для Хартума.

Помимо этого, процесс внутридарфурского урегулирования забуксовал в силу того, что обещанные центром финансовые траншы (200 млн долларов США) для реорганизации социальной инфраструктуры Дарфура сильно запаздывают. В Хартуме в этой связи ждут обещанную Катаром спонсорскую помощь, но Доха пока ничего в этом направлении не делает. Естественно, что в этой ситуации боевики начинают перехватывать стратегическую инициативу, что может в перспективе вызвать потерю контроля Хартума за процессами, которые происходят сейчас в Дарфуре.

Начало