Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Межсуданское соглашение о транзите нефти

А.А.Быстров

Судан и Южный Судан наконец-то достигли договоренности о разделе нефтяной экспортной выручки, а вернее – о цене за транзит южносуданских углеводородов через единственный на сегодняшний день трубопровод, идущий в Порт-Судан. Говорить о подписании двустороннего договора еще рано, но технические комиссии достигли компромисса по самому ключевому для двух стран вопроса. Это подтвердили как главы двух делегаций, так и основной посредник от Афросоюза Т.Мбеки.

Напомним, что «нефтяной кризис» начался ровно год назад, когда Джуба в одностороннем порядке прекратила отгрузку нефти под предлогом несогласия с установленной Хартумом цены на транзит и фактами «хищения ее нефти». Данная демонстрация «национального достоинства» привела к обострению конфликтов в суданских штатах Голубой Нил и Южный Кордофан, а также фактическому экономическому коллапсу обеих стран.

Подробности соглашения не приводятся, но по неофициальным данным, Джуба согласилась в итоге долгих и мучительных консультаций на цену 25,80 долларов США за баррель, что фактически в два раза больше первоначально предлагаемой ей цены. Отметим, что и аппетиты Хартума значительно уменьшились: Им на первом этапе выдвигалась цена в 36 долларов. Ряд западных экспертов утверждает, что Хартум пошел еще дальше и согласился уменьшить цену за транзит до 15 долларов при условии немедленной выплаты 20 млн долларов. Это похоже на правду, поскольку даже в случае достижения окончательной договоренности и подписания соответствующего договора (по оценке Т.Мбеки, это должно случится 22 сентября с.г) возобновление реального экспорта нефти технически возможно только в конце этого года, а Судан сейчас столкнулся с крайним дефицитом наличной валюты. Помимо договора о транзите к 22 сентября с.г. технические комиссии должны подготовить согласованные проекты соглашений о создании демилитаризованной зоны на границе, окончательном выводе войск и вооруженных формирований из Абъея, а также план поэтапной реализации «дорожной карты» по урегулированию кризиса в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. Напомним, что эта «дорожная карта» карта была принята Афросоюзом и подтверждена соответствующей резолюцией Совета Безопасности ООН.

Налицо классический компромисс. Это подтвердил и министр нефти Судана М.Сидик, который сказал, что две стороны «достигли технического соглашения, которое отличается от первоначально выдвинутых ими параметров». При этом он вновь подчеркнул, что соглашение о транзите необходимо принимать в пакете с договорами по другим спорным проблемам, и, прежде всего, «вопросом о безопасности». Под этим термином кроется желание Хартума вынудить Джубу наконец-то прекратить оказание материально-технической поддержки сепаратистам из Революционного фронта Судана (РФС), которые продолжают оказывать суданским силовикам стойкое сопротивление.

Нынешнее соглашение, а вернее – пока принципиальное согласие сторон на его официальное подписание стало возможно не только благодаря массированному дипломатическому прессингу, которому подвергались и Хартум, и Джуба на протяжении последних трех месяцев. Собственно и нынешний блиц-визит госсекретаря США Х.Клинтон в Джубу и Найроби был в значительной степени обусловлен этим обстоятельством. Гораздо более значимым фактором явился экономический. С учетом того, что экономики Судана (75% валютной выручки) и Южного Судана (98%) тесно «завязаны» на экспорт нефти, у сторон просто не оставалось иного выхода. На карту было поставлено само политическое выживание режимов. А это является во все времена самым главным аргументом. Собственно по этой причине мы еще в самом начале кризиса указывали на то, что сколь резко не будут стороны отстаивать «свои национальные интересы и кичиться своим суверенитетом», «костлявая рука голода» в конце концов всех помирит. В этой связи еще раз подчеркнем крайнюю степень политического инфантилизма Джубы, и непомерную жадность Хартума, которые сыграли с режимами очень плохую шутку. Не предвидеть развитие ситуации даже на три месяца вперед для государственных деятелей высшего ранга является фатальной предпосылкой для их быстрого политического небытия.

Режим жесткой экономии в Судане, о котором мы уже писали, принес первые неутешительные для Хартума итоги. Мы имеем ввиду массовые беспорядки в Ньяле, которые безусловно были стимулированы прежде всего экономическими проблемами. На активность сепаратистов в данном случае наложилось и недовольство местно административно-племенной элиты, которая в результате нового экономического курса осталось без дотаций. Пока в рузультате беспорядков 12 погибших, но если ситуация будет развиваться таким же образом, то количество жертв резко возрастет.

То же самое справедливо и по отношению к Южному Судану, чей президент С.Киир посчитал, что «нация, которая двадцать лет воевала в джунглях, сможет стоически перенести и фактический национальный дефолт». Как следствие усилились центробежные тенденции в Суданском народно-освободительном движении (СНОД), что и привело к попытке государственного переворота. По данным ряда экспертов, его организовывал руководитель военной разведки Мак Поул и ряд высокопоставленных южносуданских военных. Путч провалился, его организаторы, тем не менее, не арестованы, а находятся «под домашним арестом». Это свидетельствует, что за мятежниками незримо стоит очень серьезная племенная сила. Руководители СНОД естественно все отрицают, но сама попытка свергнуть С.Киира однозначно имела место.

Это предупредительные «звонки» лидерам двух государств, которые немного оторвались от действительности. Естественно, что мы еще будем наблюдать рецидивы «национального самосознания» в период подготовки всеобъемлющего соглашения. Но как представляется, это можно будет с большей долей вероятности отнести уже к формам «торговли на восточном базаре», нежели к серьезным и принципиальным идеологическим установкам.

Начало