Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Афганистан-Пакистан: проблемы западной коалиции нарастают

Ю.Б.Щегловин

Пентагон объявил о временном замораживании своей программы по переподготовке афганских полицейских и военнослужащих до проведения новой переаттестации порядка 3000 новобранцев. Связано это с резко возросшим количеством убийств военнослужащих НАТО своими афганскими коллегами: с начала этого года альянс потерял в результате подобного рода инцидентов уже 45 человек. Последний эпизод с убийством афганским солдатом трех австралийских солдат и ответные меры натовцев, в результате которого было ликвидировано два боевика, уже вызвали гневную реакцию афганского президента Хамида Карзая. Он обвинил командование австралийского контингента в нарушении соответствующих договоренностей, согласно которым все операции должны быть предварительно согласованы с местными властями. Сам по себе этот пункт соглашения является издевательством, учитывая тот уровень инфильтрации талибов в органы местной власти и силовых структур.

Вашингтон в свою очередь наконец-то признал очевидный факт того, что подготовка новых рекрутов для национальных силовых структур происходит с массовым нарушениями вопросов безопасности и реально представляет собой имитацию бурной деятельности с фактически нулевым КПД. Собственно умные военные руководители в Пентагоне, которые прочувствовали реальное положение дел на своей шее, говорили об этом давно. Они оценивали действительно лояльные нынешнему афганскому режиму части национальной армии в один процент от всей ее численности. Примерно такая же пропорция (если не хуже) справедлива и к подразделениям национальной полиции. Тем не менее, начиная с 2011 года, НАТО официально реализовывало и форсировало программу подготовки новых кадров для местных силовиков, забывая при этом обо всех вопросах проверки и «закапывая» большие финансовые средства. Налицо обыкновенный «аврал» в типично худшем советском стиле, когда главным становятся статистические показатели и пресловутый «план», но никак не качество сделанно

го. Страны НАТО в данном случае можно понять: они хотят выполнить хотя бы на бумаге свои обязательства перед Вашингтоном и после этого с чистой совестью навсегда и полностью из афганского кошмара уйти.

При этом еще в мае с.г. руководители штаб-квартиры НАТО в Брюсселе официально призывали не драматизировать ситуацию с инцидентами т.н. «дружеского огня», подчеркивая при этом, что 80% этих случаев связаны де «исключительно со сложными межличностными отношениями». На фоне нынешнего количества жертв среди натовцев впору признать, что контингент альянса вообще не понимает, где он находится, и не учитывает никаких страноведческих реалий Афганистана. Это тоже есть, достаточно вспомнить эпизоды с сожжением Корана американскими морпехами. Но суть вопроса все-таки в другом. Талибы четко демонстрируют и Кабулу, и Брюсселю, и Вашингтону тот очевидный факт, что их затея с созданием «самодостаточных национальных сил обороны, которые будут способны самостоятельно сдерживать натиск боевиков», является фикцией. В противном случае талибы просто создавали бы «спящие ячейки» в силовых структурах, которые после ухода войск альянса спокойно бы взяли власть «на местах», а затем и в столице. Такие ячейки, конечно, тоже есть, но самоубийственные акты по расстрелу натовских инструкторов демонстрируют Западу, что единственный путь решения афганской проблемы - это переговоры с талибами о формах передачи им всей полноты власти.

Такая политика Талибана безусловно согласована с пакистанскими военными. После возобновления работы логистического коридора снабжения контингента НАТО через пакистанскую территорию, главным условием которого стало фактическое прекращение операций с американскими БПЛА на территории Пакистана, можно смело говорить о том, что Исламабад это раунд борьбы противостояния с Вашингтоном выиграл. Собственно и визит нового директора Межведомственной разведки (МР) Пакистана Захира уль-Ислама в США, который несколько раз откладывался, стал возможен только после того, как эти условия были американцами гарантированы. З.уль-Ислам побывал в США в начале августа с.г. и встретился фактически со всеми ключевыми американскими партнерами: директором ЦРУ США Д.Петрэусом, ответственным за афгано-пакистанский блок в СНБ Д.Лутом, специальным представителем США по Афганистану и Пакистану М.Гросманом. Итог этих консультаций был для американцев не совсем утешительным, поскольку никаких твердых гарантий в отношении поддержки Исламабадом режима Х.Карзая пакистанцем дано не было. Глава МР вновь говорил о необходимости инкорпорирования «умеренных» талибов во власть, что для Вашингтона на сегодняшний день выглядит равносильным признанию своего полного поражения.

Вместе с тем обсуждалась и еще одна волнующая американцев тема. А именно усиление китайского присутствия в Пакистане. В настоящее время Пекин ведет усиленные консультации с пакистанскими военными об открытии на пакистанской территории своей военной базы, которая будет специализироваться на сборе военно-технической информации во взаимодействии с пакистанскими коллегами. В этом году Исламабад неоднократно посещал руководитель «Государственной администрации по науке, технологии и промышленности для национальной обороны» (SASTIND) КНР Чен Кийфа. В рамках переговоров им была достигнута договоренность об открытии постоянного представительства SASTIND в Пакистане для оптимизации «обмена полученными разведданными». Если расшифровать, то пакистанцы уже передают китайским партнерам для изучения обломки американских БПЛА и другие образцы западной военной техники, которые они в свою очередь получают через талибов. Вашингтон крайне волнует такая практика, однако никаких гарантий ее прекращения они от нового руководителя МР Пакистана не получили.

Начало