Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об американо-египетских отношениях

А.А.Быстров

Правительство США объявило о списании Египту долга в размере одного миллиарда долларов. Вашингтон также будет рекомендовать МВФ положительно рассмотреть вопрос о выделении Каиру кредита в пять миллиардов, которые должны быть перечислены уже до конца этого года. Таким образом, период «неопределенности» в отношениях между США и новым египетским руководством в лице «Братьев-мусульман», завершился. Просьба о предоставлении кредита озвучивалась Каиром уже в течение примерно пяти месяцев, но все это время Вашингтон этот вопрос сознательно «подвешивался».

Бескровный переворот, который совершил недавно избранный египетский президент Мухаммед Мурси, фактически оставив за бортом влияния на политические процессы в стране высший генералитет во главе фельдмаршалом Тантауи, безусловно, сначала очень серьезно насторожил и и американское, и израильское руководство. Особенно с учетом того, что все эти события происходили на фоне возрастающей на всех уровнях египетского общества риторики о необходимости пересмотра Кемп-Дэвидских соглашений.

Касаясь переворота, отметим, что итог противостояния между вновь избранным президентом и Высшим советом Вооруженных сил (ВСВС) стал абсолютно ясным тогда, когда М.Мурси отменил решение военных о роспуске одной из палат парламента, и те это «проглотили». Это был «момент истины», когда военные должны были выбрать, как им действовать дальше: идти по «алжирскому варианту», и тем самым превращать Египет на долгие годы в зону перманентной нестабильности, либо соглашаться на реформы М.Мурси в обмен на гарантии личной неприкосновенности, которые и получили члены ВСВС после назначения на почетные должности советников президента или награждения орденами. Почему Тантауи и его окружение выбрали мирный путь трансформации?

Во-первых, в отличие от своих алжирских коллег, которые имели солидную «подушку финансовой безопасности» в виде доходов от экспорта углеводородов, египетским военным очень не хотелось оставаться один на один с системным экономическим кризисом, да еще и в раздираемой гражданской войной стране.

Во-вторых, воевать египетским военным на несколько фронтов (с «Братьями-мусульманами»; бедуинской вольницей на Синайском полуострове; исветскими борцами за демократию) просто некем. Армия ненадежна и не готова к такому затяжному противостоянию, что доказали очень наглядно события «арабской весны». Средний и высший командный состав явно придерживается несколько других форм взаимодействия с гражданским обществом, что и доказывают публичные высказывания нового начальника генерального штаба и министра обороны.

В-третьих, Вашингтон был категорически против такого варианта, поскольку вместо надежного союзника в период перемен на Ближнем Востоке и Африке, он получал бы новую «головную боль». В Белом Доме сейчас главенствует новая концепция сотрудничества с новыми арабскими правительствами, независимо от степени исламистской составляющей в них. Выбраться из финансового и экономического кризиса Каир может только с помощью США, а Катар и Саудовская Аравия в данном случае очень ненадежные помощники. У Саудовской Аравии налицо серьезные экономические трудности и дисбаланс с бюджетом, а Доха, несмотря на свои очень солидные золотовалютные запасы, совершенно точно не будет их использовать для поднятия экономического уровня Египта. Создавать своими руками регионального конкурента Катар не собирается, помощь Дохи будет четко увязываться с конкретными политическими уступками со стороны Каира. К этому не готово любое правительство Египта, какой бы идеологии оно не придерживалось. Любой режим будет, прежде всего, опираться на свое традиционное видение Египта как региональной супердержавы. Да и США как политический тяжеловес на много порядков мощнее всех суннитских монархий, вместе взятых. Отсюда совершенно логичный крен Каира в сторону Вашингтона.

В этой связи США взяли курс на установление более тесных контактов с новым руководством египетской армии. Они заменили весь штат своего представительства военной разведки в Каире, который мог помешать этому процессу с учетом его ориентированности на представителей старого командования вооруженных сил АРЕ. Сейчас представительство возглавил ветеран Ирака бригадный генерал Р.Кларк. Перед ним стоит задача по установлению новых доверительных контактов с новым министром обороны и бывшим руководителем военной разведки А.ас-Сисси, а также начальником генерального штаба генералом С.Собхи. Это непростая задача, поскольку оба этих военных несколько раз публично выражали свое недоверие американским партнерам. С.Собхи в период своей учебы в США в 2005 году даже написал курсовую работу на эту тему, в которой подчеркивал необходимость снижения уровня американского военного присутствия в регионе Ближнего Востока. Заметим, что это полностью противоречит нынешней концепции Пентагона, который планомерно наращивает силы не только на Аравийском полуострове, но и в Африке. В той же курсовой С.Собхи обвиняет американских политиков в недооценке превосходства религиозного фактора над политическим на Ближнем Востоке, что и приводит Вашингтон к грубым страноведческим ошибкам. Очень сомнительно, что его взгляды сильно изменились с учетом последних событий в Египте.

Начало