Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Новое лицо арабского мира: ситуация в Северной Африке и на Ближнем Востоке в оценках участников МКБ и экспертов

И.С. Берг

3–5 февраля в Мюнхене прошла традиционная, 48-я по счету конференция по безопасности. Мюнхенская конференция по безопасности (МКБ) для судеб мировой политики означает то же, что экономический форум в Давосе для развития мировой экономики, считает немецкий обозреватель Кристоф Хайнеманн. Напомним в этой связи: Давосский экономический форум, проходивший 25–29 января с.г., был посвящен решению насущных проблем мировой экономики, в том числе с его ближневосточной составляющей: колебания рынка нефти на фоне санкций против Ирана; вероятность политических рисков в Саудовской Аравии по причине возможной смены правящего лидера; общая нестабильность в регионе, вызванная событиями «арабской весны».

МКБ — не просто обмен любезностями, а обсуждение актуальных проблем в мире ведущими дипломатами и военными экспертами, причем обсуждение без табуированных тем и зачастую своими словами, без дипломатических экивоков. Организатор этого форума — известный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер пригласил в столицу Баварии 350 государственных и политических деятелей, а также военных экспертов из 60 стран, чтобы всесторонне обсудить спектр актуальных мировых проблем, в числе которых необходимость сокращения военных бюджетов стран НАТО, переориентация США на Тихоокеанский регион, поиски компромисса по вопросу ПРО.

В Мюнхене выстраивается модель политических и деловых отношений между Востоком и Западом. Так было в период холодной войны, так будет и сегодня, когда есть проблемы, которые надо сообща решать странам, входящим в блок НАТО и не входящим в него, между державами Запада, между Западом и арабским миром и в других направлениях, подчеркивает В. Ишингер.

Эти важнейшие темы напрямую или косвенно связаны с ситуацией на Севере Африки и Ближнем Востоке. Этот регион, и без того достаточно проблемный, в последний год обозначил себя как эпицентр широкого протестного движения, которое приводит к смене правительств, что, к сожалению, не обходится без тысяч жертв. Понятно, что региональная обстановка существенно влияет на глобальную. В связи с этим в повестке дня Мюнхенской конференции по безопасности (МКБ) неоднократно упоминалась роль «арабской весны».

На этом фоне сегодня решаются проблемы безопасности, включенные в программу МКБ. Первая из них — обозначение 2012 г. как поворотного для НАТО в аспекте экономии (сокращение военных расходов стран ЕС, США). Вторая — геостратегическая переориентация Пентагона (переброска многотысячного контингента военнослужащих из Европы в Австралию). Третья — сокращение числа военных академий в странах ЕС (сегодня их 27, при том что, к примеру, армии стран Евросоюза используют семь различных типов боевых самолетов).

Учитывая имеющийся у НАТО опыт участия в событиях «арабской весны» (воздушные операции в Ливии), вышеназванные трансформации в альянсе способны существенно повлиять на дальнейший ход развития региона. Неслучайно накануне открытия МКБ свое интервью немецким СМИ В. Ишингер начал с признания: «Я вижу несколько событий, которые мы должны рассмотреть в Мюнхене. Начну с ситуации в арабском мире». Год назад события в Египте практически совпали с моментом проведения предыдущей Мюнхенской конференции, и эксперты еще не накопили достаточно фактов для обобщений и анализов. Непонятно было, кто представляет Египет. И «упорядоченного обсуждения с представителями региона» на эту тему попросту не было. В нынешнем году, по свидетельству В. Ишингера, ожидается не менее напряженная ситуация, которую политики и эксперты намерены обсудить с представителями Ливии, Туниса и Египта, чтобы говорить о надеждах и возможностях, а также о рисках и опасностях, которые связаны с этими событиями. Конечно, включая ужасную ситуацию в Сирии и сохраняющуюся озабоченность по поводу ядерной программы Ирана. Ишингер изначально возложил большие надежды на беседы с рядом лидеров региона, в том числе Катара, который, ввиду того что первым предложил отправить в Сирию миротворческий контингент из солдат армий арабских государств, имеет особую ценность для Европы.

То, что организатор МКБ обозначил, что называется, первой строкой Ближневосточный регион, говорит о том, что ситуация здесь складывается взрывоопасная. Она будет диктовать важнейшие решения мировых политиков, которые в условиях финансового кризиса должны разработать сбалансированную оборонную политику. В. Ишингер подчеркивает: «Возможности в Европе и на Западе в целом должны быть использованы таким образом, чтобы снизить уровень кризисов и конфликтов в Африке, на Ближнем Востоке или в Азии, действуя так, чтобы мы смогли сказать: мы способствуем экспорту стабильности из Европы и не допускаем импорта нестабильности в Европу». Само собой разумеется, речь идет о нестабильности, в том числе из стран «арабской весны».

Новая ситуация в Ливии, Египте, Сирии и других арабских государствах создает множество проблем, которые имеют большое значение для политики международной безопасности. Для В. Ишингера, который разослал приглашения для участия в МКБ главам правительств арабского мира, важно, что называется, из первых уст услышать мнение о путях преобразования Севера Африки и Ближнего Востока. Впрочем, он отметил: «Мы бы хотели, чтобы свое мнение высказали не только политики, но и другие представители региона». Он имел в виду членов оппозиционных партий, активистов правозащитных организаций, региональных представителей Human Rights Watch и других НПО.

Совершенно очевидно одно: МКБ представляет собой международную сцену, где Запад должен продемонстрировать, насколько он готов выстраивать отношения с новыми политическими элитами в Египте и Тунисе, формирующимися властными структурами в других странах арабского мира. Состоявшееся в Мюнхене соприкосновение Запада с его системой демократических ценностей и Востока с его исламскими представлениями о правах и свободах в чем-то обнадежило, а в чем-то разочаровало организатора МКБ.

Разочарование состоит в том, что «арабская весна» оказалась в арабском мире на поверку чередой приступов ярости. Если взять Египет и Тунис, которые готовятся перейти под контроль исламистских партий, налицо несбывшиеся надежды сторонников реформ: сейчас победители в выборах встраивают конституции в законы шариата с соответствующими поправками относительно прав женщин.

Запад уже начинает ощущать, что отношения с арабским миром становятся более сложными. Настроения в египетском обществе отражаются на политике, что видно на примере Израиля. Если раньше режим Мубарака был надежным партнером, использовавшим ненависть большей части египтян (крестьян, живущих в дельте Нила) к Израилю как внутриполитический вентиль, то сейчас характерно наступление периода радикальных перемен, которые не соответствуют стилю жизни молодежи Каира — так называемого поколения Facebook, ориентированного на добрососедские отношения с Государством Израиль. Маловероятно, что «Братья-мусульмане» заключат договор о мире с Израилем, но они будут неудобными партнерами в ходе переговоров, отмечает печать ФРГ.

Разочарованные результатами весны, начавшейся на площади Ат-Тахрир, люмпенизированные слои египетского населения ищут новый повод для того, чтобы выплеснуть недовольство. Ищут и находят, как это было 1 февраля после футбольного матча в Порт-Саиде, где в результате массовой кровопролитной драки болельщиков погибли 74 человека, а затем 2 февраля в Каире и 3 февраля в Суэце — и в этих городах наблюдались столкновения с полицией Причем в Каире пострадали более 600 человек, а всего более 10 тыс. демонстрантов собрались на той же площади Ат-Тахрир в центре Каира, требуя отставки главы Высшего совета вооруженных сил Египта генерала-фельдмаршала Мухаммеда Хусейна Тантауи. Жертвы — результат продолжающейся радикализации египетского общества, констатируют немецкие политологи. Исламисты дают «карт-бланш» на кровавое разрешение любого спора, даже если на кону всего лишь место в таблице национального чемпионата по футболу. Фанаты от футбола и фанатично настроенные мусульмане — это почти и тот же качественный состав сторонников насилия, и тот же результат: выплеснутая ярость, хаос, кровь.

Конфликт футбольных фанатов, переросший в насилие межпартийного характера, привел к тому, что эти партии, в том числе победившие на выборах, теряют своих сторонников, считает политолог Михаэль Ланге, прежде руководивший каирским офисом Фонда Конрада Аденауэра. Одновременно это показатель: недовольство египтян заметно выросло за последние недели — многие поняли, что правящая военная элита не желает идти путем демократизации. Развитие событий в Египте, по мнению М. Ланге, выходит из-под контроля. Этому способствует ряд обстоятельств. Первое: весьма популярная на Ближнем Востоке идея заговора (неважно, кто против кого), используя которую можно электризовать многотысячную массу. Второе: эмоциональный фон, который легко переориентировать с футбольного поля на площадь Ат-Тахрир, на полицейских, которые хотят навести порядок, на политических противников. Главное в Египте — отсутствие перемен. «Мы не должны забывать, что в Египте 80 миллионов жителей, и кроме сотен тысяч демонстрантов есть миллионы, которые менее удовлетворены текущей ситуацией по сравнению с тем, какая была даже в последние месяцы режима Мубарака», подчеркивает Михаэль Ланге, указывая на усиление позиций сторонников прежнего режима.

На фоне новой арабской действительности у Запада не может быть повода для чрезмерного восторга, как, впрочем, и для паники. В случае Туниса большая часть руководства победившей на выборах партии «Ан-Нахда» бравирует тем, что хотя она и исламистская, но получила образование на Западе и открыта западным ценностям. Каковы истинные ценности тунисских лидеров, станет понятно со временем, однако после встреч в масштабе МКБ осталось прежнее сомнение: захотят ли они защищать демократию, и если захотят, то какую именно? Понятно, что исламисты использовали шанс, который им предоставила восставшая молодежь. Но идеалы революционеров поколения Facebook вряд ли станут их идеалами.

Участники МКБ отметили особую тревогу, которую вселяет непрекращающийся размах насилия в Сирии, куда возможен ввод арабских солдат, чем обозначен качественный перелом понятия «интервенция», прежде связываемой лишь с НАТО. Как известно, сначала эмир Катара предложил ввести в Сирию войска, а затем бывший генсек Лиги арабских государств Амр Муса заявил, что в скором времени Лига отправит в Сирию арабских солдат с целью защитить гражданское население этой страны.

С момента, когда в Сирии начались акции протеста против режима Башара Асада, прошел без малого год. За это время Лига отправила в Сирию нескольких наблюдателей, которым не удалось ни остановить кровопролитие, ни продолжить анализ ситуации, поскольку их жизнь оказалась в опасности. В рамках МКБ неоднократно указывалось: провальный курс Лиги не означает, что арабские соседи использовали все возможности, чтобы обуздать размах насилия.

Однако эта организация заметно снизила уровень оптимистических нот — оказалось, что Башар Асад сильнее и целеустремленнее, по-своему понимает арабское единство и действует, не меняя метода «шаг вперед, два шага назад». Он понимает, что ввод иностранных войск не разрешит конфликт в Сирии, поскольку это может грозить появлением второго Ирака или второго Афганистана. А отречения его от власти не предвидится Процесс в Сирии может оказаться долгим и потребует большого числа жертв, которых к настоящему моменту насчитывается, по данным ООН, уже более 5,6 тыс.

Период проведения МКБ совпал с новым всплеском насилия, который предпринял режим. «Сейчас настало время для того, чтобы международное сообщество выразило четкую позицию и осудило насилие режима Асада в недвусмысленных выражениях», сказал Гидо Вестервелле в рамках конференции в Мюнхене. С этой целью федеральный министр провел серию переговоров с лидерами разных стран — участниками МКБ. Детали переговоров немецкая пресса не упоминает, но, по мнению экспертов, цель бесед — сверить оценки размаха насилия в Сирии с тем, чтобы обеспечить соответствующий результат по голосованию. Состоявшееся 4 февраля голосование Совета Безопасности, в ходе которого Россия и Китай вновь наложили вето на проект резолюции, показало бесперспективность усилий Вестервелле: из 15 стран — членов СБ ООН за резолюцию проголосовали 13, две страны (Россия и Китай ) проголосовали против.

Тематическая платформа МКБ предполагала и широкое обсуждение афганской проблемы. Она имеет свою особенность, поскольку начинается поэтапное выдвижение из Гиндукуша войск НАТО, в том числе и войск бундесвера, который уже в ближайшее время сократит свою численность с 5350 до 4900 и затем до 4400 военнослужащих. Этот и другие примечательные моменты обозначил в своем выступлении Томас де Мациере, федеральный министр обороны, которому поручили открыть Мюнхенский форум. «Новая роль Германии в мире» — так была обозначена тема его выступления.

По Томасу де Мациере, аспекты роли следующие: ФРГ в составе НАТО не ведущая страна, поскольку не обладает для этого достаточной военной мощью; широкий спектр действий и использования бундесвера, обретенный в Афганистане; Германия остается стратегическим партнером американцев в Европе; в свете новой американской военной стратегии, переориентированной на Тихий океан, на Германию возлагается новая ответственность за бассейн Атлантического океана.

Новая роль Германии обозначена и для региона. В частности, стратегия, в соответствии с которой немецкое военное присутствие сохраняется в Афганистане до конца 2014 г., подразумевает, «что что-то до тех пор произойдет в стране». Расчет на действия локальных сил безопасности, которые численно и качественно должны быть готовы действовать самостоятельно. Томас де Мациере отметил в числе первоочередных задач в Афганистане решение вопроса с инфраструктурой, а именно выбор стратегии отхода — через Пакистан на юге и через государства Центральной Азии (прежде всего Узбекистан) на севере. Оба маршрута нуждаются в безопасности и транспортной обеспеченности. В виде наиболее вероятного варианта рассматривается северный с центральным узлом в Мазари-Шарифе. В настоящее время эксперты федерального Минобороны ведут подсчет, во сколько обойдется операция по выводу.

Об актуальных расходах уже известно. Для выполнения миссии в Афганистане федеральное правительство в 2011 г. выделило рекордную сумму 1,7 млрд евро. По сравнению с 2010 г. это представляет собой увеличение на 220 млн евро, или на 15%. В 2012 г. планируется снижение до 1,1 млрд евро, однако и эта сумма в условиях финансового кризиса достаточно высока.

Афганская армия, на укрепление которой Германия ежегодно тратит 40 млн евро, не готова к выводу войск НАТО, что придает талибам гораздо больше уверенности, чем прежде, говорит Томас Раттиг, содиректор и старший аналитик независимого центра Afghanistan Analysts Network (Кабул–Берлин). Пока мир осмысливает заявления глав военных ведомств США и Франции, намеренных уже в 2013 г. покинуть Гиндукуш, то есть раньше, чем планировалось, Германия вынуждена пересматривать темпы своего участия в выводе войск ISAF, поскольку основная тяжесть транспортировки ляжет на ее плечи. Означают ли эти перемены планов, что в Афганистане дела идут лучше, чем считалось ранее? Отвечая на вопрос немецких СМИ, Томас Раттиг заявляет: «Нет, это не так. Американцы только подтвердили то, что ранее уже предложили в Кабуле: к концу 2013 г. миссию ISAF в ее части по проведению боевых задач завершить, насколько будет возможно, а затем потребуется еще год, в течение которого произойдет проверка, на самом ли деле ситуация стабилизировалась. В случае необходимости американцы вмешаются еще раз».

Расшифровывая для прессы смысл актуальных задач, в решении которых мог бы участвовать бундесвер в составе НАТО, федеральный министр обороны, выделил, к примеру, угрозу блокирования Ормузского пролива как ответ Ирана на международные санкции, связанные с ИЯП. «Позиция по вопросу Ирана и его ядерной программы вызывает беспокойство. Но трезво взвесив ситуацию, можно понять, что нет никаких доказательств того, что иранцы могли бы быть заинтересованы в том, чтобы блокировать Ормузский пролив Потому что это нанесение ущерба самим себе». Столь же серьезно ФРГ рассматривает дискуссию о нанесении Ирану превентивного удара, подчеркнув, что «мы предупреждаем Израиль» относительно нецелесообразности подобного шага, хотя и обеспечиваем «политическую поддержку ближневосточного мирного процесса в пределах наших возможностей. Лучшим вкладом в обеспечение безопасности Израиля будет создание двух государств — это решение, приемлемое для всех заинтересованных сторон... Все остальное не подходит для общественного обсуждения».

Еще одну очередную безуспешную попытку присоединить Пекин к группе стран, усиливающих давление на Тегеран, предприняла в дни работы МКБ канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая в это время находилась с официальным визитом в Китае. Как отмечает печать ФРГ, «Пекин видит себя больше как противник Запада, в том числе и в вопросе, касающемся Ирана: в то время как американцы и европейцы хотят санкциями остановить ядерную программу Тегерана, китайцы настаивают на своем праве на свободную торговлю и делают угрозу эмбарго на поставки нефти неэффективной. В краткосрочной перспективе Китай является победителем». Данный вывод основан на том, что с момента ввода евросанкций Пекин может получить новую долю иранского нефтяного экспорта, которая за последний год уже увеличилась на 2%, а нефтяные шейхи не гарантируют Китаю равноценной замены, к тому же транспортировка углеводородов будет проходить дольше и обойдется дороже. В Пекине была прозвучала идея: несмотря на то что ни одна страна на Ближнем Востоке не должна вести разработки в сфере создания ядерного оружия, санкции не могут решить эту проблему. Немецкий истеблишмент оценивает позицию Китая как «оппортунистическую». Как Пекин заплатит за нее, покажут ближайшие месяцы. Судя по возрастающей в последнее время роли Германии в ЕС и мире, решающее слово должен произнести Берлин.

Мировое давление на Иран резко возрастает, констатирует Рупрехт Поленц, глава парламентской комиссии по внешней политике. Выступая на МКБ, он констатировал: давление на Иран резко возрастает. Теперь, когда применены санкции и есть угроза их ужесточения, мы понимаем, что у нас есть нужные инструменты Санкции на эмбарго по поставкам нефти — «четкий сигнал» Ирану. Он считает, что «иранская экономика находится в плохом состоянии... и, закрывая Ормузский пролив, Иран пострадает от собственных действий не меньше, чем остальные». Наличие авианосцев США в регионе говорит о нарастании угрозы вооруженного противостояния, однако есть возможность избежать войны и надежда на то, что «Иран теперь наконец сможет увидеть свою ядерную программу как опасную ошибку». Опасность прежде всего в том, что, согласно Р. Поленцу, «это может привести к гонке ядерных вооружений в регионе и таким образом положить конец Договору о ядерном нераспространении». Военный удар по Ирану означал бы «банкротство дипломатии», подчеркнул, комментируя ситуацию, организатор МКБ В. Ишингер. В интервью Немецкому радио он указал: варианта хуже, чем использование военной силы против Ирана, он не может себе представить. Прежде всего, надо подождать результата политики санкций.

Федеральное правительство готово к международной дискуссии о возможных последствиях нефтяного эмбарго со стороны ЕС в отношении Ирана. Министр иностранных дел Гидо Вестервелле в рамках МКБ и в интервью СМИ ФРГ отметил, что в связи с заменой иранской нефти ожидаются переговоры с другими странами — поставщиками сырья. Столкнувшись с растущей напряженностью в ядерном споре с Западом, Иран объявил о новых военно-морских маневрах в Персидском заливе и Ормузском проливе, что также нашло отражение в дискуссиях в рамках МКБ.

Выводы

Первый. Участники МКБ, как политики, так и эксперты, рассматривают данный регион с ряда принципиальных позиций. Во-первых, это стык трех континентов: Африки, Азии и Европы, что означает особые историко-географо-геологические реалии, включая узловые вопросы цивилизации, всемирный углеводородный ресурс, проблемы перемещения дешевой рабочей силы и применения новейших технологий в перспективных отраслях. Во-вторых, это в значительной степени район Средиземноморья, что означает высокую степень как самой доступной и дешевой транспортировки грузов и мигрантов (легальных и нелегальных), так и насилия. В-третьих, это практически исламский мир — группа арабских обществ с их устоявшимися семейно-клановыми и племенными структурами, что диктует особые подходы к решению политических и экономических проблем, включая противостояние светского и религиозного пути развития, геополитические амбиции, желание обладать современным оружием для их удовлетворения.

Второй. События последних месяцев определяют регион как зону стремительной радикализации, торжества фундаментализма и агрессии. Арабский мир развивается в национал-социалистическом векторе, идя от автократической формы правления к теологической. Это сопровождается внутренними проблемами (террором, коррупцией, деморализацией общества) и внешними — выдвижением панисламизма в качестве генеральной идеи развития, рассматривающейся как мусульманский Ренессанс, противостоящий Западу, в задачу которого входит насильственное покорение Запада.

Третий. Собеседники в Мюнхене со стороны Запада пытались повлиять на то, чтобы в конституциях новообразованных арабских государств было отражено, что демократия включает в себя не только господство большинства, но и другие принципы, например, свободу мнений Этот процесс сложен: те, кто сейчас пришел к власти в Тунисе и Египте, болезненно относятся не только к правам женщин, но и к правам христиан, гомосексуалистов, людей искусства. Запад, который, по идее, не должен с этим мириться, вынужден, тем не менее, считаться с нынешним политическими элитами и идти навстречу «Братьям-мусульманам» и «Ан-Нахда», поскольку успех исламистов подтвердился в ходе выборов, которые в Арабском регионе еще никогда не проходили так свободно. Если Европа выступает за свободу и демократию в широком понимании, то она должна искать доверительный тон, если хочет оставаться партнером трансформируемого арабского мира.

Четвертый. События «арабской весны» стремительно меняют политический ландшафт региона. Если на прошлой Мюнхенской конференции по безопасности (6 февраля 2011 г.) ставился вопрос: «Трансформация в Египте: с Мубараком или без?» и ряд дипломатов склонялись к мнению, что «Мубарак должен оставаться у власти для управления изменениями» (слова Франка Визнера, специального посланника президента США в Египте), то Фолькер Пертес, директор берлинского центра Stiftung Wissenschaft und Politik, и Кеннет Рот, исполнительный директор Human Rights Watch, были более проницательны. Они скептически оценили способности и волю режима в Каире, чтобы одобрить или внести существенные изменения в жизнь египетского общества. Столь же сложными и проблематичными могут оказаться и сегодняшние прогнозы. Единственное, в чем не сомневаются участники МКБ, так это в том, что насилие еще долго будет спутником как сторонников арабских режимов, так и их политических противников.

Использованы данные сайтов Мюнхенской конференции по безопасности, Welt Online, Deutschlandradio, Frankfurter Rundschau, wiwo, ftd, Zeit online, Saarbruecker Zeitung.

Начало