Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Межплеменные столкновения в Ливии

А.А.Быстров

Ливийские власти объявили о том, что им «удалось прекратить межплеменные столкновения» в регионе Себха, направив туда около «200 сотрудников МВД». Глава Переходного национального совета /ПНС/ Мустафа Абдель Джалиль в этой связи пригрозил, что «военная сила будет использоваться властями незамедлительно для предотвращения гражданской войны». Сразу отметим, что никаких сил, которые реально могли бы остановить вооруженные межплеменные столкновения, у ПНС просто нет. У противоборствующих сторон просто заканчиваются боеприпасы, отсюда и перерыв в конфликтах. Направление в тот или иной регион представителей «чужой» племенной группы чревато лишь разжиганием конфликта с новой силой. В этой связи ПНС фактически с самого начала своего воцарения в Триполи проводило «тихую» политику «по стравливанию» различных племенных групп, стараясь тем самым в условиях дефицита армии и наличности (а последнее имеет для локализации подобного рода конфликтов приоритетное значение) поддерживать некое «равновесие». В частности, происходило неявное стимулирование нарастания противостояния между племенами мисурата и каддафа, а племени варфалла с исламистами. Последние столкновения в Себхе – это битва за контроль над крупнейшим нефтяным месторождением в этом районе. На очереди с большей долей вероятности – аналогичные конфликты между племенами магариха и варфалла, варфалла и каддафа, зувайя и обейда. В Куфре например произошли очень кровопролитные столкновения между племенами зувайя и тубу. При этом последние вообще не учитывались большинством экспертов как некая сила, которая будет претендовать на какие-то привилегии в «новой Ливии». Вместо того чтобы соответствовать этим прогнозам и тихо существовать в песках, тубу неожиданно перерезали основную магистраль, которая соединяет Ливию с западной частью континента и является одной из основных транспортных и торговых артерий. И это только начало эффекта «домино».

На этом же фоне представитель кабинета министров Н.аль-Манаа в своем выступлении фактически признал, что страна не имеет центрального руководства и медленно погружается в хаос. Отметим, что он выступал не самостоятельно, а лишь озвучивал мнение премьер-министр А. аль-Киба, который настойчиво лоббирует перенос срока всеобщих выборов с нынешнего лета до тех пор, пока можно будет говорить о наступлении некой стабильности. Он предлагает ввести в стране «чрезвычайное положение», что, видимо, отвечает существующим реалиям. В связи с этим в ПНС развернулись ожесточенные дискуссии: М.Абдель Джалиль выступает категорически против. При этом абсолютно непонятно, как можно проводить выборы в стране, в которой фактически отсутствует вертикаль власти, подкрепленная жесткой военной централизованной силой. Да и создать таковую фактически невозможно в условиях многоплеменного фактора. В этой связи становится понятным, почему М.Каддафи в свое время минимизировал роль армии, заменив ее на ополчение (в каждом районе свое) и наемников из других африканских стран.

ПНС лихорадочно пытается найти «новые пути» решения этой проблемы, для чего собственно и начинается активная поддержка «добровольцами» отрядов сирийской оппозиции. Не надо обманываться и полагать, что Триполи это делает ради поддержания идей свободы и демократии. Помимо «выпуска пара» здесь большую роль играет и финансовая поддержка со стороны Катара, который, естественно, платит за эту услугу.

Ни о каких «революционных идеалах» и борьбе против «тираний» речи не идет. Например, когда Триполи было выгодно принять министра обороны Судана у себя для переговоров, то никаких угрызений совести по тому поводу, что суданец находится под уголовным преследованием Международного уголовного суда (МУС), не возникло. Более того, пресс-секретарь ПНС заявил, что «приоритеты национальной безопасности для нас важнее, нежели принципы международной юстиции». Ровно по тем же самым соображениям ливийские власти не желают выдавать сына Каддафи Сейф аль-Ислама международному трибуналу в Гааге. Здесь «национальные интересы» тесно переплетены с боязнью того, что сын бывшего диктатора расскажет много неприятных вещей о нынешних ливийских правителях.

В самом ливийском руководстве все чаще раздаются голоса о том, что «Запад их бросил на произвол судьбы». Все дело в том, что никто не обещал «кормить и поить» одну из самых обеспеченных полезными ископаемыми стран мира. А что касается стратегии Запада на этом направлении, то следует отметить, что там преобладает философский подход. Столкновения в Ираке и Ливии (которая фактически повторяет иракский путь), в которых гибнут сотни людей, там называются «неизбежным этапом эволюции от тирании к демократии и установлению новой системы ценностей».

Начало