Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ливия-ЕС: охлаждение отношений?

А.А.Быстров

Приговор российским, украинским и белорусским гражданам, которые «оказывали содействие преступному режиму Каддафи» путем ремонта военной техники (по версии ливийского правосудия), безусловно, носит характер политический. С таким же успехом подобного рода обвинения можно предъявлять многим членам Переходного национального совета (ПНС), которые на «заре» своей политической карьеры исправно служили тому же Каддафи. Но дело не «в правосудии». Вопрос, прежде всего, в попытках того же руководителя ПНС М.Джалиля «цементировать» нацию и поднять свой авторитет перед предстоящими 19 июня с.г. выборами.

Для этого используется старый испытанный метод «справедливого осуждения» преступников-иностранцев, что дает сразу же несколько преимуществ новой и очень неустойчивой власти. Достаточно вспомнить процесс болгарских врачей еще во времена Каддафи, который вел, кстати, тот же М.Джалиль, и на котором он сделал себе имидж «борца за справедливость» в глазах простого народа. Таким образом, средства достижения народной популярности от смены правителей в Ливии не меняются.

Что это за преимущества? Во-первых, это то, что новая власть показывает свою силу перед международным сообществом, как бы говоря, что для нее не существует «священных коров», когда речь идет о правосудии. В этот раз выбраны страны бывшего СССР. Это, безусловно, является своеобразной местью за годы активного сотрудничества СССР с режимом Каддафи. Во-вторых, М.Джалиль пытается вновь использовать «болгарский прецедент» для того, чтобы укрепить собственные политические позиции, которые серьезно пошатнулись в последнее время в процессе борьбы за власть с премьер-министром А.аль- Кибом. И, наконец, третье и тоже очень важное для М.Джалиля и ПНС в целом обстоятельство. Это попытка «напомнить» о себе мировому сообществу, которое в последнее время во многом сознательно игнорирует происходящие в Ливии события. Здесь и собственные предвыборные дела, и смена ряда бывших европейских руководителей, и тема «замороженных» ливийских фондов, которые очень не хочется отдавать в разгар финансовых проблем. А если Европа и вспоминает о Ливии, то исключительно в негативном плане. Например, о бесконтрольном распространении оружия из ливийских арсеналов по всей Африке, и на примере Сирии – еще и в регионе Ближнего Востока, а также активизации исламистских радикалов.

Помимо этого наметился важный момент охлаждение отношений Триполи с Евросоюзом. Это особенно ярко проявилось в период визита заместителя премьера А.аль-Киба М.Абушагура в страны Европы. Встретили его официально сухо, что объясняется не только тем фактом, что выпускник калифорнийского университета М.Абушагур считается креатурой Вашингтона. Руководитель комиссии ЕС по иностранным делам и вопросам безопасности К.Эштон уделила представителю нового ливийского руководства ровно десять минут. При этом она воздержалась от обычных в таких случаях протокольных замечаний о поддержке ПНС. Вместо этого ливийцу было указано на недопустимость «нарушения Триполи избирательного права ливийского населения». Имеется ввиду запрет ливийских властей на голосование за пределами страны. То есть, другими словами, ливийцы, которые живут за рубежом постоянно (а таких очень много, а в Европе особенно) оказались «за бортом» предстоящего волеизьявления. Сделано это ПНС преднамеренно под давлением ряда местных племенных кланов, которые таким способом пытаются минимизировать участие в выборах внешних сил. Кстати, данный закон был пролоббирован в том числе и Дохой, которая опасается «непопулярных» для себя итогов голосования в случае, если в них примут участие представители зарубежных диаспор. Справедливости ради надо отметить, что в этом интересы Катара и ПНС совпадают.

Ровно такой же холодный прием ожидал Абушагура и в европейском парламенте, где фактический куратор североафриканского направления А.Гомес тесно связана с т.н. «прокаддафистским лобби» в Европе.

В середине мая с.г. министры иностранных дел ЕС обсуждали ливийские дела и пришли к неутешительным для себя выводам. Помимо темы бесконтрольного распространения оружия, европейцев беспокоит усиление радикального исламизма в стране, отсутствие достаточного режима безопасности, а также продолжающаяся бесконтрольная миграция в Европу. Последнее серьезно осложняет улучшение инвестиционного климата в стране. С учетом ухода главного организатора политики ЕС на ливийском направлении Н.Саркози, роль генерального координатора на ливийской площадке сейчас занимает Италия. А подход Рима к ситуации в Ливии не отличается французской агрессивностью. Более того, Рим до сих пор поддерживает контакты с рядом высокопоставленных лиц бывшего режима (в частности, с родственником бывшего ливийского диктатора А.Каддафидамом) и никогда не прерывал с ними связей.

Начало