Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Марокко: июль 2012 г.

В.В.Куделев

Заметным событием месяца стал открывшийся 14 июля в Рабате 7-й съезд исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/, генеральнй секретарь которой Абдельилла Бенкиран уже 8 месяцев возглавляет правительство Марокко. ПСР победила на парламентских /2011 г./ выборах в Марокко, прошедших на фоне событий «арабской весны», потрясшей некоторые ближневосточные страны, и король Мохаммед VI был вынужден назначить на пост премьера представителя этой партии, как того требует конституция страны.

Поэтому не случайно, что выступая на церемонии открытия съезда, Бенкиран первым делом дал оценку последствий «арабской весны». «То, что недавно произошло с арабской и мусульманской нацией – невероятно, и этот процесс изменений еще не завершился», - заявил он.

Бенкиран сразу же пояснил, к кому относятся последние слова. «Народ Сирии – храбрый народ. Я уверен, что победа в конечном счете будет на его стороне», - сказал он, демонстрируя в данном случае близость позиций марокканских исламистов, дворца и США по отношению к трагическим событиям в Сирии.

Говоря о планах ПСР относительно Марокко, Бенкиран сообщил, что «наша партия хочет установить режим правильного управления после десятилетий политической посредственности, из-за которых марокканцы потеряли доверие к политическим партиям и избранным структурам».

Судя по всему, не все в ПСР согласны с действиями тех, кто получил министерские портфели. Косвенное подтверждение тому – прозвучавший с трибуны съезда призыв Бенкирана к «единству» рядов партии.

В работе съезда приняли участие свыше 2 тысяч человек, в том числе делегации от исламистских партий ряда ближневосточных стран. Среди зарубежных гостей съезда был замечен, в частности, глава палестинского движения ХАМАС Халед Машаль. Этот съезд стал первым, проведенным после победы ПСР на парламентских выборах. По его итогам Бенкиран был переизбран на посту генсека ПСР.

Проамериканская позиция дворца и ПСР по Сирии подтвердилась в очередной раз 16 июля, когда персоной нон грата был объявлен посол САР в Рабате Набих Исмаил. Как утверждалось в коммюнике МИД Марокко, «существующая ситуация в Сирии не может продолжаться». В нем содержался призыв к мировому сообществу «добиться немедленного прекращения всех форм насилия по отношению к гражданскому населению». Дамаск тут же ответил Рабату аналогичной мерой, сославшись на принцип взаимности.

Как бы в насмешку над человеколюбием Рабата (когда это касается сирийцев) Марокканская ассоциация по правам человека /МАПЧ/ опубликовала 18 июля доклад, в котором констатировалось, что в 2011 году, когда на Ближнем Востоке бушевала «арабская весна», в Марокко были совершены «многочисленные нарушения» прав человека. «Многочисленные нарушения /прав человека/ были совершены государством прямо или косвенно», - констатировалось в докладе этой независимой и влиятельной правозащитной организации. По ее данным, право на мирные манифестации «нарушалось путем жестких вмешательств сил безопасности и чрезмерного применения силы». Это насилие со стороны государства «привело к гибели Карима Шаиба 20 февраля 2011 года и Камаля Аммари 29 мая». МАПЧ подчеркивает, что по фактам гибели этих молодых людей «не было проведено никакого расследования, ни одно должностное лицо, причастное к их гибели, не было наказано».

Напомним: в 2011г. на фоне событий «арабской весны» в городах Марокко прокатилась серия манифестаций, организованных протестным «Движением 20 февраля». Участники манифестаций требовали проведения глубоких политических реформ и ограничения властных полномочий монарха. В июле 2011г. по инициативе Мохаммеда VI была принята новая конституция. Она усилила определенные прерогативы премьер-министра, сохранив за монархом всю полноту власти. Что касается «Движения 20 февраля», то его акции стали менее многочисленными после того, как его покинули исламисты из движения «Аль-Адль валь-Ихсан».

Тем не менее вечером 22 июля, сразу после ифтара /вечернее разговение в месяц мусульманского поста рамадан/ «Движению 20 февраля» удалось вывести на улицы Рабата около 3 тысяч человек. Участники манифестации требовали проведения социальных и политических реформ. Шествие – первое после формирования в январе с.г. правительства во главе с ПСР - прошло без инцидентов.

В июле стало известно, что очередная встреча группы стран – «друзей сирийского народа» пройдет в Рабате в начале сентября. Ожидается, что в ней примет участие госсекретарь США Хиллари Клинтон. Предыдущая такая встреча – третья по счету – состоялась в Париже 6 июля.

В течение июля в Марокко внимательно следили за событиями на севере Мали, где стали хозяевами несколько исламистских группировок, включая «Аль-Каиду в странах исламского Магриба» /АКМ/.

1 июля Рабат призвал к «срочному вмешательству» исламских стран и мирового сообщества с тем, чтобы защитить мусульманские святыни Мали в городе Томбукту, которые по примеру их афганских единомышленников начали разрушать исламисты. Как утверждалось в коммюнике МИД Марокко, эти акты представляют собой «покушение на культурное и цивилизационное наследие народа Мали, а также на объекты, включенные в 1988г. в список культурного наследия ЮНЕСКО».

26 июля посетивший Марокко с рабочим визитом глава МВД Франции Мануэль Валлс заявил, что две страны «озабочены» ситуацией в плане безопасности на территории Сахеля и Сахары. Выступая на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с главой МВД Марокко Мохандом Лаенсаром, Валлс отметил, что в части Сахеля «двустороннее сотрудничество между спецслужбами Франции и Марокко развивается самым интенсивным образом». По оценке Лаенсара, «Марокко очень плодотворно сотрудничает с Францией и Испанией, и оно будет развивать это сотрудничество».

По западносахарской проблеме Валлс подтвердил, что «позиция Франции неизменна, она поддерживает стабильность». За этими словами скрывается тот факт, что Париж поддерживает марокканский план урегулирования сахарской проблемы через предоставление сахарским провинциям самой широкой автономии в рамках Марокко. Этот план отвергают Алжир и сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО.

26 июля глава правительства Марокко А.Бенкиран в интервью ежедневной газете ПСР «Ат-Тадждид» признал, что намеченный на конец 2012 г. в Тунисе саммит Союза арабского Магриба /САМ/ «станет простой формальностью» из-за неурегулированности ряда проблем между королевством и Алжиром. Одна из таких проблем – остающаяся закрытой граница между двумя странами.

САМ был создан в 1989 г. В него вошли Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис. Последний по времени саммит САМ состоялся в 1994 г., после чего Союз из-за ряда противоречий между его участниками фактически перестал работать.

В июле комиссия по иностранным делам, обороне, и делам марокканцев, проживающих за рубежом Палаты представителей /нижняя палата марокканского парламента/ единогласно одобрила проект закона о гарантиях военнослужащих, предложенный министром по делам администрации национальной обороны Абдельлатифом Луди. Подобное единодушие в очередной раз подтвердило неизменность роли военных в делах королевства. Нет сомнений в том, что проект закона пройдет на ура, когда его будет рассматривать нижняя палата марокканского парламента.

Таким образом можно констатировать, что ожидавшейся интриги не получилось – депутатов, выступавших против первой версии статьи 7 проекта, представляющего военным и жандармам иммунитет от уголовного преследования за деяния, которые могут быть совершены при выполнении приказов старших начальников на национальной территории, устроила вторая версия. Она гласит: «военнослужащие Королевских вооруженных сил пользуются защитой государства». Позиция некоторых депутатов, выступавших против статьи 7 в ее первой версии, была связана с тем, что марокканская армия не раз использовалась в новейшей истории Марокко для подавления массовых выступлений населения, и при этом она не стеснялась в применявшихся средствах.

Кроме указанного иммунитета проектом закона предусмотрена государственная защита военных, равно как и членов их семей, от угроз, клеветы и агрессии.

Финансовый кризис в Европе привел к тому, что Марокко пересмотрело прогноз экономического роста, предусматривавшийся на 2012 финансовый год. Как сообщил управляющий Центральным банком Марокко Абдельлатиф Джауахири, вместо планировавшегося и заложенного в бюджет показателя экономического роста в 4,8% теперь прогнозируется, что он будет меньше 3 % В первом квартале с.г. данный показатель составил 2,8% (в первом квартале 2011 г. он составил 5,6%).

Среди основных причин снижения этого показателя – сокращение потока европейских туристов, и в первую очередь – из Франции, Германии и Испании, уменьшение объемов прямых иностранных инвестиций, рост бюджетного (6%) и торгового дефицита (9 млрд евро в 1-м квартале 2012 г.).

В июле правительство А.Бенкирана продолжило начатую ранее показательную «охоту» на коррупционеров. 13 июля министр юстиции Мустафа Рамид потребовал начать расследование относительно законности выплаты ежемесячных премий бывшему министру финансов Салахеддину Мезуару и действующему директору казначейства Нуреддину Бенсуде (кстати, последний является однокашником Мохаммеда VI по учебе в королевском колледже). Марокканская пресса тут же подхватила эту информацию, опубликовав официальные документы, согласно которым Мезуар с 10 апреля 2010 г. получал ежемесячную премию в размере 7,2 тысяч евро, Бенсуда – 9 тысяч евро.

Парадоксально, но сейчас, в условиях, когда дворец и правительство А.Бенкирана ведут подспудную борьбу за реальную власть в стране, возобновившееся протестное движение может стать временным союзником первого. Подобный расклад сил явно не даст правительству реализовать хоть какие-то из поставленных целей, что продемонстрирует его бессилие со всеми вытекающими последствиями.

Начало