Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Сомали: ситуация в Сомалиленде

А.А.Быстров

В этом году, по данным ряда экспертов, можно ожидать и смены власти и в Сомалиленде, который все более и более активно участвует в процессах, происходящих в регионе Африканского Рога. Несмотря на активное нежелание старого руководства Афросоюза открывать «ящик Пандоры» и объявлять «парад суверенитетов» на Африканском континенте, этот анклав на территории бывшего Сомали похоже начинает играть одну из ключевых ролей в регионе. Несомненно, что Вашингтон и Брюссель рассматривают Харгейсу как один своих опорных пунктов в регионе в свете решаемых сейчас задач по нейтрализации влияния «Аш-Шабаб» и борьбы с пиратством. В августе с.г. после начала широко объявленного генерального наступления кенийской армии на Кисмайо Сомалиленд и другой независимый анклав на территории бывшего Сомали Пунтленд должны стать своеобразным «санитарным барьером» на пути уходящих из-под огня радикалов. До недавнего времени в том же Сомалиленде, пользуясь покровительством ряда уже бывших министров, боевики «Аш-Шабаб» чувствовали себя довольно вольготно. Теперь, после перетряски кабинета, и установления доверительных контактов с Вашингтоном, Лондоном и Парижем ситуация изменилась. В Харгейсе действуют стационарные резидентуры американских и британских спецслужб, а интересы французского разведсообщества представляет частная охранная фирма «GalliceSecurity», которую возглавляет бывший сотрудник знаменитого спецназа французской жандармерии GIGN Ф.Галуа. Он уже провел переговоры с руководством Сомалиленда в лице вице-президента, министра рыбных ресурсов и командующего береговой охраны об организации взаимодействия. В частности, предусматривается проведение тренировок сотрудников президентской и береговой охраны анклава, а также обучение персонала местных СИЗО по организации системы современной охраны заключенных. Одновременно подписаны контракты на поставку спецслужбам Сомалиленда современной техники слежения и шпионажа.

Как полагает ряд экспертов, на переговорах, которые проходили в Париже в июне и июле с.г. с представителем Сомалиленда во Франции А.И.Хасаном, речь шла и поставках ограниченного числа оружия. При этом Париж избегает обвинений в нарушении режима эмбарго по поставкам оружия, наложенного на Сомали. Его планируют доставлять в анклав в рамках антипиратской операции и охраны конвоев грузовых судов, на которых специализируется компания «GalliceSecurity».

В этой связи интересны возможные кандидаты на место нынешнего президента Сомалиленда Силаньо, которому в этом году исполняется 76 лет, и который сейчас собирается проходить срочное медицинское обследование в Лондоне. Эксперты полагают, что даже в случае формального пребывания Силаньо у власти в дальнейшем, основными фигурами из его ближайшего окружения, которые будут «заказывать музыку», являются одна из жен президента Амина Жердех и министр Харси Али Хаджи Хасан. Уже в настоящее время «первая леди» неизменно участвует в обсуждении ключевых назначений в правительстве, включая министров силового блока; совместных с президентом пресс-конференциях, а также активно ездит по стране с целью более тесного контакта с представителями местных властей. Амина также известна своим активным участием в реализации социальных и медицинских проектов на территории анклава, что, безусловно, «работает» на ее авторитет. Важно также и то, что руководители силового блока Сомалиленда еженедельно готовят сводки именно для нее.

Х.Хасан в свою очередь курирует работу всего кабинета министров, а также имеет прерогативу в области международных отношений. Несомненно, что наметившееся сближение с Западом и аравийскими монархиями – это плод его усилий в этом направлении. Х.Хасан также играет ключевую роль в переговорах с руководством Переходного правительства в Могадишо. При всем этом обе эти фигуры, без которых не принимаются серьезные решения в Сомалиленде, находятся в плотной орбите влияния Аддис-Абебы, которая рассматривает анклав как зону своих стратегических интересов.

Х,Хасан сейчас играет еще одну важную роль в операции, которая в состоянии серьезно изменить геополитическое значение анклава уже в самом ближайшем будущем. Речь идет о модернизации морского порта и бывшей советской военной базы в Бербере. При активном участии Хасана удалось перехватить контракт на модернизацию инфраструктуры порта у Джибути и завлечь в страну очень серьезного инвестора в лице эмиратовской компании DPW. Первоначальное стремление эмиратовцев участвовать в контракте по строительству и модернизации порта в Джибути натолкнулось на холодный прием со стороны президента страны О.Гуллеха. Связано это было в первую очередь с тем, что интересы DPW лоббировал основной президента и влиятельный бизнесмен А.Бореш. В результате предпочтение было отдано китайцам в лице ChinaMerchantsHolding, а DPW стараниями Хасана и Бореша перебазировались в Сомалиленд. Силаньо и Хасан практически подтвердили DPW готовность к подписанию контракта в рамках своего недавнего визита в ОАЭ. Согласно ему эмиратовцы вложат в качестве прямых инвестиций несколько сотен миллионов долларов США и в течение ближайших десяти лет будут получать 80% прибыли от деятельности порта. С учетом уникального географического положения Берберы и хорошей инфраструктуры, оставшейся в наследство от СССР, он может уже в самой близкой перспективе стать серьезной альтернативой порту в Джибути.

Начало