Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (30 июля – 5 августа 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Египте. Специальный представитель ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию К. Аннан 2 августа подал в отставку, признав тем самым провал своей миссии по мирному разрешению конфликта в Сирии. В Египте 2 августа завершился процесс формирования нового правительства страны во главе с Х. Кандилем.

Обстановка в Сирии остается очень напряженной. В различных районах страны продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженной оппозицией. На прошедшей неделе наиболее масштабные и ожесточенные бои имели место в Алеппо и прилегающих к городу районах. Обе противоборствующие сирийские стороны придают «битве за Алеппо» ключевое значение в идущей в стране гражданской войне. Командование правительственной армией пе-ребросило в город до 20 тыс. солдат и офицеров. В боевых действиях против повстанцев активно участвует боевая авиация и артиллерия. Руководство оппозиционной Сирийской свободной армии (ССА) также направляет в Алеппо дополнительные силы. По имеющейся информации, боевики ССА получили в свое распоряжение примерно 20 ПЗРК. 4 августа правительственные войска очистили от повстанцев последний контролировавшийся ими район Дамаска – Тадаммун. Боевые действия и боестолкновения происходили также в окрестностях столицы, в провинциях Хама, Хомс, Идлиб, Дейр-эз-Зор, Деръа, Латакия, Хасеке.

В городах и сельских районах, перешедших под контроль оппозиции, создаются временные органы власти, в состав которых входят представители вооруженных отрядов и гражданские лица. В то же время в рядах противников режима президента САР Б. Асада по-прежнему нет единства. Так, исламисты создали собственную боевую группировку – «Вооруженные братья-мусульмане», действующую отдельно от ССА, но сотрудничающую с головной организацией зарубежной оппозиции Сирийским национальным советом (СНС). Объединенный комитет ССА (внутренняя вооруженная оппозиция) 30 июля распространил «предложения по национальному спасению» и политическому переходу в стране. Согласно проекту, в нем приняли бы участие представители военных, и гражданских сил постасадовской Сирии. В то же время находящийся в Турции руководитель ССА Р. аль-Асаад отверг этот документ, как «искажающий имидж ССА». Группа из 70 оппозиционеров во главе с Х. аль-Малехом 31 июля объявила о создании Совета сирийской революции и предстоящем формировании переходного правительства в изгнании со штаб-квартирой в Каире, альтернативного органам СНС. Глава СНС А. Сида заявил 4 августа о готовности оппозиции к переговорам о смене власти в стране с теми представителями нынешнего правительства, кто «не запачкан сирийской кровью» и не связан с коррупцией.

4 августа спецпредставитель ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию. К. Аннан подал в отставку, которая вступит в силу 31 августа. К. Аннан заявил, что не получил от мирового сообщества всей необходимой поддержки для успешного продолжения миссии в САР. Аннан считает, что ни он, ни кто-либо другой пока не могут убедить правительство и оппозицию Сирии в необходимости начать процесс политических преобразований.

Генассамблея ООН 3 августа одобрила резолюцию по Сирии, требующую от Дамаска прекратить использование тяжелого вооружения и вывести войска из городов, а также осуждает Совбез ООН за то, что он не принял меры против режима Б. Асада. За проект документа, подготовлен-ный Саудовской Аравией и рядом других арабских стран при поддержке Запада, проголосовали 133 страны, 12, в том числе Россия, - против, 31- воздержалась.

Все более активно действуют на сирийском направлении США. Президент Б. Обама подписал распоряжение, разрешающее ЦРУ и другим американским ведомствам оказывать помощь сирийским повстанцам. Госдепартамент выделяет 25 млн долларов для оказания сирийской оппозиции помощи, в том числе для поставок средств связи. Разведка США сообщает сирийским повстанцам о передвижениях правительственных войск, а частная американская охранная компания создала лагеря на территории Турции у границы с САР, где обучает наемников. В то же время, по словам главы Пентагона Л. Панетты, Вашингтон, учитывая негативный опыт Ирака после свержения там режима С. Хусейна, выступает за сохранение государственного аппарата Сирии, включая армию, полицию и спецслужбы, после ухода Б. Асада.

Турецкие войска могут перейти границу с Сирией и взять под свою защиту людей, бегущих из Алеппо, заявил 31 июля глава МИД Турции А. Давутоглу. Анкара планирует создать на территории САР защищенную зону, где в лагерях беженцев смогут разместиться до 100 тыс. человек. На минувшей неделе турецкая армия проводила учения танковых подразделений вблизи границы с Сирией.

Правительство России перевело Сирию в разряд государств, находящихся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта. Ранее Сирия относилась к разряду стран со сложной общественно-политической обстановкой.

США считают Египет своим стратегическим партнером на Ближнем Востоке и намерены укреплять отношения с ним, заявил посетивший 31 июля Каир министр обороны США Л. Панетта. Вашингтон также «полностью поддерживает мирный, организованный и законный переход Египта к демократическому строю».

2 августа в Египте завершилось формирование нового правительства страны во главе с Х. Кандилем. В его состав вошли 35 человек, преимущественно опытные технократы, а также несколько активных членов Партии свободы и справедливости (политическое крыло «Братьев-мусульман»). По словам Х. Кандиля, основными задачами его кабинета являются «повышение уровня жизни египтян, обеспечение свободы и социальной справедливости». Руководитель Высшего совета Вооруженных сил АРЕ маршал Х. Тантауи сохранил пост министра обороны. Также сохранили свои посты глава МИД АРЕ М. К. Амр и министр финансов М. ас-Саид. Руководителем МВД стал А. Г. ад-Дин, занимавший пост заместителя министра по вопросам общей безопасности. 3 августа правительство приняло присягу перед президентом АРЕ М. Мурси.

Президент АРЕ М. Мурси отказался от ранее высказанного намерения поехать в Тегеран на саммит Движения неприсоединения, который должен состояться в конце августа.

4 августа М. Мурси выступил перед военной аудиторией, высоко оценив роль армии в его избрании на пост президента Египта, и высказался за дальнейшее сотрудничество гражданских властей с вооруженными силами.

Госсекретарь США Х. Клинтон, посетившая 3 августа Южный Судан, заявила, что Судану и Южному Судану «придется пойти на компромисс», чтобы разрешить имеющиеся между ними разногласия, призвав Джубу и Хартум достичь соглашения по разделению прибыли от продажи нефти.

Судан и Южный Судан 4 августа договорились об урегулировании вопроса о цене за транспортировку нефти. В ближайшее время стороны намерены согласовать дату возобновления перекачки южносуданской нефти через трубопровод по территории Судана.

31 июля в столице штата Южный Дарфур Ньяле полиция разогнала демонстрантов, протестовавших против недавнего повышения цен на топливо. Участники акции также требовали смены режима в Судане. Во время разгона демонстрации четыре человека были убиты, а 50 получили ранения.

СБ ООН 31 июля продлил на год пребывание миссии ООН и Африканского союза в западном регионе Судана Дарфуре, однако ее численность будет сокращена.

1 августа президент США Б. Обама утвердил очередные экономические санкции в отношении Ирана, которые затрагивают нефтегазовый сектор, ряд финансовых компаний, и фактически направлены на любого покупателя иранских нефтепродуктов. Администрация Б. Обамы считает, что за последние годы ей удалось создать самый жесткий режим санкций против Тегерана, что начало оказывать «существенное воздействие на Иран и его экономику», особенно нефтяную отрасль. В Вашингтоне заявляют, что США намерены добиваться полной изоляции ИРИ от международной финансовой системы. Глава Пентагона Л. Панетта, посетивший на минувшей неделе Израиль, заверил руководство этой страны в том, что «все возможные варианты действий», включая использование военной силы США, будут использованы для того, чтобы предотвратить превращение Ирана в ядерную державу.

Иран готов возобновить переговоры по ядерной программе в конце августа. Об этом заявила верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза К. Эштон.

4 августа Иран провел успешное испытание усовершенствованной баллистической ракеты «Фатех-110». Дальность полета изделия увеличилась с 200 до 300 км, возросла и точность попадания. Ракета «Фатех-110» создана иранскими специалистами в 2002 г.

Пакистан и США подписали 31 июля в Исламабаде Меморандум о взаимопонимании по вопросу транзита грузов для войск западной коалиции в Афганистане. Документ будет действовать до конца 2015 г. Одно из главных условий соглашения - запрет на провоз через территорию Пакистана вооружения и военной техники. При этом документ разрешает доставку отдельных видов военной продукции, предназначенной для нужд армии Афганистана. Перевозка будет осуществляться частными пакистанскими компаниями.

2 августа Командующий ВС США и НАТО в Афганистане генерал Дж. Аллен посетил Пакистан и провел переговоры с командующим пакистанской армией генералом А. Кияни. Последний подчеркнул, что пакистано-американские отношения должны строиться на взаимном доверии, уважении и открытости. Дж. Аллен заявил о наметившемся существенном прогрессе в отношениях с Пакистаном. 3 августа в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли руководитель пакистанской Межведомственной разведки генерал З. уль-Ислам встретился с главой американского разведведомства генералом Д. Петрэусом. Сообщается, что встреча была «важной, профессиональной и продуктивной».

4 августа депутаты нижней палаты афганского парламента вынесли вотум недоверия министрам внутренних дел и обороны Б. Мохаммади и А. Р. Вардаку, что означает их отставку. Такое решение депутаты приняли на волне недовольства ситуацией на границе с Пакистаном и недавними убийствами ряда высокопоставленных чиновников.

Конституционная ассамблея Сомали 1 августа утвердила проект нового основного закона страны. Согласно принятой конституции, на территории Сомали запрещена пропаганда любой религии кроме ислама, однако частным лицам позволено придерживаться разных вероисповеданий.

3 августа в столице Йемена Сане и других городах прошли массовые демонстрации, участники которых требовали отставки высокопоставленных сторонников бывшего президента страны А. А. Салеха из армии и служб безопасности.

На юге Йемена в городе Джаар 4 августа в результате теракта погибли 45 человек, а около 40 получили ранения.

В Бахрейне 3 августа прошли акции протеста шиитской оппозиции, участники которых требовали смены режима в стране. В ходе столкновений с полицией имеются раненые.

На востоке Саудовской Аравии в городе Эль-Катиф в результате столкновений демонстрантов-шиитов с силами безопасности погибли один солдат и один участник акции протеста.

Высший военный совет Турции 1 августа отправил в отставку 55 высокопоставленных офицеров, включая 40 генералов и адмиралов, которые находятся под арестом по подозрению в подготовке государственного переворота в стране.

На юго-востоке Турции в последнее время активизировали свои действия боевики сепаратистской Рабочей партии Курдистана. Так, только 5 августа в столкновении с силами безопасности в провинции Хаккари погибли 19 и получили ранения 21 человек.

Приложение

О некоторых аспектах внешней политики Саудовской Аравии

Королевство Саудовская Аравия занимает важное место в современной системе международных отношений и проводит активную внешнюю политику, оказывая значительное влияние на процессы, происходящие в странах Арабского Востока и исламского мира. Внешняя политика КСА нацелена на сохранение и упрочение политических и экономических позиций королевства на Аравийском полуострове, в арабском мире, среди исламских государств и государств-экспортёров нефти. КСА является ключевым членом в таких организациях как ССАГПЗ, ЛАГ, ОИС и ОПЕК. Имеющиеся у страны крупнейшие запасы нефти и валюты позволили Эр-Рияду стать ведущим участником мировых торгово-экономических и финансовых организаций и форумов.

Один из основных принципов саудовской внешней политики является исламская солидарность. Дипломатия КСА защищает и продвигает интересы ислама во всем мире, но при этом традиционно использует исламский фактор как инструмент усиления саудовского влияния. Благодаря наличию на территории страны главных мусульманских святынь, КСА является всемирным центром ислама. Влияние и авторитет Саудовской Аравии в мусульманском мире подкрепляются и финансовым могуществом королевства, широко используемым для поддержки зарубежных единоверцев. Будучи одним из крупнейших мировых доноров, КСА оказывает помощь целому ряду арабских, африканских и азиатских стран. Причем здесь саудовцы проявляют «разборчивость», предоставляя деньги не всем, а лишь «правильным» режимам, религиозным и политическим движениям.

Под воздействием современных реалий и новых угроз международной безопасности саудовская внешняя политика динамично меняется, эволюционирует и приспосабливается к происходящим в мире переменам. Саудовцы, с одной стороны, пытаются сохранить прежние шаблоны и догмы, заложенные еще основателем КСА королем Абдель Азизом Аль Саудом, а с другой - пытаются усовершенствовать их, ищут новые направления внешнеполитического сотрудничества, в частности со странами АТР.

Саудовское руководство стремится использовать происходящие в арабском мире радикальные перемены в интересах упрочения позиций КСА в регионе. В то же время события в арабских странах вызывают в Эр-Рияде определенные опасения, заставляя принимать меры, препятствующие возникновению новых угроз безопасности королевства и правящему режиму Аль Саудов. Именно с этих позиций следует рассматривать действия КСА по подавлению антиправительственных выступлений в Бахрейне, разностороннюю поддержку сил, свергнувших режим М. Каддафи в Ливии, и ведущих борьбу против режима Б. Асада в Сирии, активное вмешательство в дела Йемена, налаживание контактов с исламистским президентом Египта М. Мурси.

Особое место в саудовской внешней политике занимают отношения с США, в основе которых лежит обширный комплекс взаимных интересов. Это объясняет их прочность, несмотря на имеющиеся между двумя государствами проблемы и трудности. В Эр-Рияде и Вашингтоне считают, что саудовско-американское стратегическое партнерство отвечает долгосрочным политическим, экономическим и военным интересам двух стран. Саудовцы координирует с американскими партнерами свою позицию по актуальным вопросам региональной и международной политики (Сирия, Афганистан, Иран, Ирак и др.). Руководство КСА традиционно считает прозападную, в первую очередь проамериканскую ориентацию политики королевства одним из факторов, способствующих сохранению монархического режима. В Эр-Рияде прекрасно понимают, что, не взирая на заявления вашингтонских политиков о необходимости развития демократических процессов на Ближнем Востоке, на деле США не заинтересованы в «раскачивании» внутриполитической ситуации в КСА, так как это может привести к трудно предсказуемым последствиям для Ближнего Востока и не только этого региона. В итоге США являются сегодня и останутся на перспективу гарантом национальной и военной безопасности Саудовской Аравии. Соединенные Штаты также являются основным партнером КСА в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Вместе с тем, фактический союз с США, наряду с позитивными для КСА факторами, одновременно негативно сказывается на авторитете родины ислама, как в мусульманском мире, так и на положении режима внутри страны. К тому же, несмотря на союзнические отношения с Западом, саудовцы подвергаются критике за финансирование исламских экстремистов.

Жесткое региональное соперничество определяет отношения Саудовской Аравии с Ираном, что связано с политическими амбициями руководства двух государств, и религиозным аспектом: Эр-Рияд и Тегеран считают арабский и мусульманский мир зонами собственной гегемонии. Иран - лидер шиитской ветви ислама, а Саудовская Аравия – суннитской. Эти факторы обуславливают различие подходов двух стран к оценке общей ситуации и многим конкретным событиям, происходящим в арабском и исламском мире (Бахрейн, Сирия и др.). В Эр-Рияде видят в иранской доктрине «экспорта исламской революции» и пропаганде идеи объединения шиитских территорий в единое государственное образование реальную угрозу территориальной целостности своей страны, на востоке которой компактно проживает многочисленная и политически активная шиитская община. Рост влияния ИРИ на Ближнем Востоке, наращивание иранской военной мощи, перспектива появления у Тегерана ядерного оружия также никоим образом не устраивают саудовцев. В то же время в Эр-Рияде опасается возможного американо-иранского военного конфликта, который будет иметь разрушительные последствия для государств зоны Персидского залива, включая КСА. Отсюда известная осторожность саудовской политики на иранском направлении, попытки найти компромиссные пути решения ряда спорных вопросов с ИРИ. Сферой саудовско-иранских противоречий является конкуренция на мировых рынках углеводородов. Причем не исключено, что КСА под нажимом США может пойти на увеличение добычи нефти, что вызывает недовольство в Тегеране. В целом, как видится, обе страны не предполагают доводить ситуацию в двусторонних отношениях до прямого силового противостояния. Так, король Абдалла пригласил президента ИРИ М. Ахмадинежада на исламский саммит в Мекке, который состоится в середине августа с. г.

В 2002 г. Саудовская Аравия выдвинула план урегулирования арабо-израильского конфликта, предполагающий вывод израильских войск с оккупированных после 1967 г. арабских территорий, возвращение палестинских беженцев и признание независимого Государства Палестина со столицей в Восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание арабскими странами и восстановление «нормальных отношений». Этот план получил общеарабскую поддержку. КСА уделяет повышенное внимание палестинской проблеме, которую в Эр-Рияде рас-сматривают как «центральное звено» арабо-израильского конфликта и системообразующий элемент в межарабских отношениях. Саудовцы считают свое участие в палестинских делах важным инструментом упрочения политического влияния королевства в арабском и исламском мире. КСА выступает за «восстановление законных прав» палестинцев, включая «создание независимого палестинского государства на основе справедливого и всеобъемлющего мира, базирующегося на меж-дународной законности и международных резолюциях», арабской мирной инициативе. Вместе с тем, заявления Эр-Рияда о поддержке курса Палестинской национальной администрации на создание независимого палестинского государства не свидетельствуют о готовности КСА на деле занять более жесткую позицию в отношении США по данному вопросу.

Отношения между КСА и Пакистаном характеризуются как «политическое стратегическое партнерство», которое опирается на «узы исламского братства». Две страны согласовывают свои позиции по многим международным вопросам, особенно по афганской проблеме. КСА использует Пакистан для расширения своего влияния в мусульманских странах за пределами Ближнего Востока. Эр-Рияд поддерживает Исламабад по проблеме Кашмира, но при этом успешно развивает по-литические и экономические отношения с Индией. Военный потенциал Пакистана, в том числе его ядерная составляющая («меч исламского мира») во многом создан на саудовские деньги. Периодически в зарубежных СМИ появляется информация о возможных контактах между КСА и Пакистаном в сфере ядерной военной деятельности, что Эр-Рияд и Исламабад категорически опровергают.

В Эр-Рияде с настороженностью следят за развитием ситуации в Ираке. Особое беспокойство в КСА вызывает усиление позиций иракских шиитов и высокая террористическая активность в стране. Серьезные опасения саудовцев вызывает и возможность распада Ирака как единого государства. КСА негативно расценивает вмешательство Ирана в иракские дела, не доверяет нынешнему багдадскому руководству, полагая, что оно во многом находится под влиянием ИРИ. Официально Эр-Рияд не поддерживает ни одну из политических и религиозных групп в Ираке, однако, по информации СМИ, КСА оказывает помощь иракским суннитским оппозиционным группировкам.

Начало