Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Нефтегазовое законодательство: ближневосточный опыт. Часть 3

Э.О. Касаев

Сервисные контракты

В некоторых странах БВСА, не имеющих единого федерального нормативно-правового акта, детально регламентирующего порядок и процедуру заключения нефтегазовых договоров с зарубежной стороной, результатом тендеров становится заключение сервисных контрактов (а не СРП или концессий) на проведение разведки, оценки, разработки и добычи углеводородов с нефтяных и газовых участков. Далее охарактеризуем правовую суть сервисных контрактов, заключенных Ираком с иностранными компаниями в 2009-2010 гг. по итогам двух тендеров.

Согласно подготовленному Министерством нефти Ирака Итоговому протоколу на заключение сервисных контрактов от 17 ноября 2009 г. (далее – Итоговый протокол 2009 г.), сервисными контрактами являются договоры, которые предусматривают получение зарубежным партнером фиксированной выплаты от иракской стороны за объем сырья, добытый сверх установленной нормы. Ключевыми условиями данных договоров являются следующие:

• срок действия соглашения может доходить до 20 лет с момента вступления договора в силу;

• предусматривается разработка разведанных и разведка новых запасов;

• все запасы, которые компания или консорциум собираются разрабатывать в настоящий момент или в будущем, должны быть переданы на определенном этапе обратно;

• сторона, заключившая договор, имеет право на получение компенсации фактических издержек (нефтяных и дополнительных) и на плату, эквивалентную объему добытого сверх нормы сырья. Выплаты осуществляются в виде углеводородов или в денежной форме (по выбору стороны);

• взимание с компании или консорциума нефтяных издержек, а также получение обозначенной выше платы возможны лишь по достижении 50% рубежа от предполагаемой доходности от всего участка, как только будут достигнуты объемы добычи, согласованные сторонами ранее;

• национальная компания участвует в каждой сделке в процентной доле, составляющей не менее 25%;

• иностранной компании или консорциуму безвозмездно выплачивается определенная сумма при подписании контракта;

• доходы иностранной компании или консорциума облагаются подоходным налогом в соответствии с законодательством местной стороны;

• для каждого их выставленных на аукцион участков установлен минимальный уровень инвестиционных вложений;

• на иностранные компании будут наложены обязательства по подготовке персонала и передачи технологий по трудоустройству местных граждан, а также по закупке местных товаров и пользованию услуг;

• процедуры рассмотрения возможных споров между сторонами предусматривает либо обращение к независимым экспертам, либо обращение в международный арбитраж (к примеру, в Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже или какой-либо иной по согласованию сторон);

• вся деятельность по разработке участков регулируется внутригосударственными законами, а также соответствующими нормативно-правовыми актами профильного министерства и должна соответствовать высоким стандартам международной нефтедобывающей отрасли, в частности, связанным с обеспечением здоровья и безопасности людей, государственной безопасности, сохранением окружающей природной среды и соблюдением надлежащей деловой этики.

Следует обратить внимание, на то, что законодательство некоторых стран БВСА достаточно полно закрепляет требования и правила ведения бизнеса, которым должны следовать зарубежные фирмы и консорциумы, претендующие на заключение контракта с местной стороной.

В частности, иракское тендерное законодательство закрепляет следующее:

• в консорциум должны входить компании, способные осуществлять функции оператора проекта;

• компании-оператору надлежит иметь не менее 30% от проекта (без учета процентной доли местной стороны);

• минимальная доля каждого из участников консорциума должна составлять не менее 10% от всего проекта;

• компания/консорциум может участвовать в тендере на все заявленные нефтегазовые участки, но вправе получить максимально лишь 4 из них, быть оператором лишь в 2, а иногда только в 1 проекте;

• ни одна компания не вправе подавать самостоятельно и в составе консорциума 2 заявки на тот же участок;

• если компания, после того как подала заявку на участие, но до подписания контракта, вдруг выйдет из консорциума, то стальные участники должны принять на себя ее обязательства по договору. В этот период новые члены не вправе вступать в состав консорциума.

Нормативные акты, регламентирующие правовой статус организаций, допущенных к тендерной процедуре, также закрепляют и условия, при которых наступает дисквалификация ее участников. Среди них:

• банкротство, распад либо продажа головной компании;

• требование самого участника тендера;

• подача ложной информации;

• участие в нефтегазовой деятельности без согласования с правительством;

• несоответствие условиям заявки организаторов;

• совершение преступного деяния, доказанного судебным органом.

Стоит особо отметить, что судебная система многих государств региона наименее приспособлена для решения коммерческих споров. Опыт свидетельствует, что арбитражное урегулирование возникающих разногласий в целом допускается по закону, однако разрешение коммерческого спора таким путем, если только это не предусмотрено отдельно в договоре, фактически не практикуется. В этой связи обычно в контрактах договаривающимися сторонами прописывается ссылка на международный арбитраж, к вердикту которого местное правительство относится благосклонно.

Таким образом, проанализировав основные тенденции, происходящие в нормативно-правовой базе некоторых ближневосточных стран, можно прийти к следующему выводу. Прежде чем пытаться принять участие в различных проектах на территории этих государств потенциальному зарубежному инвестору следует внимательно изучить соответствующее законодательство на предмет того, создает ли оно привлекательные условия для сотрудничества или же откровенно лоббирует интересы лишь местной стороны. Хотя закон не панацея от возможных рисков.

Начало