Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Афганистан: перспективы рaзвития ситуации

Ю.Б.Щегловин

Итоги последней поездки американского конгрессмена М. Роджерса в Афганистан для встречи с американскими высокопоставленными военными и разведчиками, к сожалению, лишь подтвердили те пессимистичные прогнозы, о которых мы говорили ранее. Лэнгли и Пентагон кардинально расходятся в своих оценках относительно будущих перспектив развития ситуации в этой стране. А еще вернее – они просто не знают, что будет в Афганистане после выхода оттуда контингента НАТО в 2014 году. В частности, в этом высокопоставленные американские силовики простодушно признались конгрессмену, который, правда, отметил «расхождение во взглядах и оценках». Армия в этом тандеме выглядит оптимистом. А поводом для него стал тот факт, «что талибы не смогли одержать ни одной победы в открытом боевом столкновении». Было бы очень странно даже гипотетически предположить, что в открытом бою может победить сторона, не обладающая тяжелой военной техникой и авиацией. Для того чтобы поставить под контроль Афганистан, талибам необязательно побеждать в «открытом бою». Они с самого начала всячески пытались уклоняться от открытых столкновений, прекрасно понимая, что это бесперспективно. Штурм района Тора Бора имел скорее символическое значение, чем чисто военное. При этом сам же Пентагон открыто признал еще месяц назад, что надеяться «по настоящему» можно только на один процент афганских силовиков. Так что никакой «громадной разницы» между оценками разведки и армии, о которых заявил конгрессмен по итогам своего путешествия, при более вдумчивом рассмотрении нет. Основной вывод здесь только один – талибы готовы взять власть в Афганистане и возьмут ее после ухода иностранных войск. Спорить в данном случае можно о том, как скоро. Провал переговоров в Дохе также четко свидетельствует о том, что талибы (а еще вернее – пакистанские военные) не собираются делиться властью ни с нынешним афганским президентом Хамидом Карзаем, ни с кем-нибудь другим.

Неангажированные аналитики в Вашингтоне отчетливо отдают себе отчет в том, что «битва за Афганистан» проиграна. Существует лишь два сценария дальнейшего развития ситуации с чисто военной точки зрения. Первый - это сохранение нынешнего положения дел на среднесрочную перспективу в утопической надежде на то, что режим Карзая окрепнет и сможет самостоятельно контролировать ситуацию в стране. То, что американцы собираются передать после 2014 года, по словам министра обороны США Леона Панетты, 80% территории афганским силовикам, выглядит, по меньшей мере, странно. Боеготовность афганских военных кардинально в лучшую сторону за последний год не изменилась, и вряд ли изменится за следующие два. Против сохранения американского контингента выступают многие влиятельные силы в самих США, а союзники по НАТО, если и готовы пересматривать график вывода своих подразделений, то только исключительно в сторону его ускорения.

Таким образом, наиболее вероятным выглядит другой сценарий развития событий. Он будет включать в себя вывод подавляющей части воинского контингента НАТО из страны в установленные сейчас сроки. При этом в стране останется около 20 тыс. американских военнослужащих, которые возьмут на себя охрану столицы и подготовку афганских силовиков. Несколько подразделений спецназа и радиоэлектронной разведки войск США будут дислоцированы в северных районах страны, в которых традиционно сильны позиции этнических узбеков и таджиков. Собственно Пентагон начал уже сооружение в этих районах сети специальных опорных пунктов. С них же будут действовать и американские БПЛА, которые сейчас становятся основным средством борьбы с террористами по всему миру. Безусловно, американцы постараются сохранить авиакрыло и на базе Баграм, так без этого они теряют одно из своих основных преимуществ перед талибами.

Ситуация при таком развитии событий «подвешивается» на неопределенное время, что отвечает и интересам США, и что более важно для нас – интересам России. Дислокация войск США в северных афганских районах в любом случае сдерживает возможную экспансию исламистов в республики Центральной Азии. Пентагон еще довольно долгое время будет доставлять грузы для своего контингента в Афганистане по транспортным коридорам через Киргизию и другие центральноазиатские республики. После вывода большей части иностранных войск основной канал снабжения через территорию Пакистана фактически прекращает функционировать в прежних объемах по ряду причин: здесь и количественное сокращение войск; и потеря в связи с этим возможности его надежной охраны; и напряженность в пакистано-американских отношениях.

Но здесь американцев подстерегает другая опасность, с которой они уже начинают сталкиваться в Киргизии. Это неспособность центральных властей страны контролировать южные районы республики, в которых хозяйничают вооруженные группы киргизских оппозиционеров. Например, мэр города Ош М.Мизаракматов располагает отрядами в несколько сотен «штыков». Это предопределяет необходимость договариваться с ними, что совершенно очевидно будет «плохо воспринято» нынешними киргизскими властями.

И что совсем неутешительно, так это то, что, согласно ряду данных, т.н. «сеть Хаккани» начинает «работать» в Киргизии, где ее эмиссары установили доверительные контакты с рядом крупных криминальных авторитетов. Напомним, что именно пуштунский командир Хаккани считается одним из самых активных проводников распространения пакистанского влияния в Афганистане, на совести которого наиболее «громкие» операции, в том числе и последние боестолкновения в Кабуле. В этой связи совершенно оправданно предположить возможные резонансные диверсионно-террористические акты в Киргизии в отношении американских целей по мере приближения дня вывода контингента НАТО из Афганистана.

Начало