Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (30 апреля – 6 мая 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и Афганистане. В Каире 2-4 мая прошли массовые выступления оппозиционных сил, требующих отставки правящего в Египте военного режима. Президенты США и Афганистана Б. Обама и Х. Карзай подписали 1 мая соглашение о стратегическом партнерстве между двумя странами.

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Египте. По мере приближения президентских выборов, назначенных на 23-24 мая (официально предвыборная кампания стартовала 30 апреля), в стране усиливается борьба между различными политическими силами. На минувшей неделе резко активировали свою деятельность противники правящего в АРЕ Высшего военного совета. Они требуют немедленной отставки военного режима и передачи власти недавно избранному парламенту. Военных также обвиняют намерении сорвать выборы главы государства или возможном манипулировании их результатами.

2-4 мая в Каире прошли массовые выступления оппозиционных сил, которые переросли в беспорядки и столкновения с силами безопасности. В акциях протеста участвовали сторонники молодежных движений, но наибольшую активность продемонстрировали исламисты – «Братья-мусульмане», салафиты и «Аль-Гамаа аль-Исламия». Основные события 2-3 мая происходили в каирском районе Аббасия, где расположено министерство обороны АРЕ. Демонстранты предприняли попытку штурма здания военного ведомства, но были отбиты. По информации из различных источников, только 2 мая в ходе столкновений погибли от 11 до 20 человек, десятки людей получили ранения. 4 мая многотысячная манифестация состоялась на столичной площади Ат-Тахрир. Ее участники протестовали против исключения ряда политиков, в основном исламистских, из числа кандидатов на выборах президента. Продолжались столкновения и у здания министерства обороны. Для разгона протестующих полиция использовала слезоточивый газ и водометы. Военные ввели комендантский час в районе министерства обороны. По имеющейся информации, в ходе подавления беспорядков погиб один человек, а около 400 получили ранения. Свыше 300 человек было задержано по обвинению в причастности к беспорядкам, среди них есть «известные общественности личности». Наряду с Каиром, акции протеста, беспорядки и столкновения с силами безопасности происходили в Суэце и некоторых других городах страны.

На фоне обострения ситуации в Каире военные руководители Египта сделали ряд важных заявлений, пообещав провести честные и свободные выборы главы государства, сообщили об отсутствии у военных собственного претендента на это пост, а также подтвердили, что передадут власть избранному гражданскому руководству не позднее 30 июня. v5 мая в Каир по распоряжению короля Абдаллы вернулся и приступил к исполнению своих обязанностей посол Саудовской Аравии в Египте, который ранее был отозван в Эр-Рияд «для консультаций» после нападения демонстрантов на посольство КСА в АРЕ. Решение саудовского монарха последовало после встречи со специально направленной в Эр-Рияд высокопоставленной египетской делегацией.

1 мая президенты США и Афганистана Б. Обама и Х. Карзай подписали в Кабуле соглашение о стратегическом партнерстве между двумя странами. Документ затрагивает вопросы афганско-американских отношений в сферах безопасности, экономики и управления после 2014 г., когда страну должны покинуть войска западной коалиции. Америка обещает оказывать Афганистану помощь в течение десяти лет после полного вывода из страны ВС США. Американцы получат возможность сохранить военные подразделения в Афганистане для обучения местных военнослужащих и проведения операций против «Аль-Каиды». США также отнесли Афганистан к числу своих основных союзников, не входящих в НАТО, «чтобы очертить рамки сотрудничества в сфере безопасности и обороны на долгосрочную перспективу». Документ не налагает на США обязательств по поддержанию «каких-либо конкретных уровней войск» в Афганистане» и «уровней финансирования» программ оказания помощи Кабулу в будущем. В то же время соглашение требует от вашингтонской администрации добиваться от законодателей получения финансирования «на ежегодной основе» для реализации программ «обучения, оснащения, консультирования и поддержки национальных сил безопасности Афганистана», а также ежегодно добиваться ассигнования Конгрессом США средств на программы «социального и экономического содействия» Афганистану. Белый дом заверил, что новое соглашение не нацелено на создание в Афганистане постоянных американских военных баз. Вместе с тем, оно наделяет США правом доступа к афганским военным объектам «по 2014 год включительно и на последующий период». Документ также обязывает США и Афганистан начать разработку нового двустороннего соглашения о статусе американских войск на афганской территории. Соглашение о партнерстве не требует ратификации сенатом Конгресса США. Б. Обама подтвердил, что НАТО по-прежнему планирует передать Кабулу всю полноту ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане к концу 2014 г., после чего США собираются выполнять здесь в основном «две узкие миссии в сфере безопасности» - борьба с терроризмом и продолжение подготовки местных сил безопасности. Соглашение о партнерстве с США в целом позитивно воспринято ведущими афганскими политиками. В Кабуле приветствовали взятие Вашингтоном долговременных обязательств по укреплению безопасности Афганистана.

В Кабуле Б. Обама заявил, что движение «Талибан» должно участвовать в мирной политической жизни Афганистана при условии разрыва связей с «Аль-Каидой». По оценке президента США, за последние три года в афганской военной кампании произошел перелом, был сломан «на-ступательный импульс движения «Талибан» и построены «мощные силы безопасности Афганистана». Такого же мнения придерживаются и в Пентагоне, где подчеркивают, что талибы в открытом противостоянии не одержали ни одной победы над силами коалиции. В свою очередь амери-канская разведка отмечает, что талибы меняют тактику, чтобы избежать потерь, активно вербуют сторонников среди населения. Спецслужбы США полагают, что сегодня движение «Талибан» сильнее, чем оно было даже пару лет назад». По оценке разведки, талибы по-прежнему ставят перед собой «четкую политическую цель: они хотят управлять страной, они хотят вернуться к власти» в Афганистане.

В начале мая движение «Талибан» объявило о начале «весеннего наступления» по всей территории страны, которое будет вестись против войск западной коалиции и местных силовиков. В ответ силы коалиции и афганская армия активизировали операции против талибских боевиков

Сложная Ситуация сохраняется в Сирии. По информации миссии наблюдателей ООН (60 человек), как правительственные силы, так и вооруженная оппозиция нарушают условия объявленного 12 апреля перемирия. По мнению главы миссии норвежского генерала Р. Муда, «все усилия необходимо сосредоточить сейчас на том, чтобы остановить насилие и создать условия для политического процесса, дав шанс мирному решению». Генерал подчеркнул, что у него есть четкое заверение от обеих сторон о желании двигаться к снижению уровня насилия, хотя «между ними все еще сохраняется сильное недоверие». В этих условиях, считает Р. Муд, сирийская армия должна «первой снять палец с гашетки». В целом же, по мнению генерала, работа его миссии «оказывает успокаивающее воздействие на ситуацию в стране».

Тем временем вооруженная оппозиция развернула настоящую террористическую войну в Дамаске и прилегающих к столице районах, Алеппо, в провинции Идлиб и других местах. Госдепартамент США признал, что «Аль-Каида» пытается подорвать ситуацию в Сирии. Со своей стороны, армия проводит в ряде районов страны операции против боевиков и террористов. 4 мая полиция разогнала несанкционированные демонстрации оппозиции в Дамаске и его окрестностях, Алеппо и некоторых других городах.

В этих условиях в Сирии завершилась кампания по подготовке к назначенным на 7 мая выборам в Народное собрание (парламент), которые пройдут на многопартийной основе. Часть сирийской оппозиции (главным образом за рубежом) призвала к бойкоту выборов. Президент САР Б. Асад 2 мая подписал указ, освобождающий от преследований дезертиров, если они в трехмесячный срок сдадутся властям. 5 мая из тюрем были освобождены 265 человек, «на руках которых нет крови сирийских граждан».

На минувшей неделе Судан и Южный Судан заявили о принятии «дорожной карты», предложенной Африканским союзом, которая предусматривает возобновление до 8 мая переговоров между Хартумом и Джубой и достижение к 8 августа 2012 г. соглашения по решению основных спорных вопросов, имеющихся между двумя странами. Совбез ООН 2 мая принял резолюцию по Судану и Южному Судану, пригрозив обоим государствам экономическими и дипломатическими санкциями в случае, если они не остановят в течение 48 часов вооруженные столкновения и не во-зобновят переговоры. Тем не менее, ситуация на границе между Суданом и Южным Суданом остается напряженной. Стороны обвиняют друг друга во враждебных вооруженных действиях.

1 мая в Ливии открылись офисы для регистрации кандидатов в депутатов на предстоящих в июне выборах в учредительную ассамблею. 2 мая правящий в стране Переходный национальный совет (ПНС) принял закон, приравнивающий к уголовному преступлению восхваление М. Каддафи, его правление и его сыновей, а также пропаганду этого режима. 3 мая ПНС принял закон, по которому все лица, принимавшие участие в восстании против режима Каддафи, не могут подвергаться уголовному преследованию за деяния, совершенные во время войны. Запрет на уголовное преследование касается не только непосредственных участников боевых действий, но и лиц, помогавших им в тылу. ПНС также отменил статью закона о политических партиях, запрещающую их создание на религиозных, племенных или региональных принципах. Ранее ПНС объявил как раз об обратном - о запрете создавать политические партии по указанным принципам. Исламисты резко осудили подобные шаги, сочтя их ограничением своих прав и свобод.

В Иране 4 мая состоялся второй тур парламентских выборов, в ходе которого избирались 65 депутатов меджлиса (всего 295). Как и в первом туре, убедительную победу одержали оппоненты президента ИРИ М. Ахмадинежада. Они завоевали 41 место, в то время как сторонники президента получили 13 мандатов, а 11 мест достались независимым кандидатам.

4 мая король Бахрейна Хамад одобрил поправки к конституции страны. Поправки наделяют парламент правом обращаться к монарху с просьбой отставки главы правительства и министров. Депутаты получают право допрашивать премьер-министра, выражать вотум недоверия пра-вительству и контролировать его деятельность на предмет ее соответствия национальным интересам страны. В то же время шиитская оппозиция назвала изменения в конституции «формальностью», «не способной положить конец кризису в стране». Оппозиция настаивает на том, что правительство «должно формироваться на выборной основе, также должны появиться справедливые суды, органы безопасности и парламент, который бы обладал всеми полномочиями».

2 мая в Иордании приведено к присяге новое правительство во главе с консервативным политиком Ф. ат-Тарауна. 4 мая в столице страны Аммане прошла демонстрация оппозиции, участники которой призвали к отмене мирного договора с Израилем и проведению демократических политических реформ, которые позволили бы избирать правительство, а не назначать его.

На минувшей неделе завершились совместные учения объединенных ВС аравийских монархий «Щит полуострова», на которых, как сообщается, отрабатывались вопросы проведения десантных операций и действия сил ПВО. На территории ОАЭ завершились совместные эмиратско-французские учения. По информации СМИ, на территории ОАЭ недавно было размещено подразделение новейших американских многофункциональных истребителей F-22.

Приложение

О некоторых особенностях саудовской политики на палестинском направлении

Руководство КСА со времени создания саудовского государства уделяет повышенное внимание различным аспектам палестинской проблемы. В значительной степени именно активность на палестинском направлении способствовала выходу и закреплению саудовского королевства на арабской политической арене. В Эр-Рияде рассматривают палестинскую проблему как «центральное звено» арабо-израильского конфликта и системообразующий элемент в межарабских отношениях, способствовавший «становлению и сохранению регионального пространства арабского мира». Саудовцы считают свое участие в палестинских делах в качестве важного инструмента в деле упрочения политического влияния КСА в арабском и исламском мире.

Политическая и иная деятельность на палестинском направлении имеет и весомую исламскую идеологическую мотивацию: все саудовские лидеры, начиная с основателя КСА короля Абдель Азиза, подчеркивают «органическую связь» между мечетью Аль-Акса и исламскими святынями на саудовской земле. Также подчеркивается, что Палестина – это страна, где расположен «Священный Иерусалим» с важной, но только третьей по значимости для мусульман (после саудовских Мекки и Медины) мечетью Аль-Акса. Саудовские правители неоднократно призывали к джихаду для освобождения Палестины и Иерусалима.

Таким образом, палестинская проблема является неотъемлемой составной частью религиозно-политической концепции внешней политики Саудовской Аравии, одним из приоритетов этой политики.

Отношения КСА с оформившимся в середине 1960-х гг. палестинским движением сопротивления развивались медленно, изначально носили сложный, противоречивый характер. В Эр-Рияде сдержанно отнеслись к созданию в 1964 г. Организации освобождения Палестины, которую патронировал тогдашний главный соперник саудовцев в арабском мире египетский президент Г. А. Насер. К тому же деятельность ООП носила националистический характер. Тем не менее, КСА признала ООП, но при этом были установлены контакты с движением ФАТХ во главе с Я. Арафа-том, в котором Эр-Рияд видел противовес ООП. Однако также националистическая ориентация ФАТХа настораживала саудовских руководителей. В итоге КСА официально заявило о признании ФАТХа лишь летом 1967 г., когда состоялась встреча короля Фейсала с Арафатом. Причем к этому времени ФАТХ превратился в ведущую организацию ООП, стал ее основой, а в декабре 1967 г. Я. Арафат был избран главой ООП. В Эр-Рияде сделали ставку на Арафата, считая его на фоне руководителей радикальных палестинских сил умеренным политиком, хотя он и стоял на неприемлемых для саудовцев идеологических позициях и далеко не всегда придерживался политической линии, отвечавшей интересам КСА. Все это обусловило неровный характер отношений с ООП и ее лидером. Эр-Рияд, в частности, оказывал воздействие на палестинцев путем активного использования рычага финансовой помощи, поток которой то прекращался, то возобновлялся в зависимости от политических обстоятельств.

В 1981 г. Саудовская Аравия выдвинула план урегулирования арабо-израильского конфликта (план Фахда), который предусматривал создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. При этом не ставилось под сомнение существование Израиля, но только в пределах границ, существовавших до войны 1967 г. Данная позиция была подтверждена в саудовской мирной инициативе 2002/2007 гг. Здесь же отметим, что проблема Иерусалима является одним из краеугольных камней саудовской политики на исламском направлении. Подчеркивается, что по отношению к Иерусалиму КСА «имеет обязанности в национальных, об-щеарабских и исламских рамках». В Эр-Рияде утверждают, что арабы никогда не откажутся от Старого города, на который «евреи не имеют никакого права». Саудовские монархи демонстративно отказывались молиться в мечети Аль-Акса пока Иерусалим «захвачен сионистами».

Начавшаяся в конце 1987 г. первая палестинская «интифада» (восстание) быстро вывела в число ведущих палестинских политических игроков радикальное исламистское движение ХАМАС, чья идеология сочетала в себе «арабизм» и ислам. Это привлекло к ХАМАСу внимание саудовцев, которые стали оказывать исламистам разностороннюю помощь. Более того, без этой помощи ХАМАС вряд ли смог быстро превратиться в мощную военно-политическую структуру. Отметим и важную роль КСА в становлении других палестинских исламистских группировок экс-тремистского толка. В то же время саудовцы продолжали оказывать помощь ООП во главе с Я. Арафатом.

После захвата Кувейта Ираком в 1990 г. отношения между КСА и ООП резко ухудшились, так как Я. Арафат фактически поддержал действия иракского диктатора С. Хусейна. В Эр-Рияде эту позицию палестинского лидера назвали «враждебной» и «вероломной». Саудовское руководство переориентировалось на ХАМАС. Вместе с тем, позиция КСА по палестинской проблеме не претерпела изменений. Королевство поддержало мирный процесс в регионе в начале 1990-х гг., в т. ч. мирные соглашения между палестинцами и Израилем. Саудовская помощь в этот период по-ступала не ООП, а Палестинской национальной администрации, созданной для управления сектором Газа и Западным берегом реки Иордан (хотя ее главой был тот же Я. Арафат). И лишь в 1998 г. после посещения Я. Арафтом Эр-Рияда КСА и ООП заявили о намерении «открыть новую страницу» в двусторонних отношениях. Более того, саудовцы предупредили ХАМАС, что оппозиция движения Арафату не должна перерастать в вооруженное противостояние.

Саудовская Аравия поддержала начавшуюся в 2000 г. вторую палестинскую «интифаду», став ее главным донором. Был создан «Комитет поддержки интифады» во главе с руководителем саудовского МВД принцем Наифом (ныне наследный принц КСА).

В 2006 г. после победы движения ХАМАС на палестинских парламентских выборах (и, соответственно, проигрыша движения ФАТХ) Эр-Рияд не занял какой-либо определенной позиции в поддержку той или иной стороны, хотя многие в саудовском истеблишменте склонялись в пользу ФАТХа.

В январе 2007 г. в условиях обострявшегося палестинского политического кризиса король Абдалла обратился с личным посланием к руководителям ХАМАСа и ФАТХа с призывом встретиться в Мекке для проведения переговоров с целью урегулирования противоречий и достижения соглашения о примирении. Вскоре такая встреча состоялась. По ее итогам противоборствующие стороны заключили соглашение о формировании правительства национального единства, примирении и реформе ООП. Однако подписанные договоренности в силу глубоких разногласий между двумя палестинскими фракциями не были реализованы на деле. Это вызвало сильное недовольство саудовского руководство и лично монарха, престижу которого был нанесен урон. Провал в деле реализации Мекканских договоренностей продемонстрировал ограниченность саудовского влияния на процессы, происходящие на палестинской политической арене, недооценку саудовскими политиками глубины разногласий между ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. В итоге саудовцы отошли от активного посредничества в деле палестинского примирения, но продолжают поддерживать идею межпалестинского диалога с целью достижения национального единства и «искоренения всех форм напряженности и насилия на палестинской улице».

Саудовская Аравия осудила израильскую военную операцию в секторе Газа в конце 2008 – начале 2009 г. Правительство КСА заявило о выделении суммы в 1 млрд долларов на восстановление палестинского анклава. Продолжается оказание финансовой помощи и правительству ПНА на Западном берегу реки Иордан. Так, в 2011 г. на эти цели было направлено 200 млн долларов.

На протяжении длительного времени Саудовская Аравия соперничала с Сирией и Ираном за влияние на палестинцев, особенно на движение ХАМАС. В последнее время Эр-Рияд достиг здесь заметного успеха: отказ руководства ХАМАСа от поддержки сирийского режима в его нынешнем противостоянии с оппозиционными силами страны произошел не без саудовского воздействия.

На сегодняшний день позиция КСА по палестинской проблеме остается неизменной. Эр-Рияд продолжает выступать за «немедленное прекращение блокады палестинского народа и смягчение той гуманитарной ситуации, в которой этот народ находится», «восстановление законных прав» палестинцев, включая «создание независимого палестинского государства на основе справедливого и всеобъемлющего мира, базирующегося на международной законности и международных резолюциях», арабской мирной инициативе, предложенной саудовским руководством. В то же время заявления Эр-Рияда о поддержке курса ПНА на создание независимого палестинского государства не свидетельствуют о готовности Саудовской Аравии на деле занять более жесткую позицию в отношении США по данному вопросу.

Начало