Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Ливии: май 2012 г.

В.В.Куделев

Едва начавшись, май оказался более чем богатым на события, связанные с Ливией. 1 мая в стране открылись бюро по регистрации избирателей и кандидатов на избрание перед предстоящими в июне выборами в Учредительную ассамблею. Всего бюро по регистрации избирателей насчитывается 1350, в том числе 220 – в Триполи, бюро по регистрации кандидатов на избрание - 13. По данным руководителя Избирательной комиссии, в Ливии в настоящее время проживают 6 млн человек, 3,4 млн из них являются потенциальными избирателями.

Предполагается, что в Учредительной ассамблее будет 200 человек. 120 мест в ней резервируются за независимыми кандидатами, 80 – за политическими партиями. Ожидается, что фаворитами предстоящих выборов будут исламисты.

За две недели работы бюро в списках избирателей зарегистрировались свыше 1,5 млн ливийцев, то есть меньше половины потенциальных избирателей. В этой связи время работы бюро было продлено на одну неделю. Уже 18 мая было объявлено, что в качестве кандидатов на избрание в Учредительную ассамблею зарегистрировались свыше 2,5 тысяч человек. 517 из них представляли различные политические партии. К 22 мая в списках избирателей уже значились свыше 2,7 млн ливийцев – примерно 80 процентов об общего числа имеющих право голоса.

2 мая правящий в стране Переходный национальный совет /ПНС/ отказался от положения в законе о политических партиях, которое запрещало создание политических организаций на религиозной основе.

Напомним: 24 апреля ПНС принял закон о партиях – первый в Ливии с 1964 г. Он, в частности, запретил формирование партий по религиозному, региональному или трибальному признаку. Против этого закона немедленно выступили исламисты всех мастей и оттенков. Таким образом, им понадобилось всего несколько дней, чтобы добиться отмены этого запрета.

2 мая ливийские власти выразили сожаление в связи с решением главы палестинской администрации Махмуда Аббаса перенести сроки его визита в Ливию. Как утверждал официальный представитель ПНС Мохаммед аль-Харизи, по мнению Триполи, «нет никаких причин для переноса этого визита».

Аббас должен был прибыть в Триполи 1 мая по завершении визита в Тунис. Палестинский руководитель отменил вторую часть турне, объяснив свое решение «ситуацией в плане безопасности» в Ливии и рекомендациями палестинского посольства в этой стране. Вместо Триполи Аббас отправился в Амман.

3 мая сторонники федеративного устройства Ливии из Временного совета Киренаики /ВСК/ призвали ливийцев бойкотировать назначенные на 19 июня выборы в Учредительную ассамблею, отвергнув тем самым переходный политический процесс, предложенный ПНС. «ВСК призывает всех ливийцев, и в частности, жителей Киренаики, бойкотировать предстоящие выборы в случае, если правящий в стране ПНС останется на своих позициях по вопросу, касающемуся дорожной карты переходного процесса», - сообщалось в коммюнике ВСК.

По мнению сторонников федерализма, до выборов необходимо разработать проект конституции Ливии. Они утверждали, что «абсолютно бессмысленно избирать Учредительную ассамблею до того, пока не будет достигнуто соглашение относительно принципов, на которых будет базироваться основной закон страны». Для этого в первую очередь гражданское общество должно сформировать комитет, в котором необходимо справедливое представительство всех регионов. Задачей этого комитета является подготовка проекта конституции, в котором должна быть отражена предполагаемая форма государственности.

ВСК дал очень жесткую и во многом справедливую оценку работы ПНС. «Государство и его институты оказались неготовы и неспособны гарантировать безопасность и стабильность, необходимые для организации прозрачных и честных выборов», - утверждалось в коммюнике.

3 мая ПНС принял закон об «особых процедурах на переходный период», предоставивший всем бывшим повстанцам по сути амнистию за деяния, совершенные «либо ради победы революции, либо ради ее защиты». В документе не уточняется, подпадают ли под его действие преступления, совершенные бывшими повстанцами после объявления 23 октября 2011г. об «освобождении» Ливии от режима Каддафи.

Различные милицейские формирования, возникшие на базе бригад бывших повстанцев, регулярно обвиняются международными правозащитными организациями в совершении различных преступлений, и в частности, в пытках тысяч сторонников Каддафи, находящихся в тюрьмах.

Согласно закону, вошедшему в силу 12 мая, МВД и Минобороны Ливии поручено в 2-месячный срок либо /при наличии достаточных доказательств/ предать суду удерживаемых бывшими повстанцами сторонников Каддафи, либо освободить их.

Со своей стороны международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» заявила, что закон об амнистии «позволяет лицам, совершившим серьезные преступления, не отвечать за них по политическим мотивам». Она же, уже 10 мая, предупредила, что будет добиваться наказания тех из бывших «повстанцев», которые совершили тяжкие преступления, равно как отмены закона об амнистии.

Еще один закон, принятый ПНС, ввел уголовное наказание вплоть до пожизненного заключения за прославление Муамара Каддафи, его детей и его режима, а также за «распространение ложной информации и слухов в любом виде». В нем уточняется, что Ливия «находится в настоящее время в ситуации, которая рассматривается как война». Другой закон предусматривает наказание в виде тюремного заключения за «оскорбление мусульманской религии, государства и его институтов» в переходный период, переживаемый Ливией.

8 мая ПНС фактически объявил войну тем формированиям бывших «повстанцев», которые отказались признавать центральную власть. В тот день власти использовали силу для того, чтобы выбить боевиков из захваченного ими ранее здания правительства. Захват этого здания боевики мотивировали отказом правительства Абдель Рахима аль-Киба выплачивать компенсации за участие в свержении режима Каддафи. При захвате здания правительства погиб один участник Верховной комиссии по безопасности /она считается одной из структур МВД/, трое получили ранения.

Со времени «освобождения» Ливии от режима Каддафи в октябре 2011г. ПНС практически ежедневно сталкивался с социальными и финансовыми требованиями бывших «повстанцев». До 9 мая власти пытались решать все проблемы путем диалога. Нередко он завершался путем выдачи требовавшихся средств. «Правительство не уступит шантажу и не будет вести переговоры под угрозой применения оружия», - заявил А.аль-Киб.

В мае появились очередные доказательства того, что поток ливийского оружия, расхищенного в прошлом году со складов Каддафи, хлынул в соседние страны. 10 мая египетские силы безопасности объявили о перехвате в районе приграничного с Ливией города Мерса-Матрух конвоя из трех автомашин с грузом оружия. В захваченном арсенале – 50 реактивных снарядов, миномет, 7 автоматов и большое количество боеприпасов.

Ранее египетские спецслужбы уже выполнили несколько перехватов ливийского оружия. Считается, что основной его поток через Египет направляется в соседний с ним сектор Газа, который контролируется исламистским движением ХАМАС.

Также 10 мая спецпредставитель ООН в Ливии Ян Мартин, выступая в Совете Безопасности, заявил, что в Ливии в заключении продолжают находиться тысячи людей, в том числе многие – в тайных центрах заключения, где регулярно подвергаются пыткам. Он сообщил, что передача заключенных, находившихся в тюрьмах бригад «повстанцев», в ведение министерства юстиции, происходит «очень медленно». По данным ливийского Минюста, на которые ссылался Мартин, по состоянию на середину мая в тюрьмах центральных ливийских властей находились 3 тыс. заключенных, еще 4 тыс. продолжали оставаться в «официальных» и секретных тюрьмах «повстанцев». «В этих тюрьмах продолжается применение пыток», - заметил он. В качестве примера он назвал тюрьму в Мисурате, которая формально находится под контролем МВД Ливии. Там, по его данным, в результате пыток 13 апреля умерли трое заключенных. Среди других тюрем, где практикуются пытки, Мартин назвал соответствующие заведения в Триполи, Завийе и Зинтане.

Спецпредставитель ООН выразил опасения относительно новых законов, принятых ПНС, и в частности, об амнистии бывших «повстанцев» и о введении наказания за прославление Каддафи. По оценке Мартина, первый из них является «двойственным», второй – «противоречащим свободе слова».

15 мая напомнил о себе Абдельхаким Бельхадж – бывший джихадист, ставший главой Военного совета /по сути - военным комендантом/ Триполи. Он объявил, что отказался от своего поста с тем, чтобы переключиться на политику накануне июньских выборов. В его планах – создание собственной партии. Понятно, исламистского толка, а также баллотирование на выборах. «Мы полагаем, что функции Военного совета теперь должно играть государство и его институты, которые будут контролировать ситуацию», - заявил он. Тем не менее, по его словам, Военный совет Триполи не будет распущен.

В мае продолжились вооруженные инциденты с участием формирований различных национальных меньшинств. 16 мая большая группа вооруженных лиц атаковала город Гадамес, находящийся близ границы с Алжиром и Тунисом. Как сообщил официальный представитель правительства Ливии Насер аль-Манаа, эпицентр боев, в результате которых погибли 7 человек, находился в районе аэропорта Гадамеса. Он ничего не сообщил о том, кто стоял за нападением. Однако позднее стало известно, что его совершили бойцы темнокожего племени туарга. Их новые ливийские власти обвиняют в том, что они воевали на стороне Каддафи.

20 мая алжирские СМИ со ссылкой на спецслужбы страны сообщили об аресте в районе Тебессы на востоке страны «значительного числа» вооруженных алжирских исламистов, которые намеревались перебраться в Ливию и таким образом выскользнуть из зоны, в которой алжирские военные проводили операцию по зачистке местности. Подобное намерение говорило лишь об одном: террористы считали – и не без оснований, что в Ливии они окажутся в безопасности.

Также 20 мая стало известно, что в Триполи в возрасте 60 лет скончался Абдельбассет аль-Меграхи – бывший офицер ливийских спецслужб, осужденный в 2001 г. шотландским судом к пожизненному заключению по обвинению в причастности к теракту против американского пассажирского самолета, взорвавшегося в небе над шотландским городком Локерби в 1988 г. В 2009 г. он был освобожден по гуманитарным причинам – врачи диагностировали у него рак в конечной стадии – и передан Ливии. Освобождение А.аль-Меграхи вызвало волну негодования в Великобритании и США среди родственников 270 погибших в теракте над Локерби. Тем более, что в ходе торжественной встречи, устроенной ему в Триполи прежними властями, он никак не выглядел умирающим.

Как заявил 21 мая представитель ПНС, несмотря на смерть А.аль-Меграхи, «дело Локерби» не будет закрыто. Напомним: в конце апреля Триполи посетили директор ФБР США и генеральный прокурор Шотландии. Они обсудили с ливийскими властями вопросы продолжения расследования «дела Локерби». Как ранее заявила шотландская прокуратура, «расследование по «делу Локерби» продолжается в части, касающейся возможной причастности к нему других лиц». Если свести воедино все эти факты, трудно избавиться от впечатления, что исчезновение А.аль-Меграхи было кому-то выгодно.

23 мая вице-премьер-министр Ливии Мустафа Абу Шагур объявил, что объем добычи нефти в Ливии достиг 1,55 млн баррелей в день. Тем самым Ливия фактически вышла на довоенный уровень добычи нефти, составлявший 1,6 млн баррелей. Напомним, к моменту падения режима Каддафи в сентябре 2011 г. добыча нефти в Ливии была фактически приостановлена. Столь быстрое восстановление нефтедобычи может говорить лишь об одном: несмотря на усилия режима Каддафи уничтожить их, они, по всей видимости, оказались под надежной защитой. И можно только догадываться, кто ее обеспечил.

Начало