Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Египет: размышления о терактах на Синайском полуострое

Ю.Б.Щегловин

Атака боевиков на КПП египетской армии на севере Синайского полуострова, в общем-то, была предсказуемой. Мы уже говорили о том, что с «наступлением демократии» Синай стремительно превращается в зону, слабо контролируемую египетскими центральными властями. Иран через свое разведсообщество не менее активно создает на полуострове «спящие ячейки» «Хизбаллы» на случай наступления часа «Х» (возможное перерастание напряженности между Ираном и Израилем в «горячую фазу»). Одновременно через территорию Судана налажен и продолжает действовать канал поставок оружия на Синай, а вторым основным направлением получения относительно дешевого вооружения и боеприпасов стала раздробленная Ливия. Все эти моменты плюс недовольство местных бедуинских племен являются благодатной почвой для возникновения на полуострове еще одного очага напряженности.

В отличие от большинства экспертов мы, тем не менее, постарались бы не объединять два эпизода с нападением на египетские и израильские блок-посты, которые произошли с промежутком в один день. Речь здесь видимо идет все-таки о разных мотивах нападавщих.

Что касается израильского пограничного поста, то с этим в принципе все понятно. Атака была осуществлена боевиками «Исламского Джихада» с целью демонстрации своих возможностей. После того, как «Исламский Джихад» на прошлой неделе был вынужден в силу обострения внутренней обстановки в Сирии перенести свою штаб-квартиру из Дамаска в Тегеран, перед руководством этой организации встала острая проблема доказательства иранским куратором своей дееспособности, что собственно и было продемонстрировано. Операция, которая не имела никакого практического боевого смысла и не являлась ответом на какие-либо аналогичные действия израильтян, была осуществлена в разгар консультаций между руководителями организации и КСИР в Тегеране о последующем формате сотрудничества. И естественно, в первую голову о финансировании. Собственно эти контуры были определены еще в период раскола в ХАМАСе, когда «Исламский Джихад» резко передумал объединяться с ХАМАСом, и решил остаться в иранской орбите влияния. С тех пор «джихадисты» проявляли себя слабо, что безусловно сказывалась на финансовых дотациях из Тегерана, а теперь наступил момент продемонстрировать свои возможности в действии. В этой связи отметим, что ячейки «Хизбаллы» здесь не при чем, поскольку их тактика на сегодняшний день заключается в накапливании сил и средств, а не в бесполезных и жертвенных атаках. Для этого просто еще не пришло время.

С египетскими пограничниками дело обстоит сложнее. Безусловно, что нападавшие на них боевики также были из сектора Газа. И, в общем-то, не случайно атака боевиков поддерживалась минометным огнем с территории Сектора. Это укладывается в версию событий, поскольку нападение, скорее всего, осуществила «летучая группа», прибывшая именно оттуда. Но здесь возникает законный вопрос о мотивировке нападения. Одно дело бедуины, которые давно уже находятся «в контрах» с Каиром по вопросу своей автономии. Другое дело – палестинцы из Сектора, которым враждовать с нынешними египетским властями абсолютно не логично. Более того, именно нынешнего президента Мурси и стоящих за ним «Братьев-мусульман» руководство ХАМАСа в секторе Газа рассматривает как своих стратегических союзников и связывает с ними прорыв экономической блокады. Последнее является задачей номер один, поскольку экономика вновь определяет сознание, и рейтинг ХАМАС стал благодаря этому падать. С приходом к власти Мурси процесс разблокировки начался. Может быть не такими темпами, как виделось это ХАМАСу, но он, что называется, «пошел». КПП в Рафахе был открыт, стало налаживаться снабжение Сектора товарами ширпотреба, продовольствием, медикаментами и, что наиболее важно – топливом.

Сразу отметим два момента - атака на египетских пограничников была совершенно точно осуществлена не хамасистами, да и в отношении участия в нем «Исламского Джихада» тоже есть большие сомнения. По нашему мнению, мы имеем дело с обыкновенной «заказухой» торговой мафии как со стороны палестинцев, так и со стороны бедуинов Синая, которые в открытии КПП увидели явную угрозу своим прибылям от контрабанды через систему тоннелей. Кстати, своей цели они добились и Каир не нашел ничего лучшего, как «временно» закрыть КПП.

Мотивы нападавших лежат именно в финансовой сфере, несмотря на то, что они постарались синхронизировать «свое» нападение с атакой на израильтян, и тем самым «пустить дым». Собственно и по этим причинам до Сектора не дошел оплаченный Катаром месяц назад груз топлива, который просто слили в пустыню по дороге. Цель – щелкнуть катарцев «по носу», но не только. Основной мотив прост – искусственное поддержание дефицита и продолжение контрабанды, что является сейчас и для бедуинской верхушки Синая и для их палестинских компаньонов в Секторе основным средством дохода в условиях коллапса туристического бизнеса и не ясных перспективах его оживления. И что более важно – неясных позиций египетского руководства об инкорпорировании бедуинской верхушки в этот бизнес.

Подорвать позиции этой мафии невозможно исключительно военными средствами, здесь необходим комплекс мероприятий, в том числе и налаживание легального снабжения Сектора. Помимо интересов торговой мафии, в которую кстати входит и ряд высокопоставленных египетских военных и спецслужбистов на полуострове, этому мешает и позиция Израиля, который выбирает из двух зол меньшее и стремиться уронить рейтинг ХАМАСа «до нуля» за счет экономических трудностей.

Начало