Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Йемен превращается во второе Сомали: мнения немецких экспертов

И.С. Берг

Царящая в Йемене обстановка насилия и безнаказанности — один из признаков того, что страна превращается во второе Сомали. К такому выводу пришли ряд политологов и обозревателей ФРГ. Хорст Копп, известный немецкий географ и исследователь ситуации в Йемене, не удивляется продолжению протестов. «Договоренности с Али Абдаллой Салехом по требованию демонстрантов — лишь внешняя сторона вопроса. Они не отменяют народного возмущения безнаказанностью действий лидера», говорит Копп, указывая, что участники протестов требуют, чтобы Салех по закону ответил за расстрел мирной оппозиции, приказ о котором он отдал еще в начале прошлого года. В результате сотни людей были убиты. Гюнтер Майер, эксперт по Йемену из Университета Майнца, отмечает бесперспективность соглашения с Салехом: прежняя элита страны, сторонники Салеха и вожди племен договорились о формировании переходного правительства, что вызвало протест нарождающейся молодой интеллигенции, которая по-прежнему демонстрирует недоверие к власти.

Новый год начался с новой волны протеста. Десятки тысяч жителей Йемена вновь вышли на уличные марши протеста, требуя от президента Салеха выполнения обещания об уходе в отставку после всеобщих выборов. Митингующие, которые собираются после традиционной для мусульман пятничной молитвы, вновь требовали от властей освобождения всех арестованных по обвинению в участии в антиправительственных демонстрациях.

Реальная власть находится, по мнению Хорста Коппа и других экспертов ФРГ, в руках милитаристских кругов и аппарата службы безопасности. Будь то республиканская гвардия, элитное подразделение или силовики из спецслужб — повсюду расставлены близкие люди Салеха: его сын, его братья, его племянники Вся система власти в Йемене — одно семейное предприятие, где каждый член семьи отвечает за тот участок работы, который ему определен на семейном совете. Это самая настоящая ближневосточная мафия, регулирующая определенный канал поступления доходов в экономику семьи. Если даже будет заменена вершина этой финансовой пирамиды, но не будет затронуто ее основание, никакого смысла в преобразованиях в общественно-хозяйственной жизни не будет, свидетельствуют немецкие аналитики.

Это отчетливо понимают демонстранты, которые требуют полностью изменить кланово-коррупционную систему в стране. Между тем Салех неоднократно заявлял, что он не оставит страну и кресло правителя. Это углубляет кризис в обществе и накаляет обстановку. Оппозиции остается один способ заставить Салеха уйти — взять в руки оружие.

«Перспективы мирного демонтажа режима Салеха нулевые, — считает Альбрехт Метцгер, исламовед из Гамбурга, автор книги «Небо для Бога, государство — для нас. Ислам между насилием и демократией». — Степень милитаризации оппозиции в последний год превышает все мыслимые пределы. Символом народного протеста все чаще становится автомат Калашникова. В связи с этим довольно легко прогнозируется кровавое развитие событий в стране».

Ситуация практически тупиковая. Власть своими действиями провоцирует новый виток затяжного насилия. К текущим антиправительственным акциям протеста добавляются атаки исламских экстремистов и желание южан отделиться от севера. Это вызывает опасения, что Йемен превращается во второе Сомали. Йемен, прежде известный как экзотическая мечта, туристская мекка Ближнего Востока с его дикими и скалистыми горами, живописными средневековыми строениями Саны, традиционным гостеприимством, стремительно теряет популярность среди путешественников. Значительная часть иностранных компаний, в том числе германских, а также гуманитарных организаций покинули страну, персонал посольств сокращен до минимума, свидетельствуют немецкие СМИ.

В течение многих месяцев люди фактически живут новостями с улицы — как проходила та или иная демонстрация, кто и как требовал свержения президента Салеха. В ноябре после долгих переговоров под эгидой лидеров арабских государств Персидского залива Салех согласился с условиями договора, обязывавшего его уйти, чтобы предотвратить кровопролитие. Сам Салех, его семья и ближайшие помощники пребывают в уверенности, что они освобождены от уголовного преследования за свои преступления. С тех пор как Салех официально передал власть своему заместителю Абд аль-Рахману Мансуру аль-Хади, ожидаемого возвращения к нормальной жизни, на которое надеялись жители страны, не произошло, отмечают аналитики ФРГ. Протестанты регулярно собираются на улицах столицы и второго по величине города Таиза. В конце декабря правительственные войска открыли в Сане огонь по толпе демонстрантов, убив по меньшей мере 13 человек. В то же время к демонстрантам постепенно начинают присоединяться государственные служащие, включая представителей сил безопасности. Участники многотысячных демонстраций все настойчивее требуют предать Салеха суду — несмотря на то что договоренность о передаче власти гарантирует ему иммунитет от судебных преследований. Оппозиция считает президента ответственным за гибель участников демонстраций — число жертв исчисляется сотнями, считают эксперты.

Соглашение, достигнутое с Салехом, определяет избрание нового президента 21 февраля. Однако наблюдаются признаки того, что число кандидатов будет минимально ограничено тем же президентом. Пока есть только один кандидат — аль-Хади, так называемый переходный лидер, долгое время бывший доверенным лицом Салеха. «Марионеточные выборы ничего не изменят в обществе: вся мощь останется в руках семьи Салеха», — уверен Копп. Гюнтер Майер настроен несколько оптимистичней. Аль-Хади считается слабым политиком и не имеет своей собственной базы власти, поэтому он может вобрать в себя требования различных политических течений и кланов, стать некоей синтетической фигурой. Кроме того, говорит Майер, Аль-Хади происходит из южного Йемена и может своим появлением в первой шеренге власти умерить сепаратистские желания южан, которые хотят отделиться от остальной части страны. До 1990 г. Йемен был разделен между «капиталистическим севером» и «коммунистическим югом». После объединения южане почувствовали себя обделенными центральным правительством, находящимся на севере страны. На юге сосредоточены крупнейшие нефтяные запасы страны, там зарабатывается большая часть национального дохода. Между тем семейный клан Салеха на севере страны практически присваивает себе этот доход. «Мы выставили ультиматум режиму, — приводит немецкая пресса высказывание лидера сепаратистского движения Насера аль-Тавеела. — Либо он признает наши законные требования на самоуправление, либо Йемен скоро распадется на две страны».

Ситуация похожа на Судан, напоминают эксперты ФРГ.

Водораздел происходит не только по географическому или имущественному, но и этно-религиозному признаку, свидетельствуют немецкие эксперты. В течение последних месяцев наблюдается обострение шиитско-суннитского противостояния, в которое вмешивается Саудовская Аравия, поскольку рассматривает хути, группировку шиитов, как ставленников Ирана. Хотя хути до недавнего времени были частью протестного движения и оппозиции в целом против Салеха. На волне противоречий пытается выиграть политические очки террористическая организация «Аль-Каида», стремительно распространяющая экстремистские настроения на различные группы населения внутри Йемена. В прошлом году «Аль-Каида» взяла под свой контроль Зинджибар, столицу южной провинции Абьян. Правительственные войска восстановили контроль над некоторыми частями города, но не смогли до сих пор освободить его от повстанцев полностью.

Ситуация напоминает ситуацию в Сомали, свидетельствуют эксперты ФРГ. Так Судан или Сомали? К какому экстремистскому берегу дрейфует Йемен? Государство идет от одного к другому еще более кошмарному образцу и не может остановиться. «В стране уныние. Без щедрой помощи извне дестабилизация будет продолжаться», предупреждает Гюнтер Майер. «Я очень пессимистично оцениваю будущее страны, — добавляет Хорст Копп. — Гораздо пессимистичнее, чем год назад». Он добавляет, что в условиях политического кризиса существенно меняются условия жизни. Экономическая ситуация — в состоянии коллапса. Половина населения живет ниже уровня бедности. Более 40% детей, в том числе примерно 5000 в возрасте до пяти лет — страдают от острого недоедания. Подача воды и электричества регулярно прерывается.

В целом голодает каждый третий из 22 млн жителей Йемена, констатирует Ричард Стэнфорд, йеменский представитель гуманитарной организации Oxfam: «Ситуация поистине драматичная. Цена питьевой воды возросла за последние месяцы в семь раз, газ для приготовления пищи во многих частях страны получить невозможно. Поставки питания из-за беспорядков прерваны. Люди потеряли работу и больше не в состоянии кормить семьи. В западнойеменской провинции Ходейда, к примеру, многие родители забрали своих детей из школ, чтобы заставить их работать, чтобы обеспечивать потребности семьи. Люди просто не могут свести концы с концами». «В Йемене нарастает страшная гуманитарная катастрофа, — предупреждает Копп, — и странно, что мир этого почти не замечает».

Однако это не совсем точно. Мир замечает, просто не видит выхода. 13 сентября 2011 г. был обнародован доклад Верховного комиссара ООН по правам человека, который 19 сентября обсуждался в Женеве. На основании изучения документов, в том числе 6 тыс. страниц отчетов активистов НПО, 160 компакт-дисков, 6 тыс. фотографий, 1800 видеосюжетов, эксперты комиссариата ООН по правам человека сделали вывод о беспрецедентном масштабе преследований со стороны режима Салеха, в том числе о расстрелах демонстрантов, о связи режима с вооруженными отрядами исламистов, о практике арестов и пыток, других нарушениях прав личности.

Совет Безопасности ООН резолюцией № 2014 от 21 октября 2011 г. потребовал от лидеров Йемена прекратить насилие и устранить обстановку политического вакуума. Федеральный министр иностранных дел Гидо Вестервелле приветствовал «ясный сигнал» от Совета Безопасности. Это было своевременно, так как стране угрожает усиливающееся сползание в хаос. «Единственный выход мы видим в упорядоченном политическом переходном процессе на основе инициативы Совета сотрудничества стран Персидского залива», отметил Г. Вестервелле 22 октября 2011 г. в Берлине. Федеральный министр иностранных дел призвал президента Салеха немедленно освободить должность для старта нового политического начала, причем Германия готова поддержать население Йемена во время переходного процесса. В резолюции Совбеза № 2014 по Йемену отмечается, что с января 2011 г в стране нарастает гражданское движение протеста, которое требует отставки президента Али Абдаллы Салеха и проведения демократических реформ. В йеменской столице между сторонниками и противниками президента Салеха возникают ожесточенные столкновения, которые длятся месяцами. Посреднические инициативы Совета сотрудничества стран Залива с апреля 2011 г. пока не дают результата по разрешению кризиса в Йемене. Инициатива стран Персидского залива подразумевает отставку Салеха, формирование переходного правительства, проведение досрочных президентских выборов и разработку новой конституции.

Вопрос в том, какие инструменты следует употребить в данном случае. Мировое сообщество готово оказать помощь продовольствием. Однако Йемен — страна процветающей коррупции, поэтому Всемирный банк прекратил свои программы Йемену в размере прежде оговоренной помощи в 542 млн долларов США. Даже на фоне таких коррумпированных стран, как Ливия и Египет, Йемен выглядит чемпионом. Такие страны, как Саудовская Аравия, выплачивают ежегодно миллионы долларов, но эти средства идут прямиком племенным вождям Йемена, судьба этих средств зачастую неизвестна Или, к сожалению, известна, уточняет Р. Стэнфорд: большую часть этих средств беднейшие йеменцы никогда не увидят, поскольку миллионы оседают «на банковских счетах йеменских коррупционеров в странах Персидского залива».

Единственное, что сегодня может спасти Йемен, — идея национального единства, к воплощению которой призывает прежний лидер оппозиции Мохаммед Салем Басиндва. Идея не новая, но чреватая массой подводных течений, убежден Оливер Шлумбергер, профессор политологии, эксперт по Ближнему Востоку Университета Тюбингена. Правительство, провозглашая национальное единство, рискует вовлечь в политическую игру разнородные массы людей, которые по-своему понимают это единство. Члены кабмина еще сегодня демонстрируют неспособность договориться, что же будет потом, когда каждый будет продвигать идеи своего клана, «ставить собственные партизанские предпочтения» выше остальных, сомневается О. Шлумбергер. Он подчеркивает: «Перед нами есть примеры правительств национального единства в Ираке, Ливане, но они каждый день демонстрируют собственную несостоятельность, а в той же Греции это привело к финансовой катастрофе, из которой Европа должна вытаскивать греков».

Выводы

Первый. Ситуация на южной оконечности Аравийского полуострова слишком опасна, это шаткое равновесие между надеждой и страхом, которое владеет большинством жителей страны. С одной стороны, они мечтают о крушении авторитарного режима президента Али Абдаллы Салеха и начале демократических преобразований, с другой — они видят угрозу эскалации насилия в ходе борьбы за власть, которое перерастет в полномасштабную гражданскую войну.

Второй. Аннет Бухс, эксперт по Йемену Института Giga в Гамбурге, считает: главные просчеты Салеха в том, что его режим пытался восстановить доверие к себе как к властной структуре за счет упомянутой эскалации насилия. «Салех всегда пугал народ тем, что страна погрузится в гражданскую войну, как только он исчезнет с политической арены. Однако он же и разворачивает пружину гражданской войны и провоцирует ее своими действиями. Для этого у него есть все средства: владычество его узаконено 32 годами, ему остается лишь дергать за ниточки, и все будет именно так, как он спланировал». По этой причине А. Бухс видит развитие событий в Йемене, как управляемое Салехом насилие.

Третий. Эксперты ООН, как и немецкие аналитики, обеспокоены большой численностью пострадавших в результате политического кризиса в Йемене в 2011–2012 гг. Аналитики прогнозируют ухудшение ситуации в стране в течение ближайшего года, что повлечет за собой страдания как минимум 4 млн человек. Немецкие эксперты, работающие в составе гуманитарных миссий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, указывают: Йемен все больше напоминает Сомали — мирового лидера по количеству беженцев, и необходимо сделать все, чтобы избежать повторения сомалийского сценария.

Использованы данные сайтов Федерального МИДа, Deutsche Welle, Sueddeutschen Zeitung.

Начало