Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Алжире: март 2012 г.

В.В.Куделев

Наиболее заметным событием месяца в Алжире стало формирование 7 марта предвыборного альянса исламистских партий перед назначенными на 10 мая парламентскими выборами. В альянс, получивший название «Зеленый Алжир», вошли партии Движение общества мира /ДОМ/, «Ан-Нахда» и «Аль-Ислах». Эти организации, уже давно присутствующие на алжирской политической арене, обязались представить совместные списки кандидатов на избрание, вместе вести предвыборную кампанию, выступать с единой предвыборной программой. Две недавно легализовавшиеся исламистские партии – Фронт за справедливость и свободу во главе с радикально настроенным Абдаллой Джабаллой и Движение за изменения /основано выходцами из ДОМ во главе с бывшим министром Абдельмаджидом Менасрой/ - отказались присоединиться к этому альянсу.

Уже 18 марта альянс «Зеленый Алжир» стал шантажировать власти, пригрозив отказаться от участия в выборах, если до голосования будут обнаружены «конкретные доказательства нарушений» /избирательного законодательства/. Как предупредил на совместной пресс-конференции руководителей трех партий глава «Ан-Нахды» Фатих Ребиа, «Алжир в настоящее время находится на перекрестке дорог, он не нуждается в хаосе, поэтому любая попытка исказить выбор избирателей будет означать игру с огнем». Они утверждали, что такие попытки уже начались через запись военных в списки избирателей на местах. Власти со своей стороны отвергли эти обвинения.

В любом случае создание «Зеленого Алжира» теоретически может привести эту страну к ситуации, которая уже складывалась на рубеже 1991 – 1992гг., когда к власти в Алжире из-за несовершенства избирательного законодательства едва не пришел ныне запрещенный Исламский фронт спасения /ИФС/. Тем более, что в ряде стран Северной Африки /Марокко, Тунис, Египет/ исламисты уже победили на парламентских выборах. С другой стороны, в Алжире сильны антиисламистские настроения. Именно поэтому алжирские власти видят в качестве главного средства борьбы с исламистскими партиями массированное участие алжирцев в голосовании. Возможно, именно из-за нежелания видеть поражение исламистской идеи на выборах в Алжире проживающий в настоящее время в Катаре бывший глава ИФС Аббас Мадани призвал алжирцев бойкотировать парламентские выборы, которые организует «незаконный режим». Это воззвание подписано также бывшим заместителем главы ИФС Али Бельхаджем.

По сути, именно ИФС стоял в 1992г. у истоков внутриалжирского противостояния, жертвами которого к настоящему времени стали до 200 тысяч человек.

В марте достаточно много сообщений пришло с антитеррористического «фронта». 3 марта Движение единства и джихада в Западной Африке /ДЕДЗА/ потребовало 30 млн долларов за освобождение трех иностранных заложников /двое подданных Испании и итальянка/, похищенных в октябре 2011г. в Алжире. Это требование объявил малийский посредник, через которого велись переговоры с похитителями. По его данным, это требование доведено до властей Испании и Италии. Похищенные /две женщины и мужчина/ работали на одну из гуманитарных организаций в районе алжирского города Тиндуф, близ которого находятся лагеря сепаратистского /по отношению к Марокко/ Фронта ПОЛИСАРИО.

Также 3 марта ДЕДЗА взяло на себя ответственность за теракт с использованием заминированной автомашины против казармы жандармерии в городе Таманрассет на крайнем юге Алжира, в результате которого, по официальным данным, ранения получили 24 человека, в том числе 10 жандармов. Некоторые из раненых были в критическом состоянии. Взрывное устройство привел в действие боевик-смертник.

ДЕДЗА, в котором представлены главным образом малийцы и мавританцы, впервые проявило себя в 2011г. и считается «филиалом» «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/.

Таманрассет считался одним из самых безопасных городов Алжира. Теракт с использованием взрывного устройства в этом городе был совершен впервые. Именно в Таманрассете находится штаб-квартира Совместного операционного комитета представителей Генштабов /СЕМОС/ Алжира, Мавритании. Мали и Нигера, призванного обеспечить координацию совместных усилий этих стран в борьбе против терроризма. По площади провинция Таманрассет сопоставима с Францией.

День спустя премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья вновь подтвердил решимость государства «вести войну против терроризма вплоть до его полного уничтожения».

В марте стало известно, что несколькими неделями ранее в Ливию перебрался видный полевой командир АКМ Мохтар Бельмохтар. По данным алжирских спецслужб, главной целью его «экскурсии» было приобретение оружия.

В марте появились первые признаки налаживания отношений между Алжиром и новыми ливийскими властями. 8 марта глава МИД АНДР Мурад Меделси, тремя днями ранее вернувшийся в Алжир из Триполи, заявил, что его страна намерена помочь Ливии в «создании армии и полиции». Министр сообщил, что еще одной темой переговоров в Триполи было обеспечение безопасности совместной границы. В ходе визита в столицу Ливии Меделси заверил своих ливийских собеседников, что родственники Муамара Каддафи, получившие пристанище в Алжире, больше не смогут делать каких-либо политических заявлений.

Среди получивших убежище в Алжире значится, в частности, дочь Каддафи – Аиша. В ноябре прошлого года она очевидным образом нарушила законы гостеприимства, призвав ливийцев «восстать против новых ливийских властей».

В марте вновь подтвердилось, что Россия и Алжир занимают схожие позиции по ряду современных проблем, и в частности, по Сирии. Констатация этого факта была сделана в ходе состоявшегося 24 - 27 марта визита в Алжир заместителя главы МИД РФ Михаила Богданова. Главной заявленной целью визита были «консультации по Сирии», а также обсуждение возможности «совместных демаршей», направленных на урегулирование ситуации в этой стране.

10 марта прошла «смена караула» в одной из самых заметных алжирских оппозиционных партий – светском, проберберском Объединении за культуру и демократию /ОКД/. В ходе состоявшегося в Алжире 4-го съезда ОКД на пост ее председателя был избран Мохсен Бельаббас – бывший официальный представитель этой партии и действующий депутат парламента. На посту главы ОКД 42-летний Бельаббас сменил Саида Саади, руководившего этой партией с момента ее рождения в 1989г. 65-летний Саади сам отказался выставлять свою кандидатуру при голосовании, заявив о необходимости «уступить пост главы партии молодым», хотя против этого решения выступили многие делегаты съезда. «Я останусь активистом ОКД, партии, которая считает себя левоцентристской, абсолютно светской, стоящей на защите берберской культуры», - пообещал он.

Ранее ОКД решила бойкотировать предстоящие парламентские выборы, заявив, что как и в случае предыдущих, их результаты будут фальсифицированы. В действующей Национальной народной ассамблее /ННА - нижняя палата алжирского парламента/ ОКД располагает 19-ю местами из 389.

В марте исполнилось 50 лет со дня подписания Эвианских соглашений, сделавших Алжир самостоятельным государством. Этой победе алжирцев предшествовала 8-летня война за национальное освобождение против Франции. Примечательно, что уроки той войны пристально изучались американцами, а ее опыт джи-ай использовали на полях сражений в пустынях Ирака и в горах Афганистана.

Начиная с 2003г. обязательным для всех американских военнослужащих, отправлявшихся в Ирака или Афганистан, стал просмотр фильма «Битва за Алжир», снятого режиссером Джилло Понтекорво в 1966г. и посвященного операциям, проводившимся в 1957г. французскими военными в одном из народных кварталов Алжира. «Как выиграть войну против терроризма и проиграть войну идей. Дети стреляющие в солдат, женщины, закладывающие бомбы в кафе. Все арабское население встало в ряды восставших. Это вам напоминает что-то?», - гласила надпись на плакатах, развешанных в свое время в Пентагоне перед просмотром фильма.

Считается, что именно под влиянием французской антиповстанческой доктрины действовал генерал Дэвид Петраес, добившийся немалых успехов, когда он командовал американскими войсками сначала в Ираке, затем – в Афганистане. Сейчас он возглавляет ЦРУ. Он же редактировал опубликованное в 2006г. наставление «Учебник действий в поле 3-24», в котором изложена американская доктрина борьбы против повстанцев. Специалисты утверждают, что она создавалась на базе книги подполковника французской армии Дэвида Галулы «Борьба с повстанцами: теория и практика», изданной в США в 1964г., а также книги полковника французской армии Роджера Триквера «Современная война», изданной в 1964г. Основные разделы этих книг посвящены боевым действиям против повстанцев в городах, операциям по зачистке территорий, методам изоляции населения от повстанцев, создания местных сил безопасности, массированного насаждения агентуры среди населения и повстанцев. Одна из рекомендаций французских авторов – запрет на применение пыток. В противном случае, полагают они, военные теряют «моральную законность» в глазах местного населения.

В марте в очередной раз проявилось, что у алжирских властей не совсем складываются отношения с десятками тысяч бывших сотрудников различных силовых ведомств, вынесших на себе основную тяжесть внутриалжирского противостояния. 18 марта полицейские применили силу для разгона манифестации бывших военнослужащих, получивших ранения в ходе боевых действий. Эта манифестация была спонтанной – ветераны-инвалиды не связаны между собой какой-либо организацией. Их главное требование – повышение нищенских пособий по ранению /2500 алжирских динаров в месяц/, которые для большинства являются единственным источником для существования.

Начало