Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ливия: новые тревожные моменты

А.А.Быстров

Последние столкновения в Ливии лишь подчеркивают разгорающуюся в стране борьбу за власть между различными кланами и племенами. Последний эпизод в начале июня с.г. с захватом ополченцами из Тархуна столичного аэропорта связан именно с переделом зон влияния в столичном округе и «исчезновением» в связи с этим одного из их полевых командиров. В центре противоречий продолжает оставаться жесткий антагонизм между западными и восточными областями страны, а если конкретнее - между Бенгази и Зинтаном. Еще одной действенной силой остается исламист А.Бельхадж, который был вынужден уйти с поста военного коменданта Триполи, но, тем не менее, не разоружил подконтрольные ему отряды. Он образовал партию «Хизб Аль-Ватан», которая опирается на катарские финансы и поддержку. Руководитель Переходного национального совета (ПНС) М.Абдельджалиль в свою очередь пытается заручиться поддержкой лидера ливийских «Братьев-мусульман» Али Саллаби. Как представляется, в настоящее время идет спешное «сбивание» новой силы, которая сможет на равных конкурировать прежде всего с мисуратовскими и зинтановскими кланами. Помимо «братьев» руководитель ПНС намерен привлечь в будущую коалицию и видных представителей клана Каддафи. Тот же М.Джалиль уполномочил А.Саллаби провести консультации на эту тему с кузеном бывшего ливийского диктатора А.Каддафедамом, который проживает сейчас в Каире и с самого начала ливийских событий представлял в конфликте т.н. «третью силу». Для главы ПНС это сейчас единственный вариант «остаться на плаву», поскольку без серьезной поддержки влиятельных кланов он не сможет противостоять ни Зинтану, ни Мисурате. Естественно, что в это глобальное противоречие вступают и более «мелкие» группировки типа туарегов, и это создает своеобразное «лоскутное» одеяло внутри страны. Например, месяц назад из правительства в знак протеста против преследований туарегов на западе страны и бездействия властей по этому поводу вышел их представитель М.аль-Куни. Это тревожный сигнал для Триполи, поскольку такой демарш сделан с явной оглядкой на этнических собратьев в Мали. А с учетом амбиций туарегов, независимо от их идеологической ориентации, в отношении образования независимого этнического государства, такая ситуация чревата в среднесрочной перспективе усилением их сепаратизма.

Отметим несколько относительно новых моментов.

Это явные разногласия в ЕС по вопросу дальнейшей политики в Ливии. После ухода премьер-министра Италии С.Берлускони и президента Франции Н.Саркози в Брюсселе отсутствует единый подход к ливийской проблеме. А вернее - в выборе той силы, которая сможет выстроить эффективную централизованную систему управления Ливией и при этом будет свободна от радикальной исламистской идеологии. В этом контексте знаменателен визит в Ливию известного французского политического деятеля Р.Дюма с целью прозондировать мнение лидера ПНС и других членов правительства о постепенной интеграции во власть функционеров прежнего режима, которые не запятнали себя «кровавыми преступлениями». Речь идет, прежде всего, о малопубличных фигурах, которые имеют серьезные финансовые возможности и могли бы стать «мостиками» между каддафистскими эмигрантами и новыми властями. Отсюда вновь возникает ощущение, что вся ливийская эпопея была затеяна в Европе исключительно по сугубо личным мотивам, а вернее резкой антипатии к М.Каддафи и ближайшим членам его семьи. По нашей оценке, такой альянс неизбежно должен возникнуть вскоре после проведения выборов, и залогом осуществления этого сценария является желание Запада и огромные финансовые авуары, которые смогли вывезти из страны члены семьи Каддафи.

Вторым тревожным сигналом является усиление радикалов в Ливии. Причем это не «прирученная» «Аль-Каида в странах исламского Магриба», которая по большому счету выродилась в совместный бизнес-проект алжирских силовиков и криминала по похищению иностранных заложников с целью выкупа, а реальная радикальная сила, которая ассоциирует себя с пакистанской «Аль-Каидой». Взрывы у американского консульства в Бенгази и обстрел автоколонны иностранцев – это только первый симптом. Указанные акции были проведены в отместку за очередной рейд американских БПЛА в Пакистане и Афганистане, что четко сигнализирует о союзнической ориентации ливийских джихадистов. По данным американских спецслужб, которые в настоящее время разворачивают базу БПЛА в Ливии, на востоке страны уже сейчас существует сеть лагерей джихадистов. По тем же оценкам, боевиков в них порядка 1000 человек, и тренируют их люди, которые приехали из Афганистана. Этот сценарий предсказывался ранее, и основная тенденция сейчас такова: вместо «ручных» исламистов типа А.Бельхаджа начинает появляться новая сила, которая четко ориентируется на самые радикальные методы «борьбы с неверными».

Начало