Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О пакистано-американском соглашении по возобновлению транзита в Афганистан

Н.А.Замараева

4 июля 2012 г. Пакистан вновь открыл сухопутный маршрут транспортировки грузов для коалиционных войск США/НАТО/МССБ в Афганистан по своей территории, так называемый «Южный маршрут»; при этом Пакистан не будет взимать тариф за их транзит. Решение было принято 3 июля 2012 г. на заседании комитета по обороне при кабинете министров.

Пакистано-американское соглашение было достигнуто в результате беспрецедентного переговорного процесса, длившегося в течении семи месяцев между Исламабадом и Вашингтоном, прерываемого серией взаимных обвинений, угроз, и вновь переговоров и встреч военных, дипломатов и политических деятелей обеих стран. И как завершайющий аккорд - телефонный разговор 3 июля 2012 г. главы внешнеполитического ведомства Пакистана Хины Раббани Хар со своей американской коллегой Хиллари Клинтон, которая заявила, что «...министр иностранных дел Хар и я признали ошибки, которые привели к гибели пакистанских военных...Мы приносим извинения за потери, понесенные пакистанскими военными. Мы полны решимости тесно сотрудничать с Пакистаном и Афганистаном, чтобы этого никогда не повторилось». Госсекретарь США принесла официальные извинения за инцидент, произошедший в ночь с 25 на 26 ноября 2011 г. в агентстве Моманд в пакистано-афганском пограничье, когда авиация коалиция США/НАТО «ошибочно» нанесла авиаудар по пакистанскому блок-посту Салала. В результате погибли 24 пакистанских военнослужащих. После этого Исламабад перекрыл маршрут поставки грузов для войск США/НАТО/МССБ в Афганистан. Текст извинения за гибель пакистанских солдат готовился очень тщательно, слова были сформулированы таким образом, чтобы удовлетворить озабоченность обеих сторон.

Извинения Вашингтона за пограничный инцидент – лишь часть требований, первоначально выдвинутых Исламабадом еще в конце 2011 г.; финальный их вариант был одобрен на совместном заседании представителей политических партий, входящих в правящую коалицию Национальной ассамблеи; позднее в марте 2012 г., месяцем позже - кабинетом министров федерального правительства страны. Требования включали также введение «международных тарифов за транспортировку экспортных грузов», прекращение авиаударов с американских беспилотных летательных аппаратов по территории страны и т.д. Извинения Вашингтона важны, и означают для Исламабада, что

- США официально признали факт вторжения в воздушное пространство Исламской Республики Пакистан/ИРП, нарушения территориальной целостности и суверенитета ИРП. Сразу же после инцидента в Моманде президент США Б.Обама выразил только соболезнования семьям погибших, в то время как генеральный секретарь НАТО А.Рассмусен гибель пакистанских военнослужащих признал как «неизбежные потери при ведении военных действий»;

- Пентагон будет более осмотрительным при разработке военных операций в районе пакистано-афганского пограничья в агентствах Территорий племен федерального административного управления /ТПФУ. Американская пресса весной 2012 г. обсуждала возможность проведения военной операции по ликвидации мест укрытий боевиков, в частнсти, группировки боевиков «сети Хаккани», с 2001 г. базирующейся в пакистанском агентстве Северный Вазиристан по утверждению США;

- определенный реванш военного истеблишмента Пакистана за операцию американского спецназа по ликвизации Усамы бен Ладена в мае 2011 г. и т.д.

Пограничный инцидент 26 ноября 2011 г. был проанализирован военными ведомствами и Пакистана, и США. Спустя несколько месяцев американская сторона признала факт авиаударов «по ошибке» (бомбили блок-пост более часа) , но в целом ночной рейд в Салала рассматривался сторонами как один из эпизодов общей несогласованности/ некоординированности действий с одной стороны военных подразделений США/НАТО/МССБ и Афганской национальной армии и, с другой стороны, федеральных войск Пакистана. Так называемый «пограничный вопрос» в районе пакистано-афганского пограничья остается камнем преткновения в пакистано-американских отношениях в силу различий в подходах сторон к вопросу борьбы с афганскими и пакистанскими боевиками.

Военная составляющая во многих случаях является доминирующей как в пакистано- США/НАТО/МССБ, так и пакистано-американских отношениях.

Несколькими днями ранее до официального объявления открытия сухопутных маршрутов был достигнут «прорыв» на встрече между начальником штаба сухопутных войск Пакистана генералом Ашфаком Первез Кияни и командующим коалиционными войсками генералом Джоном Алланом, по итогам которого было сделано совместное заявление, фактически объявившее о возобновлении связей по линии военных ведомств. Стороны согласились разработать и создать механизм для предотвращения повторения подобных инцидентов, который произошел в Салала. Генерал А.П.Кияни выразил недовольство командующему США/НАТО/МССБ генералу Джону Аллену за трансграничные вторжения афганских боевиков в пакистано-афганском пограничье и указал ему о их недопустимости. (В агентстве Южный Вазиристан несколько раз велась перестрелки между боевиками и пакистанскими силами безопасности; местному населению было приказано покинуть район, чтобы провести операцию против боевиков.) Исламабад и Вашингтон также продвинулись вперед в вопросе о запрете использования беспилотных летательных аппаратов/БПЛА, и согласно местным СМИ «близки к согласованию альтернативных механизмов по уничтожению боевиков в районах ТПФУ в пакистано-афганском пограничье». С этой целью Исламабад добился от США для федеральной армии выделения около 1.1 млрд долларов из американского «Фонда поддержки коалиции», призванный компенсировать Пакистану расходы на операции против боевиков (в начале 2012 г. Конгресс США высказался за замораживание выплат).

Блокада заставила Соединенные Штаты и их союзников использовать более дорогостоящий и долгий так называемый «Северный маршрут», проходящий по территориям Центральной Азии, России и Кавказа, за который США выложили около 2.1 млрд долларов с ноября 2011 г. по июль 2012 г. Инцидент в Салала дорого обошелся Вашингтону. В середине июня 2012 г. министр обороны США Леон Панетта информировал Комитет по ассигнованиям Сената , что закрытие пакистанского маршрута обходится бюджету военного ведомства дополнительно в 100 миллионов долларов в месяц».

Имено эти новые расходы были указаны в документе, направленном Пентагоном в адрес Конгресса США 29 июня 2012 г. с просьбой о выделении «1,7 млрд долларов из-за нехватки средств в результате повышения цен на топливо и продолжающегося закрытия сухопутной линии связи в Пакистане». Таким образом, выступая в Пентагоне 29 июня 2012 г. глава военного ведомства США ратовал за диалог с Исламабадом. «Мы по-прежнему в контакте с пакистанцами, чтобы попытаться увидеть, можем ли мы принять меры для возобновления сухопутной линии связи ,..и хорошей новостью является то, что обсуждение по-прежнему продолжается, жесткие вопросы по-прежнему должны быть урегулированы».

Госсекретарь США Х.Клинтон подчеркнула, что «Пакистан по-прежнему не будет взимать плату за транзит грузов», добавив, что это «наглядная демонстрация его поддержки безопасного, мирного и процветающего Афганистана». Пакистано-американская сделка состоялась за несколько дней до Конференции друзей Афганистана, которая пройдет в июле 2012 г.в Токио. На конференции доноров, как ее еще нзывают, президент Хамид Карзай будет стремиться собрать 3,9 млрд долларов ежегодной международной помощи для восстановления экономики страны». За период противодействия напряженность была отмечена в основном в пакистано-американских отношениях. В то же время продолжало развиваться сотрудничество с другими странами-членами НАТО по линии экономических, торговых, культурных и т.д. связей. Исламабад подписал несколько крупных инвестиционных проектов с Евросоюзом, Великобританией, Турцией и т.д.

Но возобновление транзита для грузов НАТО в Афганистане, т.е. урегулирование отношений с Вашингтоном влечет за собой усиление напряженности между федеральной властью Исламабада и боевиками Движения Талибан Пакистана/ДТП, которые заявили, что «будут атаковать грузовики НАТО и убивать водителей, если те попытаются возобновить поставки в Афганистан».

Пакистанские власти объявили , что 5 июля первый за последние семь месяцев конвой с грузами для войск НАТО пересек территорию страны и проследовал в Афганистан. Как заявил представитель пограничной службы Пакистана, несколько грузовиков альянса прошли досмотр в таможенном пункте в районе города Чаман на западе страны и пересекли границу.

Начало