Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Марокко: декабрь 2011 г.

В.В.Куделев

Несмотря на то, что к исходу декабря прошло больше месяца с того момента, когда король Мохаммед VI назначил на пост премьер-министра Марокко Абдельиллу Бенкирана – лидера победившей на состоявшихся 25 ноября досрочных парламентских выборах исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/ - последнему не удалось сформировать новое правительство страны. Оно однозначно должно было быть коалиционным, и именно из-за проблем с потенциальными союзниками Бенкиран все эти дни был премьером без кабинета. Не исключено, что задержка с формированием кабинета была связана также с тем, что лидер ПСР мог попытаться избавиться от т.н. министров суверенитета, т.е. министров, ранее назначавшихся монархом. Речь идет о главах МИД, МВД, министерств юстиции, хабусов и по делам ислама.

Как признал 29 декабря один из руководителей ПСР Саадэддин Османи, формирование правительства Марокко столкнулось с «определенными трудностями», но при этом не было никакого «блокирования» этого процесса. «Было несколько проблем, и в частности, противоречия с Партией Истикляль /ПИ – национал-консервативная партия, по своей идеологии близкая к исламистам/ относительно кандидатуры министра оснащения /занимается развитием инфраструктуры страны – авт./, но эта проблема была решена, - сообщил он. – Формирование правительства – длительный процесс, в ходе которого необходимы переговоры с нашими партнерами. Поэтому это нормально, что на него потребовалось время».

Для короля Марокко назначение Бенкирана было во многом вынужденным шагом, поскольку согласно новой конституции, изменения в которой были инициированы монархом, возглавлять правительство должен представитель партии, победившей на парламентских выборах.

Уже известно, что в качестве партнеров ПСР /107 мест в Палате представителей/ по правительственной коалиции согласились быть ПИ /60 мест/, проберберская партия Народное движение /32 места/ и считающаяся формально левой Партия прогресса и социализма /18 мест/. В любом случае ко всем участникам коалиции применимо определение «продворцовые», равно как к перешедшей в оппозицию партии Социалистический союз народных сил /ССНС/.

По словам Османи, первый вариант кабинета был отправлен на утверждение монарха 25 или 26 декабря. Он же напомнил, что в 2002г. кабинет социалиста Абдеррахмана Юсуфи формировался 70 дней, в 2007 году на этот процесс понадобилось 40 дней.

Согласно марокканским СМИ, дворцу не понравилось предложение Бенкирана назначить на пост министра юстиции одного из лидеров ПСР Мустафу Рамида. Последний известен тем, что выступает за ограничение властных полномочий монарха.

Ранее, 7 декабря, монарх назначил на пост своего советника Фуада Али эль-Химму, лидера с треском проигравшей выборы продворцовой Партии истинность и модернизм /ПИМ/. До этого Эль-Химма, считающийся одним из самых близких друзей монарха еще по совместной учебе в королевском колледже делал карьеру в МВД страны, где дошел до поста министра. Как утверждалось в коммюнике дворца, это назначение было произведено с учетом «опыта /Эль-Химмы/, который он накопил при исполнении порученных ему миссий».

При создании в 2008г. ПИМ она изначально рассматривалась как основной инструмент дворца, призванный не допустить прихода к власти ПСР. Ее лидера в марокканской оппозиционной прессе называли «вице-королем».

Еще одним советником монарха стал Ясир Знагуи, ранее занимавший пост министра туризма. Такой же пост получил Омар Аззиман, ранее возглавлявший Консультативную комиссию по регионализации. Подобные назначения заставили некоторые марокканские СМИ заговорить о формировании монархом некоего «теневого» кабинета, альтернативы будущему правительству. Они же предсказали, что «свои» тематические посты при монархе займут в ближайшие дни другие уходящие министры, и в частности, глава МВД Тайеб Шеркауи и глава МИД Тайеб Фасси Фихри.

25 декабря фактически оформился раскол в протестном «Движении 20 февраля», в котором до этой даты основными действующими силами были исламисты из запрещенного, но терпимого властями движения «Аль-Адль валь-Ихсан» /«Справедливость и благочестие»/ и молодежь левацких убеждений. В тот день в Касабланке и Рабате на улицы вышли несколько тысяч человек. В частности, в экономической столице королевства в манифестации приняли участие до 5 тысяч человек. Главным лозунгом принявших участие в шествиях было «Демократия без исламистов». Они также требовали продолжения демократических реформ, и в частности, трансформации монархии из абсолютной в конституционную. Эти манифестации состоялись несмотря на то, что ранее новый премьер Марокко Бенкиран призвал активистов «Движения 20 февраля» к диалогу.

Еще до формирования нового правительства Марокко во главе с ПСР было очевидно, что главные проблемы, которые ожидают исламистов, связаны с экономикой. Они ранее обещали в случае прихода к власти поднять показатель экономического роста с 5 до 7%, снизить уровень бюджетного дефицита с 6 до 3%, а также кардинально сократить уровень безработицы.

Как считает марокканский экономист Дрис бен Али, в ближайшие несколько лет достичь таких показателей «не представляется возможным». По его оценкам, которые подтверждены аналитиками Международного валютного фонда, при самом благоприятном стечении обстоятельств Марокко в ближайшие несколько лет будет иметь показатель экономического роста порядка 4 – 4,5%. Чтобы подтвердить свой прогноз, он напомнил, что основными источниками экономического роста Марокко в последние годы были денежные переводы марокканцев, работающих вне королевства, доходы от туризма, а также прямые зарубежные инвестиции. По его мнению, в связи с приходом к власти правительства во главе с исламистами, все три показателя будут иметь тенденцию к снижению на фоне кризиса в Европе, которая является основным торгово-экономическим партнером королевства. При этом он не сомневается, что ПСР в целом продолжит прежний экономический курс, исключающий национализацию предприятий и возвращение к госрегулированию. Он полагает, что заявленный лидерами ПСР курс на борьбу с коррупцией в самое ближайшее время пройдет тест на реализуемость в связи с тем, как исламисты будут на практике бороться с порочной практикой выдачи лицензий /от морского рыболовства до продажи алкоголя/, которыми всегда пользовались лица из ближайшего окружения монарха.

В любом случае в одном из первых выступлений в новом качестве Бенкиран утверждал, что у его правительства будет пять основных приоритетов: реформа систем юстиции, образования, здравоохранения, борьба с безработицей и развитие жилищного строительства. Он же утверждал, что «новая конституция не предусматривает наличия министров суверенитета», которых ранее назначал монарх из числа своих самых доверенных приближенных. Правда, сказав «а» насчет министров суверенитета, он не сказал «б». «Все министры будут назначены монархом по моим предложениям», заметил он, тут же уточнив, что «стратегические ориентиры на этот счет являются прерогативой короля».

11 декабря столица Мавритании Нуакшот приняла встречу глав военных ведомств стран-участниц группы «пять плюс пять» /пять стран Северной Африки – Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис и пять стран Южной Европы – Испания, Италия, Мальта, Португалия, Франция/. Официальная цель встречи – расширение взаимодействия участников группы в борьбе с действующей в регионе «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКМ/ и расползанием по нему оружия из Ливии. В таком формате группа собралась впервые после изменений режимов в Ливии и Тунисе и победы исламистов на выборах в Марокко. Ливию на встрече представлял недавно назначенный на пост министра обороны Усама Джуили.

Неофициальной целью встречи в Нуакшоте для ее участников от Европы было изучение позиций новых властей Ливии и Туниса по вопросам, касающимся безопасности в Средиземноморье. Как отметили в окружении министра обороны Франции Жерара Лонге, последний использовал свое пребывание в Нуакшоте с тем, чтобы «оказать поддержку усилиям правительства Мавритании по борьбе с терроризмом в зоне Сахары и Сахеля».

Выступивший на церемонии открытия встречи министр обороны Мавритании Ахмеду ульд Идей призвал страны-участницы группы не выплачивать террористам выкуп за захваченных ими заложников. К тому времени проблема захваченных в регионе заложников резко обострилась – по состоянию на 11 декабря боевики АКМ и близкой к ней «Группы единства и джихада в Западной Африке» удерживали 12 иностранцев, в том числе 6 французов.

Мавританский министр подтвердил намерение Нуакшота использовать практику «превентивных ударов» по боевикам АКМ на территории соседних стран, и в частности – Мали, заметив, что «его стратегия таких превентивных ударов, а также укрепление боевых возможностей мавританской армии принесли хорошие результаты».

Ранее сообщалось, что Мавритания начиная с 2010г. достаточно регулярно направляет своих военных на север Мали, где окопались отряды АКМ. Такая практика нашла полную поддержку в Париже.

14 декабря депутаты Европарламента отказались продлевать соглашение между ЕС и Марокко по морскому рыболовству, поскольку, по их мнению, этот документ не учитывал интересы населения сахарских провинций. Рабат немедленно отреагировал на этот жест, потребовав от европейских рыболовецких судов покинуть свою экономическую зону до полуночи 14 декабря. Согласно соглашению, 120 рыболовецких судов из 11-ти стран Европы имели право вести промысел в 200-мильной экономической зоне Марокко. За право на промысел Рабату ежегодно выплачивалось 36 млн евро. Понятно, что решение депутатов Европарламента было политизированным. В этой же зоне ведут преимущественно пелагический промысел российские суда.

В целом представляется, что формирование нового коалиционного кабинета министров во главе с ПСР не изменит давно сложившийся в Марокко порядок вещей, когда реальную исполнительную власть в стране осуществляет дворец. Главная интрига в такой ситуации будет заключаться в следующем – согласится ли Бенкиран с уготованной ему ролью статиста?

Начало