Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Йемен: второй фронт «шиитско-суннитской войны»

П.П.Рябов

21 февраля с.г. в Йемене должны пройти выборы президента страны. Со стопроцентной вероятностью им станет вице-президент страны А.М.Хади, который согласно формату инициативы стран ССАПГЗ в настоящее время исполняет функции преемника президента А.А.Салеха. По солидарному мнению членов крупнейшего оппозиционного блока «Лика Муштарака» Хади должен выполнять функцию «технического президента» еще два года, после чего пройдут всеобщие выборы. Такое соглашение, которое поддерживается не только основными политическими игроками в стране, но и «заливниками», США и ЕС, фактически предопределяют конечный исход голосования. Напомним, что для того, чтобы стать президентом, Хади необходимо заручиться поддержкой более половины зарегистрированных избирателей. Если речь пойдет о втором туре, то за победителя должны проголосовать более половины от пришедших на избирательные участки.

О соответствии процедуры голосования «общепринятым демократическим нормам» говорить в данном случае излишне. Страна раздирается межплеменными конфликтами, юг страны близок к бойкоту голосования, а на севере продолжаются бои между повстанцами хауси и племенным ополчением, лояльным «Ислах».

В этой связи все громче и громче раздаются голоса экспертов, которые указывают на возрастающее влияние Тегерана на внутрийеменские процессы. В контексте таких обвинений естественно упоминаются повстанцы-хауси, которые в настоящее время безуспешно пытаются расширить зоны своего контроля из провинций своего компактного проживания на традиционные «владения» других племенных групп из объединения Бакиль. И надо отметить, что при этом несут очень больше потери в живой силе, что, в общем-то, ставит «крест» на рассуждениях о возможной экспансии шиитов в Йемене. Это в принципе невозможно, поскольку северойеменские племена не пустят их в свою зону исторического проживания. При этом неделю назад, во время празднования дня рождения пророка Мухаммеда, хаусисты устроили торжественное мероприятие, на котором их лидер Абдель Малик публично поблагодарил Иран «за всестороннюю помощь». Обращаем внимание, что над головами хаусистов развевались зеленые знамена с надписями на фарси. Все это действо было потом оперативно растиражировано через иранские СМИ. Смысл этого понятен – дать ясный сигнал Саудовской Аравии о том, что на южных границах королевства не все спокойно.

Но помимо этой «традиционной» для них «поляны» иранцы начинают активно осваивать и юг Йемена. Здесь безусловно необходимо учитывать, что в свое время «социалистический» Йемен поддерживал Тегеран во время его войны с саддамовским Ираком. Сейчас идет очень интенсивное снабжение бывших южнойеменских руководителей финансами из Тегерана (тот же Салем аль-Бейд получил совсем недавно 10 млн долларов США) для организации антисаудовских демонстраций. Именно за антисаудовские, поскольку намерение руководителей «харакат» на юге бойкотировать предстоящие выборы – это удар во многом по Эр-Рияду, который был основным инициатором т.н. «инициативы ССАПГЗ». В ней легитимизация Хади путем выборов является одним из важнейших пунктов и обеспечивает «законную» передачу власти от Салеха. Ровно поэтому же оживился и руководитель «Партии Справедливости» Х.Зейн, который формально входит в «Лика Муштарака», но начинает сейчас очередной виток критики в отношении одного из основных участников этого объединения «Ислах». То есть, другими словами, разваливать оппозиционный блок изнутри.

Каковы последствия этой политики Ирана? Она вряд ли сможет помешать Хади занять президентское кресло, даже несмотря на бойкот южан, и, скорее всего – хаусистов. Последние заняли более «расплывчатую» позицию. Их лидер заявил, что «он никого не будет заставлять идти на избирательные участки, но и мешать не будет». Фактически это тоже означает бойкот. Есть недовольные кандидатурой Хади и среди молодежи, которая протестует сейчас на площадях столицы, но в данном случае мы имеем дело исключительно «с неприятием лиц из окружения бывшего президента Салеха». Хади все равно победит, честно или не очень, сути вопроса не меняет. Помимо того, что это консолидированная кандидатура оппозиции, за ней стоит Эр-Рияд и другие аравийские монархии, благодаря финансовым интервенциям которых йеменская экономика еще пока не рухнула в пропасть.

Нынешняя иранская активность между тем может дать ответ на другой вопрос. Кто и в какой степени из бывших южнойеменских руководителей (Бейд, Аттас или Али Насер Мухаммед) сейчас контролирует юг. А вернее – те движения, которые составляют основную «ударную» протестную силу. Количество бойкотирующих выборов это должно показать со всей очевидностью, поскольку за участие в выборах выступает только Али Насер Мухаммед. Иранцы не смогут помешать избранию Хади, а вот стимулировать сепаратистские настроения на юге страны и тем самым еще раз «насолить» саудовцам и создать для них новую «головную боль» - это вполне реально. И заодно попытаться снизить градус саудовской активности на сирийском направлении. Но для этого надо убедится в степени влияния бывших руководителей НДРЙ на процессы, которые сейчас происходят на юге Йемена.

Начало