Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2 – 8 апреля 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Йемене. 2 апреля спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии К. Аннан предложил 10 апреля в качестве крайнего срока для начала реализации его плана по урегулированию сирийского кризиса. Однако правительство Сирии отказывается выводить войска из занятых ими городов до получения гарантий от вооруженной оппозиции о соблюдении условий прекращения огня. Президент Йемена М. Хади 7 апреля отправил в отставку большую группу высокопоставленных гражданских и военных лиц из числа сторонников бывшего главы государства А. А. Салеха.

8 апреля официальный представитель МИД Сирии сообщил, что заявления К. Аннана было истолковано так, что САР якобы собирается вывести свои войска до 10 апреля, «что является ошибкой», поскольку представитель ООН и ЛАГ не предоставил Дамаску «никаких письменных гарантий о принятии вооруженными группировками плана мирного урегулирования, подтверждающих их готовность сложить оружие». Кроме того, К. Аннан не предоставил Сирии гарантий правительств Саудовской Аравии, Катара и Турции прекратить финансирование и вооружение группировок, действующих на территории Сирии. Ранее в Дамаске объявили, что «не собираются повторять ошибку, которая была сделана во время работы миссии арабских наблюдателей три месяца назад», когда боевики после ухода армии захватили целые кварталы в Хомсе и других городах, создав там свои опорные базы. Со своей стороны, 8 апреля командование ведущей вооруженной группировки оппозиции - Сирийской свободной армии (ССА) заявило об отказе предо-ставить властям письменные гарантии о соблюдении условий прекращении огня. Позднее представитель ССА сообщил о готовности боевиков прекра-тить огонь 10 апреля, даже если правительственные войска не будут выведены из городов.

В некоторых районах Сирии по мере приближения 10 апреля - даты, предложенного К. Аннаном прекращения огня - нарастала военная напряженность. Свои действия усилили как правительственные войска, так и вооруженная оппозиция. Причем, по мнению экспертов, задачей боевиков является максимальная дестабилизация ситуации, чтобы создать видимость невыполнения властями положений плана мирного урегулирования, так как сами попытки создать условия для мирного разрешения конфликта в интересы вооруженной оппозиции не входят. Что касается правительственных войск, то они прилагают максимум усилий для подавления оставшихся очагов вооруженной активности оппозиции. Боестолкновения и зачистки местности происходят на северо-западе страны в пограничных с Турцией провинциях Идлиб и Алеппо, в центральных провинциях Хама и Хомс, в окрестностях Дамаска и в южной провинции Деръа. В связи с действиями правительственной армии в приграничных районах увеличилось число беженцев в Турцию, часть которых являются боевиками и членами их семей. Власти сообщают о росте числа терактов, а оппозиция говорит об усилении насилия со стороны режима.

5 апреля Совет Безопасности ООН принял заявление по Сирии. В нем Дамаск призывали незамедлительно и зримо выполнять обязательства по плану К. Аннана, в частности вывести войска из городов к 10 апреля. Совет Безопасности также призвал все стороны, включая оппозицию, «прекратить любое вооруженное насилие в течение 48 часов после полного выполнения вышеупомянутых мер сирийским правительством». Группа представителей ООН, включающая экспертов из департамента миротворческих операций, прибыла в САР, чтобы начать техническую подготовку к возможному развертыванию миссии по наблюдению за прекращением вооруженного конфликта. Сирия и Международный комитет Красного Креста достигли договоренности по предоставлению этой организации более широкого гуманитарного доступа в районы боевых действий для оказания необходимой помощи нуждающимся. «Немедленно и без всяких условий прекратить все военные действия против сирийского народа» потребовал от правительства САР генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. С аналогичными требованиями выступает и американская администрация.

Глава МИД России С. Лавров считает, что, «в Сирии хотят решать конфликт лишь с правительством, науськивая оппозицию. Так урегулирования не получится. Нормальный подход в сирийском урегулировании предполагает диалог всех сторон». Причем, по мнению руководителя российской дипломатии, даже если сирийскую оппозицию «вооружат до зубов», она не сможет одолеть правительственную армию.

7 апреля президент Йемена М. Хади сместил со своих постов большую группу гражданских и военных официальных лиц, поддерживавших бывшего главу государства А. А. Салеха. Как говорится в официальном заявлении, уволенные чиновники и военачальники дестабилизировали обстановку в стране. В частности, со своих постов были сняты четыре губернатора провинций и несколько десятков генералов. Среди них брат А. А. Салеха командующий ВВС и ПВО страны М. Салех аль-Ахмар, а также командующий президентской гвардии генерал Я. М. Абдалла Салех. Военные, поддерживающие М. Салеха аль-Ахмара (он отказался признать решение президента об отставке), 7 апреля окружили аэропорт Саны, но на следующий день покинули свои позиции. Действия президента М. Хади поддержали в Совете Безопасности ООН, Евросоюзе и ССАГПЗ.

Тем временем напряженная ситуация сохраняется на юге страны, где в провинциях Абьян и Лахдж правительственные войска ведут боевые дей-ствия против боевиков экстремистских исламистских группировок.

В Египте 8 апреля завершилась регистрация кандидатов на выборах президента страны, которые состоятся в конце мая. Всего документы на регистрацию подал 21 человек. По оценкам политических наблюдателей, наиболее сильные позиции имеют один из лидеров «Братьев-мусульман» Х. аш-Шатыр, бывший руководитель египетской разведки О. Сулейман, занимавший пост вице-президента АРЕ в последний период правления Х. Мубарака, бывший генеральный секретарь ЛАГ А. Муса, бывший представитель «Братьев-мусульман» А. М. Абу аль-Футух и ультраконсервативный салафитский проповедник Х. С. Абу Исмаил. Причем последний, скорее всего, не будет зарегистрирован, так как его мать имеет двойное гражданство (АРЕ и США), что по местным законам не позволяет ему баллотироваться на пост президента страны. Сложности могут быть и у Х. аш-Шатыра в связи с неснятыми с него судимостями. Учитывая это, «Братья-мусульмане» выдвинули из своей среды еще одного кандидата - председателя Партии свободы и справедливости М. Мура. Тем временем правящий в АРЕ Высший совет Вооруженных сил заявил, что вне зависимости от результатов работы конституционной комиссии по подготовке нового основного закона страны армия до 30 июня передаст власть в Египте гражданскому руководству.

6 апреля администрация президента США Б. Обамы выступила в защиту встреч с делегацией египетских «Братьев-мусульман», мотивируя это тем, что американцы контактируют «с самыми разными нарождающимися политическими игроками» в АРЕ. С представителями «Братьев-мусульман» встречались на минувшей неделе сотрудники Агентства по национальной безопасности «среднего уровня».

Египетские власти начали 7 апреля широкомасштабную операцию против террористических групп на севере Синайского полуострова. Целью операции является усиление полицейского присутствия в регионе и улучшение защиты экспортного газопровода, проходящего через Синай.

Власти Афганистана и командование войсками НАТО 8 апреля под-писали меморандум о взаимопонимании, согласно которому иностранные войска прекратят проводить ночные рейды на территории страны. Отныне подобные операции будут осуществлять только национальные силы безопасности. Напомним, что ночные рейды иностранных военнослужащих были источником постоянных трений между афганскими властями и командованием НАТО, так как зачастую приводили к неоправданной гибели мирных жителей.

Глава МИД Афганистана З. Расул заявил, что в переговорах с талибами должны участвовать исключительно афганцы. В то же время, по словам З. Расула, Катар и США могут помочь диалогу, создавая необходимую для него атмосферу. 4 апреля Афганистан и Катар принципиально договорились об открытии штаб-квартиры афганского оппозиционного исламистского движения «Талибан» в Дохе.

Афганско-американские отношения переживают, «вне всякого сомне-ния, особенно сложный период», признала госсекретарь США Х. Клинтон. Вместе с тем, она заверила, что США не намерены отказываться от долго-срочных обязательств по отношению к Афганистану. Такого рода обязательства будут зафиксированы в соглашении о стратегическом партнерстве, который, как ожидается, будет готово в мае. Х. Клинтон подчеркнула, что США «не стремятся к созданию своих постоянных военных баз в Афганистане или к такому присутствию, которое угрожало бы соседним государствам».

Соединенные Штаты признают право Ирана на мирное использование ядерной энергии при соответствующем международном контроле, заявила 3 апреля госсекретарь США Х. Клинтон. Глава американской дипломатии предупредила, что Вашингтон не допустит того, чтобы диалог «шестерки» международных посредников с Тегераном превратился бы в «бесконечный процесс».

По данным ЦРУ США, в 2011 г. Иран значительно расширил ядерные разработки. Иранцы не только совершенствуют свою ядерную инфраструктуру, но и увеличивают объемы обогащения урана. Прогресс достигнут и в работе над средствами доставки – как ракетами среднего радиуса действия, так и межконтинентальными баллистическими ракетами, испытания которых обычно выдаются за запуск иранских искусственных спутников. Что касается Пентагона, то там «очень обеспокоены» относительно того, чего иранцы могут достигнуть при реализации своей ядерной программы.

На западе Ливии в районе г. Зуара в 120 км к западу от Триполи на минувшей неделе происходили ожесточенные бои между бойцами различных ополченческих формирований. Кровопролитие было остановлено только после прибытия правительственных сил.

На прошедшей неделе правительство Ливии обратилось к народу страны с призывом помочь завершить переходный период и восстановить государственность, «с пониманием отнестись к нынешним условиям и взаимодействовать во имя стабильности». Это заявление прозвучало на фоне продолжающих обостряться внутренних противоречий в Ливии.

Израиль, США и Греция впервые проводят совместные военно-морские учения «Благородная Дина». Они проходят в восточной части Средиземного моря в непосредственной близости от обнаруженных у берегов Израиля и Кипра месторождений природного газа. На учениях отрабатываются вопросы борьбы с подводными лодками, ПВО кораблей, способы защиты газовых месторождений и связанной с ними инфраструктуры.

Вооруженные силы Турции проводят со 2 по 13 апреля крупные учения ВМС и ВВС «Анатолийский орел». Они являются ответом на совместные учения ВМС Греции, Израиля и США.

Напряженность сохраняется на границе между Суданом и Южным Суданом. Хартум и Джуба обвиняют друг друга в срыве переговоров по урегулированию пограничных споров и в продолжении актов вооруженного насилия. Хартумские власти объявили, что с 8 апреля все граждане Южного Судана, находящиеся в стране (от 300 до 500 тыс. человек), считаются иностранцами и лишаются права находиться на суданской территории без специальной регистрации.

8 апреля в Нью-Дели состоялась первая за последние семь лет встреча президента Пакистана А. А. Зардари с премьер-министром Индии М. Сингхом. Оба политика назвали ее «плодотворной» и призвали к нормализации отношений между двумя соседними государствами.

Приложение

Вооруженные силы Марокко: состояние и перспективы развития

Военно-политическое руководство Марокко рассматривает вооруженные силы в качестве важного инструмента осуществления внешней и внутренней политики. На них возложено решение следующих основных задач: защита суверенитета и территориальной целостности королевства; оказание помощи силам безопасности в поддержании общественного порядка; участие в операциях по борьбе с терроризмом, контрабандой, торговлей наркотиками и нелегальной эмиграцией; участие в миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой ООН и других международных организаций.

Решение поставленных задач, по мнению королевской администрации, может быть обеспечено путем проведения обоснованной и грамотной военной политики, оптимального уровня расходов на содержание армии и закупку вооружения и военной техники, расширения военно-политического и военно-технического сотрудничества с ведущими странами Запада.

В качестве союзников в Рабате рассматривают США и другие страны НАТО. Марокко связано с ними двусторонними соглашениями о сотрудничестве в военной и военно-технической области, однако формально в этих документах нет статей, предусматривающих обязательства о взаимной обороне. Взаимодействие с НАТО строится на базе совместного военного планирования, путем проведения совместных двусторонних и многосторонних учений и др.

Своим главным противником Марокко рассматривает Алжир. Политические противоречия продолжают оставаться катализатором соперничества между двумя крупнейшими государствами Магриба за влияние и лидерство в регионе. Зарубежные эксперты считают, что марокканская военная политика и военное строительство продолжают «фокусироваться на возможной конфронтации с Алжиром в большей степени, чем на конфликт с Фронтом ПОЛИСАРИО», который выступает за независимость Западной Сахары и против присоединения этой территории к Марокко. Не исключается возникновение конфликтов с Испанией из-за спорных территорий на средиземноморском побережье.

Вооруженные силы Марокко (195,8 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, ВВС, ВМС, военной жандармерии и королевской гвардии. Военные расходы в среднем составляют 3-4% от ВВП или 11-12% государственного бюджета, что являются тяжелым бременем для страны и ее экономики.

Верховным главнокомандующим ВС является король. После событий начала 1970-х гг., связанных с попытками государственных переворотов, король взял на себя исполнение обязанностей министра обороны и начальника генерального штаба, упразднив само министерство и должность руководителя генштаба. Сегодня практически ни одно военное решение не принимается без предварительного личного ознакомления и последующего утверждения монархом. Непосредственное руководство повседневной деятельностью вооруженных сил осуществляет генеральный инспектор (командующий ВС). Он является высшим должностным лицом в армии после короля. Основным рабочим органом главкома является генеральный штаб. Командующие (инспекторы) видами ВС непосредственно подчиняются королю. Подобная структура руководства вооруженными силами создает ненужные параллельные линии подчиненности и затрудняет управление войсками.

По действующему законодательству верховный главнокомандующий ВС и сами вооруженные силы Марокко находятся вне зоны критики. Любая попытка раскрыть ситуацию в армии в СМИ расценивается как подрыв ее боеспособности и преследуется по закону.

Основные усилия в сфере национального военного строительства сосредоточены на постепенном переоснащение войск на новые и модернизированные образцы вооружения и военной техники; повышении их боевой и мобилизационной готовности; совершенствовании боевой выучки частей и подразделений, повышении их мобильности, огневой мощи и совершенствовании организационно-штатной структуры; развитии системы тылового обеспечения; строительстве новых объектов оперативного оборудования территории страны. Большое внимание уделяется улучшению системы управления войсками. На базе соответствующей программы происходит внедрение современных средств автоматизации и связи во все управленческие звенья, а также широкое внедрение компьютеров. В вопросах военного строительства и технического оснащения ВС Марокко во многом ориентируется на получе-ние помощи от стран НАТО, главным образом от США и Франции. Значи-тельное влияние на национальное военное строительство, военную организацию государства и обучение войск оказывают французская, испанская и во все большей степени американская военные школы.

Вооружение и военная техника марокканских ВС представлены иностранными образцами: американскими, французскими, испанскими, итальянскими, российскими и др. Наличие в войсках разнотипной техники затрудняет ее эксплуатацию, обслуживание и обучение личного состава. Кроме того, очень многие образцы вооружения морально и физически устарели, требуют замены или модернизации.

В последние годы Марокко в ответ на быстрое перевооружение ВС Алжира значительно увеличило военные закупки за рубежом. В период с 2007 по 2011 гг. они возросли на 443%. На эти цели было израсходовано 1,735 млрд долларов. Крупнейшими сделками стали; закупка в США 24 тактических истребителей F-16C/D блок 50/52 вместе с вооружением и вспомогательным оборудованием (завершение поставок - 2012 г.); приобретение 24 американских учебно-тренировочных самолетов T-6C Texan II (поставки завершены в январе 2012 г.); постройка во Франции фрегата типа FREMM (готовность в 2013 г.) и трех корветов типа «Сигма» в Нидерландах (два корабля поставлены, третий – в 2013 г.). Кроме того, для всех видов ВС приобретены или заказаны партии (в основном небольшие) различных видов оружия и техники. Тем не менее, отставание от Алжира в техническом оснащении армии до конца не преодолено.

В королевских ВС налажена регулярная и достаточно интенсивная боевая подготовка. Особое внимание уделяется проведению совместных учебно-боевых мероприятий с ВС США и других стран НАТО. В то же время недостаточное финансирование не позволяет проводить крупные учения.

Слабой стороной марокканских ВС остаются управление войсками и связь, требуют улучшения организация и работа служб тыла и материально-технического обеспечения. В стране отсутствует единая система ПВО. В сухопутных войсках недостает современных противотанковых средств.

Нехватка собственных средств не позволяет Марокко осуществить крупные комплексные программы модернизации и перевооружения нацио-нальных вооруженных сил. Для этого требуется получение крупной зару-бежной финансовой помощи. Однако в настоящее время источники ее получения отсутствуют.

Традиционно при комплектовании королевских ВС власти учитывают двойственный берберо-арабский характер марокканского общества. Берберы назначаются на высшие командные посты, при этом главным критерием является преданность режиму.

Марокканская армия не играет заметной роли в политической жизни страны. В целом она сохраняет верность монархическому режиму. В то же время отмечается некоторое снижение уровня морально-психологического состояния военнослужащих, периодически имеют место проявления недо-вольства со стороны солдат и офицеров. В частности, выражается неудовлетворение недостаточным размером денежного довольствия, а также неспособностью правительства оснастить ВС современной техникой. Негативное воздействие на военнослужащих, особенно офицеров, оказывает длительная служба в Западной Сахаре и других отдаленных районах. В армии процветают «коррупция, бюрократия, низкий уровень образованности кадров», существует «угроза роста влияния на солдат исламистской идеологии». Власти принимают меры, чтобы «парировать последнюю угрозу - в казармах были закрыты мечети, активизировала работу служба военной контрразведки». Таким образом, есть основания полагать, что «монархия продолжает рассматривать армию как самую большую угрозу трону. Офицеры по-прежнему удалены от принятия политических решений, ограниченным является их участие в дебатах по вопросам военной стратегии».

В целом на сегодняшний день ВС Марокко по своей численности, уровню подготовки личного состава и наличию боевого опыта по праву считаются одними из наиболее сильных и боеспособных на африканском континенте. Вместе с тем, наличие большого количества устаревшей техники снижает их боевые возможности, а отсутствие в стране развитой военно-экономической базы не позволяет марокканской армии самостоятельно, без иностранной военно-технической и финансовой помощи, вести масштабные и длительные военные действия.

Начало