Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Алжире: апрель 2012 г.

В.В.Куделев

Многие события апреля в Алжире были так или иначе связаны с намеченными на 10 мая парламентскими выборами.

9 апреля 220 членов Центрального комитета Фронта национального освобождения /ФНО/ - одной из двух правящих в Алжире партий – призвали генерального секретаря ФНО Абдельазиза Бельхадема уйти в отставку. Они обвинили его в том, что он исключил ряд политиков – «символов партии» - из списков кандидатов на избрание от ФНО. Противники Бельхадема утверждают, что он сформировал списки под влиянием «непотизма и денег, что вызвало анархию и раскол в партии». Диссиденты, одним из лидеров которых является бывший министр Мохаммед Сегвир Кара, потребовали «немедленного созыва» заседания ЦК ФНО.

В настоящее время ФНО имеет большинство в Национальной народной ассамблее – 136 мест из 389. Разразившийся кризис – второй во ФНО за последние два года. В 2010г. против Бельхадема выступили даже некоторые министры – члены ФНО.

Кроме поста генсека ФНО, который он занял в 2005г., Бельхадем аккумулирует посты госминистра и личного представителя президента АНДР Абдельазиза Бутефлики.

Чтобы выразить недоверие генсеку, членам ЦК ФНО необходимо набрать 50 процентов голосов плюс 1 голос. В ЦК – 351 человек. Нетрудно подсчитать, что противники Бельхадема могли бы легко добиться своего, если бы заседание ЦК было созвано.

В любом случае кризис во ФНО на руку только одной силе – исламистам, сформировавшим предвыборный альянс.

15 апреля в Алжире официально стартовала избирательная кампания с участием 44-х политических партий. Как всегда, порознь выступают основные проберберские партии – Объединение за культуру и демократию /ОКД/ и Фронт социалистических сил /ФСС/. ОКД, имевшее 19 мест в прежнем парламенте, на сей раз бойкотирует голосование. Эта партия утверждает, что затеянные Бутефликой в результате «арабской весны» реформы – не что иное, как пыль в глаза. В то же время ФСС действует, как всегда, от противного. После 10-летнего бойкота каких-либо выборов Фронт решил принять участие в них.

В течение апреля Алжир внимательно следил за бурными событиями в соседнем Мали, где в результате очередного восстания туарегов и военного переворота северная часть этой страны оказалась под контролем различных вооруженных формирований, в том числе – «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/ и союзной с ней Группы единства и джихада в Западной Африке /ГЕДЗА/.

5 апреля боевики ГЕДЗА захватили здание консульства АНДР в городе Гао на северо-востоке Мали. В заложники к исламистам попали консул и шесть алжирских служащих этого учреждения. Первым делом боевики сбросили алжирский флаг со здания и водрузили над ним черный флаг салафитов. Формирования туарегов из Национального движения освобождения Азавада /НДОА/ и исламистов вошли в Гао еще 31 марта. Судя по всему, исламисты не сразу озаботились алжирским консульством потому, что сначала занялись вытеснением из Гао формирований туарегов, после чего они стали полными хозяевами города.

День спустя МИД АНДР сообщил об эвакуации из Гао семей работников алжирского консульства. При этом не уточнялось, кто занимался их эвакуацией из Мали до базы ВВС Алжира в Бордж-Баджи-Мохтаре /крайний юг АНДР/, откуда на борту военно-транспортного самолета они были доставлены на авиабазу Буфарик близ Алжира. Однако понятно, что это явно были не представители гуманитарных организаций… Тем временем в МИД АНДР была создана «кризисная ячейка», которая занялась наведением необходимых контактов с целью освобождения заложников.

5 апреля премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья в интервью французской газете «Монд» заявил, что его страна «никогда не поставит под сомнение принцип территориальной целостности Мали». Тем самым он фактически предвосхитил состоявшееся сутки спустя провозглашение «независимости» Азавада. Одновременно Уяхья предостерег против любого иностранного вмешательства в дела Мали, которое, по его мнению, способно лишь усугубить ситуацию. «Ситуация очень тревожная, - признал он. – Мали превратилось в огромный очаг напряженности, находящийся близ наших границ».

8 апреля в Нуакшоте собрались на экстренное совещание главы МИД Алжира, Мавритании и Нигера. Целью встречи было обсуждение ситуации в Мали. Участники встречи констатировали, что северные районы Мали «находятся под контролем вооруженных групп террористов». Они потребовали от военной хунты, захватившей власть в Бамако, «немедленно и безусловно» выполнить ранее достигнутое соглашение о передачи власти в стране гражданским.

Алжир, Мавритания, Нигер, а также Мали являются участниками регионального объединения под условным наименованием «страны поля /боя/». Это объединение было создано в 2010г. с целью налаживания обмена разведывательной информацией о ситуации в Сахеле, а также координации военных усилий по стабилизации в регионе.

В тот же день ответственность за похищение алжирских консульских работников в Гао взяла на себя ГЕДЗА, пообещав позднее выдвинуть условия их освобождения.

8 апреля советник президента Алжира Камель Реззаг Бара заявил, что ситуация в соседнем с АНДР Мали являет собой «фактор напряженности», способный оказать негативное воздействие на ситуацию в регионе Сахеля. Выступая на международной встрече по проблемам борьбы с терроризмом, Бара отметил, что «все происходящее рядом с нашими границами как с Мали, так и с Ливией создает напряженность, чреватую серьезными последствиями для Сахеля». Он предупредил, что Алжир сделает все возможное для укрепления своих границ, одновременно не допуская, чтобы они превратились в «линии разделения». «В регионе действуют экстремистские террористические группировки, стремящиеся дестабилизировать Сахель, - отметил он. – Алжир вместе со своими партнерами сумеет адекватно противостоять исходящим от них угрозам».

21 апреля глава МВД Алжира Даху ульд Каблиа заявил, что активность вооруженных групп, которые контролируют север Мали, представляет собой «источник беспокойства» для АНДР. Говоря о ситуации на границе с Ливией, он сообщил, что «она находится под контролем, нет инфильтраций вооруженных групп со стороны Ливии в Алжир, и наоборот».

11 апреля в Алжире на 95-м году жизни скончался первый президент независимого Алжира Ахмед бен Белла. С учетом заслуг покойного перед Алжиром для него были организованы т.н.национальные похороны. В стране был объявлен 8-дневный траур.

Бен Белла 27 сентября 1962 г. – в год достижения Алжиром независимости - стал председателем Национального совета алжирской революции и главой правительства. 15 сентября 1963 г. он был избран президентом и возглавлял Алжир в течение трех лет, после чего был удален от власти своим соратником по борьбе за независимость, вице-президентом и министром обороны Хуари Бумедьеном /доверенным лицом последнего был Бутефлика/. Он был освобожден лишь в 1980 г., два года спустя после смерти Бумедьена. Бен Белла мог конкурировать по длительности нахождения в тюрьмах с главным африканским «сидельцем» Нельсоном Манделой – покойник провел во французских и алжирских тюрьмах в общей сложности свыше 24 лет. Примечательно, что после освобождения он 10 лет прожил все в той же Франции. Еще один момент, характеризующий сложность его натуры – он был сторонником диалога с исламистами.

«Бен Белла – ужасный сын не менее ужасной судьбы, без всякого сомнения, являлся самым противоречивым и самым сложным политиком из числа тех, кто отметился в истории страны», - написала по этому поводу алжирская газета «Аль-Ватан». Ей вторит «Экспрессьон»: «Во время его правления он умудрился национализировать даже бани и булочные. Но он отправил мальчишек-чистильщиков обуви в школы. Одновременно он стоял перед ужасными послевоенными реалиями: возвращение беженцев, невозможность работы заводов и ферм после того, как с них ушли французы». Все эти определения связаны с тем, что Бен Белла, находившийся под воздействием идей Фиделя Кастро, Гамаля Абдель Насера, Джавахарлара Неру и Мао Цзе-дуна, попытался внедрить в Алжире «самоуправляемый социализм».

Похороны Бен Беллы состоялись 13 апреля, сразу после пятничной молитвы. До этого гроб с его телом был выставлен на 24 часа в открытом для доступа Дворце народа Алжира. Он скончался, немного не дожив до 50-летия независимости Алжира, которое будет отмечаться 5 июля с.г.

Стоит напомнить, что Бен Белла начинал как унтер-офицер французской армии, из которой он дезертировал в 1945 г. под влиянием репрессий, которые французы обрушили на алжирцев. Его можно назвать алжирским Камо – вместе с будущим лидером ФСС Хосином Аит Ахмедом он организовал экспроприацию денег с почты Орана. «Если нам не хватает средств, их надо искать там, где они находятся», - говорил тогда он.

На церемонии похорон не обошлось без скандала. Марокканцы возмутились присутствием на ней делегации сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО во главе с Мохаммедом Абдельазизом и по «протокольной» причине отозвали своих представителей. Марокканскую делегацию возглавляли премьер-министр Абдельилла Бенкиран и советник монарха Тайеб Фасси Фихри. Марокканцы немедленно покинули Алжир. При их вылете, равно как при прибытии, их приветствовал премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья.

Главной интригой предстоящих парламентских выборов остается результат исламистов. Второй вопрос – что будут делать Бутефлика и военные, если окажется, что исламисты побеждают.

Начало