Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О подготовке кандидатов в государственные служащие в Турции

И.И. Стародубцев

В предыдущей статье автора был затронут ряд вопросов, касающихся современного состояния государственной гражданской службы в Турции [[i]]. Здесь хотелось бы развить эту тему и рассмотреть некоторые аспекты, сопровождающие временной отрезок от благополучного прохождения претендентом на место в госструктуре конкурсного отбора до его полноценного зачисления на службу.

Как было сказано ранее, процесс поступления на госслужбу в Турции имеет в принципе общую для всех ведомств процедуру, в частности, подразумевающую успешное прохождение ЕГЭ для госслужащих (т.н. «KPSS»). При этом, разумеется, каждая организация имеет свои, определяемые её спецификой, требования и регламент поступления (ведомственные экзамены, проводимые, как в письменной, так и в устной форме, а также собеседования). Сведения о них публикуются в открытых источниках, скажем, на веб-сайтах организаций, осуществляющих набор, либо по мере открытия вакансий, либо на постоянной основе.

После успешного прохождения конкурса поступающий на госслужбу получает статус «кандидата» [[ii]]. В самом общем виде положения, связанные с этим статусом, регулируются Законом №657 «О государственных служащих» [[iii]]. В частности, Закон предусматривает, что период «кандидатства» не может быть с одной стороны менее одного года, с другой стороны - превышать двух лет. На это время исключается возможность смена места службы [[iv]]. В указанный отрезок времени ведётся интенсивная подготовка кандидата к зачислению на должность в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении №18090 («Общие правила, связанные с подготовкой кандидатов в должностные лица») [[v]].

В частности, в/у Постановлением предусматривается изучение ряда образовательных курсов (общего и профильных) с последующим прохождением стажировки. Результаты сданных экзаменов по упомянутым курсам и итоги стажировки, вкупе с оценкой личных и деловых качеств кандидата, определяют окончательное, выносимое по нему, решение. С этой целью на каждого кандидата готовится и подписывается двумя руководителями представление по стандартной форме, приведённой в приложении к Постановлению.

Целью общего (или базового) образовательного курса согласно Постановлению является получение минимальных знаний общего квалификационного характера по государственной службе с учётом исходного образовательного уровня кандидатов (разделение на начальное, среднее и высшее образование). Продолжительность курса – от десяти дней до двух месяцев. Подготовкой его программы и вопросов, с учётом требований действующего законодательства, занимается Управление по государственным служащим (DPB) [[vi]].

Подготовка программ спецкурсов и стажировок и их проведение, в свою очередь, отдаётся на «откуп» ведомств. При этом продолжительность первых колеблется в диапазоне от одного до трёх месяцев. Длительность стажировки – не менее двух месяцев. Максимальный срок Постановлением не устанавливается - лишь сказано, что она должна быть завершена в течение периода времени, отведённого на «кандидатство» [[vii]].

Как отмечено выше, «венчает» процесс - подготовка представления на кандидатов по стандартной форме. Представление включает как сведения об успехах на «поприще» сдачи экзаменов, так и оценку личных и деловых качеств по списку критериев. Автор не мог удержаться от соблазна привести в статье выдержку из шаблона представления – перечень «знаковых» качеств кандидатов, который показался ему в высшей степени любопытным и назидательным, при этом не нуждающимся в каких-либо дальнейших комментариях (см. Приложение №1).

Уместным представляется задаться вопросом, какими общими знаниями должен располагать современный турецкий чиновник и каково содержание общего образовательного курса, упомянутого выше. Для начала стоит отметить, что первая программа была подготовлена в 2001 году специально созданным в структуре DPB Советом по базовому образованию [[viii]]. Вторая переработка была сделана в 2006 году. В дальнейшем программа и вопросы базового курса подвергались неоднократной ревизии и корректировке [[ix]].

По состоянию на начало 2012 года программа базового курса включает тринадцать тематических разделов, которые изучают все кандидаты, вне зависимости от образовательного уровня и позиции, на которую они претендуют. Как говорилось ранее, именно образовательный уровень определяет предельную «высоту» карьерного роста чиновника.

Итак, перечислим названия разделов программы: Принципы Ататюрка; История реформ; Конституция Турецкой Республики; Государственное устройство в общем; Закон о государственных служащих; Принципы переписки и документооборота; Защита государственной собственности и экономия; Контакты с населением; Конфиденциальность и её значение; Сведения, затрагивающие национальную безопасность; Коммуникации [[x]]; Правила турецкого языка; Права человека. Ниже в Приложении №2 приведена Таблица с указанием часов, затрачиваемых на изучение каждого раздела, и количества экзаменационных вопросов по ним [[xi]].

Как видно из Таблицы, стажеры с разным уровнем образования изучают и экзаменуются по одним и тем же разделам программы. Более того, если смотреть разбивку вопросов на уровень глубже, можно увидеть отсутствие отличий и среди заголовков подразделов. Однако, количество часов, отведённых на изучение каждого раздела и глубина изучения, а также число и сложность вопросов по ним на экзамене, для кандидатов с разным уровнем образования всё же разнятся. При этом суммарное число вопросов (экзамен проводится в форме тестирования) – одинаково для всех претендентов. Всего их сто при продолжительности экзамена до двух часов.

Итак, из перечня вопросов, при всей компактности курса, видна широта его охвата: тут и чисто турецкая «специфика» (история реформ и Республики, заветы М.К. Ататюрка), принципы работы чиновника (законодательство, переписка, документооборот, секретность), а также «гуманитарка» (отношения с населением, выстраивание коммуникаций, грамотное использование турецкого языка, права человека).

В качестве примера построения разделов курса, приведём структуру двух из них. К примеру раздел «Принципы переписки и документооборота» включает следующие подразделы:

·               Цель;

·               Разновидности письменных контактов;

·               Структура и правила официальной переписки;

·               Меры при отправке и получении официальной корреспонденции;

·               Регистрация и подшивка;

·               Система классификации файлов;

·               Секретные досье;

·               Тетрадь регистрации;

·               Уведомления.

Раздел «Контакты с населением» включает:

·               Проблемы при контактах с населением;

·               Подходы к контактам с населением;

·               Смысл и принципы контактов с населением;

·               Структурирование отношений с населением;

·               Стадии контактов с населением;

·               Средства контактов с населением;

·               Контакты с трудящимися и с населением.

Также хотелось бы прокомментировать появление в программе базового курса раздела «Правила турецкого языка». В качестве немаловажной причины, разумеется помимо утилитарной функции правильной расстановки «точек и запятых», автору видится характерное для турок внимательное отношение к родному языку. Правильное использование языка, поставленные по столичным стандартам произношение и дикция - отличительная черта состоявшихся бюрократов и бизнесменов, которые не только умеют, но и, как нетрудно убедиться, побывав на различных конференциях и переговорах, любят им пользоваться. Можно сказать больше: социальный статус человека в Турции чётко прослеживается по построению речи и произношению (столичный ли это выговор или т.н. «шиве»). Туркам с детства прививается привычка высказываться на публике, они чужды стеснения и редко держат при себе свое мнение, многие из них – прекрасные докладчики (уже не говоря о них, как о переговорщиках, но это - совсем отдельная тема). Любопытно, что политика в области языка (реализуемая через Türk Dili Kurumu) нацелена на минимизирование заимствований слов из иностранных языков [[xii]]. Турецкий язык, помимо всего прочего, постепенно становится важным элементом гуманитарной составляющей внешнеполитического курса страны. В этой связи стоит обратить внимание читателей на тот размах, с которым в этом году прошла международная олимпиада по турецкому языку, собравшая множество участников, выражаясь российской терминологией «из ближнего и дальнего зарубежья», на финальной части которой присутствовали высшие официальные лица страны.

Возвращаясь в «фарватер» обсуждения программы базового курса, можно констатировать, что каждая её тема, несмотря на сжатость, рассматривается систематически и последовательно: от понятийного аппарата и теоретических подходов до практики использования. И, представляется, именно в этом его основная ценность – в попытке донести багаж основных знаний, который весьма и весьма многообразен, до всех, впервые поступающих на государственную службу, при этом не теряя достаточно компактной и вместе с тем систематической формы подачи материала. Понятно, что это – достаточно нетривиальная задача: первое далеко не всегда уживается со вторым. Более того, официальная публикация лекций базового курса должна способствовать достижению важной цели – исключению разночтений и «перекосов» на «местах», и, в итоге, унификации знаний, подходов и навыков современного турецкого чиновничества, невзирая на место службы и ведомственную специфику.

Разумеется, ошибкой было бы сравнивать экзамены по базовому и профильным курсам подготовки чиновников со вступительными экзаменами, просто потому, что у них разная задача. С получением статуса «кандидата» его уже не «отсеивают» из «пула» претендентов, его воспитывают в духе современной турецкой политики, нацеленной на формирование класса турецкой бюрократии. И, как можно заметить из изложенного выше, воспитывают весьма основательно.

Приложение №1. Критерии оценки личных и деловых качеств кандидатов на зачисление на госслужбу.

 

Качества

Весовой коэффициент и его распределение

Рук-ль 1

Рук-ль 2

1.      

Общие качества

10

   
 

a.      Внешний вид, внимание к одежде

2

   
 

b.      Воспитанность, вежливость, скромность

2

   
 

c.      Невозмутимость

1

   
 

d.      Серьёзность

1

   
 

e.      Падкость на личную выгоду

2

   
 

f.       Беспристрастность и справедливость

1

   
 

g.      Должное использование ресурсов и времени

1

   

2.      

Соответствие дисциплинарным требованиям

15

   
 

a.      Следование закону, постановлению, приказам

4

   
 

b.      Своевременное и полное исполнение обязанностей

5

   
 

c.      Отношение и поведение к вышестоящим

3

   
 

d.      Отношение и поведение к коллегам

1

   
 

e.      Послушание

2

   

3.      

Работоспособность

15

   
 

a.      Энтузиазм и усилия при исполнении обязанностей

5

   
 

b.      Способности к исследованию и анализу

5

   
 

c.      Стойкость к физической усталости

2

   
 

d.      Стойкость к психологической усталости

3

   

4.      

Склонность к командной работе

5

   
 

a.      Предрасположенность к групповой работе

3

   
 

b.      Уживчивость

2

   

5.      

Надежность и лояльность

5

   
 

a.      Честность

2

   
 

b.      Привычка к сплетням

1

   
 

c.      Уважение к секретности и сохранение секретов

1

   
 

d.      Использование доверия с плохими намерениями

1

   

6.      

Профессиональные знания

50

   
 

Итого:

     

Приложение №2. Содержание Программы базового образования для стажёров-чиновников и последующего экзамена для кандидатов с различным уровнем образования.

 

Группы вопросов

Начальное образование

Среднее образование

Высшее образование

Кол-во часов на изучение

Кол-во вопросов на экзамене

Кол-во часов на изучение

Кол-во вопросов на экзамене

Кол-во часов на изучение

Кол-во вопросов на экзамене

1.      

Принципы Ататюрка и история реформ

5 + 5

9 + 8

4 + 4

7 + 6

3 + 3

5 + 5

2.      

Конституция Турецкой Республики

4

7

4

7

4

7

3.      

Государственное устройство в общем

3

5

4

7

4

7

4.      

Закон о государственных служащих («Devlet Memurları Kanunu») №657

10

17

10

17

10

17

5.      

Принципы переписки и документооборота

4

7

5

9

6

10

6.      

Защита государственной собственности и экономия

5

7

3

5

3

5

7.      

Контакты с населением

6

10

4

7

4

7

8.      

Конфиденциальность и её значение

2

3

4

6

4

6

9.      

Сведения, затрагивающие национальную безопасность

4

8

4

7

4

7

10.  

Коммуникации

6

3

7

5

3

5

11.  

Правила турецкого языка

2

10

3

11

8

13

12.  

Права человека

4

6

4

6

4

6

13.  

Экзамен

2

 

2

 

2

 
 

Всего

62

100

62

100

62

100



[i]            http://iimes.ru/rus/stat/2012/06-07-12a.htm

[ii]           Т.н. «memur adayı».

[iii]           Devlet Memurları Kanunu. Kanun No: 657. Kabul Tarihi: 14.7.1965.

[iv]           Kısım III: Devlet Memurluğuna Alınma, Bölüm III: Adaylık, Madde 54.

[v]           Aday Memurların Yetiştirilmelerine İlişkin Genel Yönetmelik. Yayımlandığı R. Gazetenin Tarihi: 27/6/1983, No: 18090.

[vi]           T.C. Devlet Personel Başkanlığı.

[vii]          Aday Memurların Yetiştirilmelerine İlişkin Genel Yönetmelik. Yayımlandığı R. Gazetenin Tarihi: 27/6/1983, No: 18090.

[viii]          Temel Eğitim Kurulu.

[ix]           T.C. Devlet Personel Başkanlığı. Aday Memurların Temel Eğitim Programı ve Soruları. Yenilenmiş ve Güncellenmiş 11. Baskı. Ankara. Şubat 2012.

[x]           В контексте отношений между людьми, группами и т.д.

[xi]           T.C. Devlet Personel Başkanlığı. Aday Memurların Temel Eğitim Programı ve Soruları. Yenilenmiş ve Güncellenmiş 11. Baskı. Ankara. Şubat 2012.

[xii]          К примеру, Турция находится в ряду тех стран, где слово «компьютер» не прижилось, вместо него используется «bilgisayar», что в буквальном переводе означает «расчётчик знаний», что можно считать, вероятно, близким нашему не находящему практического применения слову «арифмометр».

Начало