Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Судан: принятие антикризисных мер

А.А.Быстров

Суданское правительство опубликовало список внеочередных антикризисных мер по стабилизации национальной экономики. Основной проблемой в преодолении финансового кризиса называется резкое падение бюджетных поступлений от экспорта углеводородов. Судан потерял 75% своих нефтяных запасов в результате отделения Южного Судана. Это вызвало двойной макроэкономический дисбаланс: падение экспортной выручки и резкое (50%) уменьшение внутренней налоговой базы. Надежда на доходы от транзита южносуданской нефти не оправдались в силу замораживания ее экспорта. В этой связи Хартум был вынужден перестраивать свою экономику, для чего была разработана трехгодичная Программа экономического спасения (2012-2014), которая предусматривает следующие меры, в основном сводящиеся к минимизации дисбаланса между социальными расходами и бюджетными поступлениями, а также ослабление (девальвация) национальной валюты.

Социальные расходы предполагается резко урезать. Государственный аппарат в этой связи должен быть сокращен более чем на 50%. Это примерно 360 постов и должностей в исполнительной и законодательной ветвях власти всех уровней.

Поднимется уровнь акцизов на бензин, который сейчас дешев. В Судан идет поток контрабандной дешевой нефти из соседних стран (кстати, из того же Южного Судана и Ливии), что наносит ущерб фискальной системе страны. В Судане продолжает находиться миссия ООН и различные международные организации, которые задействуют порядка 30 000 автомобилей и 30 самолетов. При этом они пользуются дешевым топливом. По замыслу правительства, повышение акцизов в первую очередь должно коснуться именно бензина, а не дизельного топлива, который использует общественный транспорт. Тем не менее, по некоторым оценкам, тарифы на услуги общественного транспорта возрастут на 30%.

Будут заморожены расходы на улучшение инфраструктуры и откажутся от уже принятых проектов в этой сфере. Предусмотрены сокращение трат на бензин для государственного аппарата на 15%. Также сокращаются выплаты правительства по внутренним обязательствам. Повышаются налоги на импорт с 10% до 13%, налог на добавленную стоимость с 15% до 17%, налог на прибыль с 15% до 30%. Предполагается приватизация значительной части предприятий и компаний государственногосектора.

Дефицит бюджета составляет в настоящее время 6 млрд суданских фунтов. Это, прежде всего, объясняется налоговым дефицитом, который оценивается в 3.6% от ВВП. Это на 2% больше запланированного в бюджете. Поправки в бюджет, внесенные в рамках борьбы с кризисом, предусматривают рост экономики в этом году на 2%, увеличение денежной массы на 12%, инфляции на 25%. Это меры вряд ли можно будет реализовать при таком налоговом дефиците.

Высокий уровень последнего будет стимулировать инфляцию и давить на макроэкономическую стабильность. Встает вопрос и о том, за счет чего финансировать этот дефицит с учетом отсутствия внешнеэкономических банковских услуг. Все перечисленные выше меры помогут в какой-то мере стабилизировать бюджет, но одновременно подстегнут инфляцию, которая к концу этого года составит 30%. Этот факт может совершенно спокойно нивелировать все бюджетные поступления, которые ожидаются в результате повышения налогов.

Правительство также намерено сократить пропасть между официальным и «черным» обменным курсом в стране, что предусматривает девальвацию национальной валюты на 63% к концу этого года. Это увеличит цены на импортируемые товары народного потребления и продовольствие. С другой стороны будет облегчен ненефтяной экспорт (хлопок, мясо, и т.п.).

Успех предложенных реформ необходимо будет оценивать в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Эксперты оценивают рост нефтяных акцизов как долгоперспективное с учетом общей бедности суданской экономики. Приэтомтакойшагчреватростомценнапродуктыпитанияискачкоминфляции. Сокращение и реформирование государственного аппарата даст эффект только при безусловном выполнении всех заявленных ранее требований, а также создания новой системы координации между центральным аппаратом и властями штатов. Естественно, что указанные меры могут дать долговременный эффект только при условии переориентации экономики страны на несырьевые сектора.

Основной опасностью нынешних реформ является тот факт, что ухудшение ситуации в краткосрочной перспективе может перекрыть все долгоиграющие дивиденды. Огромный дефицит бюджета и инфляция будут усиливать друг друга. Ухудшение уровня жизни может привести к росту социальной напряженности и взрыву. При этом Хартум не может рассчитывать на внешние заимствования в силу продолжающегося режима санкций.

Начало