Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Контактная группа по Ливии – кто не с нами, тот против нас

М.С.Ходынская-Голенищева

Контактная группа по Ливии была создана в марте 2011 г. Ее целью стало объединение государств, считавших, что единственным выходом из сложившейся ситуации была поддержка одной стороны во внутреннем конфликте и силовая смена режима. «Единомышленники» собирались для того, чтобы координировать действия по достижению вышеуказанных целей.

Создана Группа была в Лондоне в марте 2011 г. В учредительном заседании приняли участие геннеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, глава Организации исламского сотрдничества Э.Ихсаноглу, премьер-министр Катара, делегаты от арабских и европейских государств, госсекретарь Х.Клинтон и представители НАТО. С руководством Переходного национального совета Ливии (ПНС), включая М.Джибриля, были проведены соответствующие консультации перед организацией встречи .

В апрельском заседании Группы в Дохе под сопредседательством Катара и Великобритании приняли участие представители 21-й страны Европы, Северной Америки и арабского мира, а также ООН, ЛАГ, НАТО и Афросоюза. Присутствовала и делегация ПНС во главе с М.А.Джалилем. В рамках пошагового признания ПНС Совет был признан «легитимной стороной, с которой можно проводить переговоры и которая является выразителем чаяний ливийского народа» (в «ливийский народ» организаторы мероприятия, впрочем, «забыли» тогда записать еще на то время многочисленных сторонников М.Каддафи, равно как и этнические меньшинства и просто граждан, не поддерживавших идею революции с внешним вмешательством). Было подтверждено, что режим М.Каддафи «слабеет, а сторонники полковника его покидают». Лидер Ливии, по мнению Группы, должен уйти .

В мае Группа собралась в Риме и провела заседание с участием А.Хатыба (строго говоря, как посланник генсека ООН он должен был бы воздержаться от участия в одностороннем мероприятии, представляющем взгляды лишь определенной части международного сообщества. Но Пан Ги Мун сам задал «тон» роли ООН в ливийской эпопее, посещая заседания Группы вместо того, чтобы добиваться решения кризиса в СБ ООН). «М.Каддафи и его семья потеряли легитимность и должны уйти», - повторялось в итоговом коммюнике. Интересный момент: в тексте приветствовалось решение некоторых спутниковых операторов заблокировать вещание официальных ливийских каналов и содержался призыв к остальным операторам сделать то же самое . Что называется, «в благородной борьбе против тирана» все средства хороши. Даже если в ход идут грязные методы ведения информационных войн. Кстати одним из первых ударов НАТО уничтожила именно телецентр в Триполи для прекращения работы государственного телевидения Ливии.

В Риме члены Группы приняли решение о «наращивании помощи ливийскому народу». Делать это планировалось через временный финансовый механизм (Фонд) помощи пострадавшему в результате боевых действий населению . В реальности этот механизм был активно задействован для финансовой подпитки ливийских повстанцев.

В ходе июньского заседания Контактной группы в Абу-Даби было принято решение о выделении ПНС финансовых средств в размере 1,3 млрд долл. на осуществление «государственных расходов» и оказание гуманитарной помощи мирным жителям . Франция и Италия заявили о предоставлении ПНС свыше 1 млрд долл. США, Кувейт – 180 млн долл., Турция – 100 млн долл. Немалые деньги для свержения режима. Формально «прикрывшись» Фондом, союзники заранее отвели возможные обвинения в незаконной финансовой подпитке оппозиции: ведь средства будто бы были нацелены на «помощь страдающему ливийскому народу» и шли через созданный «международным сообществом» (точнее, его частью) для этих целей Фонд (распределение этих средств шло крайне непрозрачным путем).

В июле 2011 г. в Стамбуле под сопредседательством глав МИД Турции и ОАЭ и при участии 32 стран состоялось очередное заседание Группы. В ходе встречи был сделан упор на необходимость увеличить военную поддержку оппозиции в рамках временного финансового механизма. Было рекомендовано поощрять закупки углеводородов через подконтрольные Бенгази каналы и путем размораживания активов Джамахирии. По сути была «узаконена» система международного финансового воровства: государства, в которых были размещены активы режима Каддафи, единолично принимали решения об их блокировке, а затем размораживали их в пользу повстанцев. Группы вооруженной оппозиции, участников которых ни государства Запада, ни страны ССАГПЗ, по сути, не знали, и среди которых были исламисты и экстремисты, получили возможность торговать нефтью и газом с завоеванных им с помощью натовской коалиции территорий. В Стамбуле члены Группы приветствовали решение Анкары и Дохи по открытию кредитных линий ПНС (20% от стоимости замороженных авуаров) под залог будущих поставок нефти и газа. Впоследствии новые ливийские власти получат немало нареканий о нецелевом использовании выданных средств.

В ходе стамбульской встречи американцы и члены натовской коалиции уже приступили к разработке плана посткризисного урегулирования в Ливии (формирование переходных, затем властных структур): в неизбежном падении режима М.Каддафи при такой активной подпитке оппозиции извне ни у кого сомнений не было. ПНС был признан в качестве «законной властной структуры Ливии» . Приветствовался вердикт Международного уголовного суда о задержании М.Каддафи, его сына Сейф уль-Ислама и руководителя ливийской разведки. Контактная группа по Ливии провозглашалась «подходящей платформой для международного сообщества с целью координации международного политики и в качестве форума для обсуждения гуманитарной и пост-конфликтной помощи». Операция НАТО в Ливии получила высокую оценку.

Группа еще соберется на внеочередное заседание в Стамбуле 25 августа 2011 г. по итогам взятия Триполи повстанцами. Члены Группы тогда призвали М.Каддафи и его ближайшее окружение немедленно сдаться правосудию. ПНС похвалили за то, что они «ведут страну от репрессий к свободе, справедливости и демократии». ПНС теперь – «единственный представитель ливийского государства и ливийского народа». Было принято решение о размораживании ливийских активов для оппозиции в ускоренном режиме.

1 сентября 2011 г. в ходе парижской встречи Контактную группу по Ливии де-факто распустили. Формально ее переименовали в «Группу друзей Ливии». Последнее завершающее мероприятие под называнием «Встреча высокого уровня по Ливии» прошло 20 сентября 2011 г. в Нью-Йорке по приглашению генсека ООН. Пан Ги Мун как бы «закрыл» ливийскую страницу. Высоко оценив конституционную декларацию ПНС от 3 августа 2011 г., он не оставил сомнений в том, что Ливия стоит на пути построения новой, единой, демократической страны, в которой права человека и фундаментальные свободы и справедливость будут гарантированы . Разумеется, после убийства М.Каддафи последующие встречи Группы не понадобились.

Ничего удивительного в том, что Группу расформировали за ненадобностью, нет. Она изначально создавалась как временный механизм консолидации усилий для обеспечения победы в войне ливийских повстанцев. За неспособностью провести нужное решение в СБ ООН (Россия и Китай не были готовы после злоупотребления НАТО мандатом в Ливии поддерживать продолжение политики навязывания независимой стране готовых решений), «единомышленникам» нужен был механизм, который бы легитимизировал в глазах «международного сообщества» поддержку одной из сторон конфликта.

В самой Ливии в то время не все разделяли подобный подход. Мало кто помнит сейчас о том, что 17-18 апреля 2011 г. в Триполи состоялось заседание «международной неправительственной группы по Ливии». В приветственном обращении к участникам встречи официальный представитель ливийского правительства М.Ибрагим сказал: «создание международной группы можно расценивать как ответ на формирование Контактной группы по Ливии». Форум в Триполи прошел под лозунгом «Руки прочь от Ливии» и собрал представителей НПО из 14 стран, в т.ч. Бельгии, Зимбабве, Молдовы, ОАЭ, России, Турции, Уганды, Украины, Франции, ЮАР и др. Общим лейтмотивом в выступлениях участников прозвучали слова поддержки и солидарности с народом Ливии в его борьбе с внешней агрессией. Подчеркивалось, что «защита мирных граждан не может осуществляться путем ракетно-бомбовых ударов с человеческими жертвами», осуждались двойные стандарты в подходах международных региональных организаций к ливийскому кризису.

В России критически оценивали создание Контактной группы по ливии. В одном из интервью министр иностранных дел России С.В.Лавров отметил, что «натовцам был очень нужен мандат СБ ООН, так как они понимали, что легитимность их односторонних решений не воспринимается мировым сообществом. Такой мандат был получен, и они им грубейшим образом злоупотребили. Показательно, что после начала войны в Ливии была создана некая «контактная группа», хотя мы предлагали рассматривать ливийский вопрос только в СБ ООН. Группа просуществовала недолго. Было понятно, что без уникальной легитимности ООН невозможно заниматься мобилизацией усилий мирового сообщества для постконфликтного восстановления Ливии и создания там демократического государства. Вопрос опять вернулся в ООН. Мне кажется, этот прецедент, оплаченный кровью большого количества мирных граждан и обернувшегося ущербом для авторитета СБ, показателен» . Ряд западных аналитиков разделили такую точку зрения. Бельгийский интеллектуал Жан Брикмонт отмечал, что подобная политика является ничем иным как частью «войны против суверенного государства при полном игнорировании норм международного права» .

Именно по причине нежелания размывать верховенство Совета Безопасности ООН, имеющий уникальный мандат в разрешении международных конфликтов, в Контактной группе по Ливии, кроме России, не состояли, к примеру, Китай, Бразилия, Индия, ЮАР, Алжир, Судан и другие страны (соответствующие приглашения им направлялись: союзникам было выгодно расширить блок государств и организаций, участвующих в Группе, чтобы оставить остальных «в изоляции»). Зато «первую скрипку» в усилиях по продвижению в Ливии демократии играли абсолютные монархии Персидского залива. Характерно, что не стал членом Группы Афросоюз, не желавший мириться с тем, что его план мирного урегулирования в Ливии был «убран в стол» за ненадобностью.

Таким образом, Группа объединила союзников по НАТО, Турцию, часть арабского мира. Истинная цель создания блока – объединить те государства, которые считают внешнее вмешательство во внутренние дела стран и силовое устранение неугодных режимов – востребованной практикой в международных отношениях. Такой формат позволил не только обеспечить признание повстанцев единственным законным представителем ливийского народа – то есть привести их к власти неконституционным путем. Он также дал возможность «без потери лица» создать канал их финансирования. В этом определенную роль сыграло то, что Демократическая партия США, к которой принадлежит президент США Б.Обама, в отличие от республиканцев, тяготела к соблюдению внешних «знаков приличия» и нуждалась в международном прикрытии своих действий по внешнему «инжинирингу» региона Ближнего Востока. В целом взяв за основу стратегию Ирака (объявление режима диктаторским, последовательные шаги по его дискредитации, санкционное давление, внешнее вмешательство), демократы, тем не менее, не могли пойти на открытое пренебрежение международным правом в ходе принятия решений по международным делам и прикрылись «фиговым листком» Контактной группы по Ливии.

Такой формат показался его авторам весьма полезным. Когда возникла необходимость смены режима в Сирии, появилась «Группа друзей Сирии». Вице-премьер ( а до этого постпред РФ в НАТО) Д.Рогозин отметил тогда, что «с такими друзьями никакие враги не нужны» . В сирийском случае «друзья Сирии» служат тем же целям – то есть будут «дружить» с непримиримой частью сирийской оппозиции. Россия будет настаивать на необходимости работать по Сирии вместе, инициировав для этого созыв Международной конференции в Женеве. Однако настроенные на смену власти в САР государства предпочитают действовать в рамках очередной самопровозглашенной Группы.

По нашему мнению, Контактная группа по Ливии (как и аналогичная «Группа друзей Сирии) являлась самопровозглашенным образованием, не имевшим полномочий по принятию решений, претендующих на международную легитимность. Для государств, придерживавшихся иных взглядов на ливийское урегулирование (как и на сирийское), ссылки на «единство международного сообщества в отношении ливийского урегулирования» в рамках Группы не имели силы.

Подобная практика, являясь характерным примером «mauvaise tone» (моветон) в международных отношениях, наносит большой ущерб международному праву, ООН и ее Совету Безопасности как единственному органу, уполномоченному принимать обязательные решения по международным и региональным кризисным вопросам. Государства, стремящиеся решить сиюминутные политические задачи путем сколачивания «на скорую руку» «групп товарищей по разуму», должны понимать: шило в мешке не утаишь, а тактика решения комплексных региональных конфликтов путем принятия нелегитимных односторонних решений вне системы ООН вряд ли эффективна. Договариваться надо всем вместе. В этом и состоит смысл дипломатии.

1.The London Conference on Libya // Foreign and Commonwealth Office // http://www.fco.gov.uk/en/global-issues/mena/libya/london-conference-on-libya/

2.Libya Contact Group: Chair's statement. 13 April 2011 // Foreign and Commonwealth Office // http://www.fco.gov.uk/en/news/latest-news/?id=583592582&view=News

3.Libya Contact Group: Chair's statement. 13 April 2011 // Foreign and Commonwealth Office // http://www.fco.gov.uk/en/news/latest-news/?id=583592582&view=News

4.Contact Group on Libya: Chairs Conclusions. Libya Contact Group meeting in Rome. 5 May 2011 // Foreign and Commonwealth Office // http://www.fco.gov.uk/en/news/latest-news/?id=592277182&view=News

5.Contact Group on Libya: Chairs Conclusions. Libya Contact Group meeting in Rome. 5 May 2011 // Foreign and Commonwealth Office // http://www.fco.gov.uk/en/news/latest-news/?id=592277182&view=News

6.Co-Chairs’ Statement?Third Meeting of the International Contact Group on Libya Abu Dhabi, Thursday 9 June 2011 //http://www.au.int/en/sites/default/files/FINAL_Communique_Third_Meeting_of_the_International_Contact_Group_on_Libya_June_9_20111.pdf

7. Fourth Meeting of the Libya Contact Group Chair's Statement, 15 July 2011, Istanbul // Republic of Turkey. Ministry of Foreign Affairs. // http://www.mfa.gov.tr/fourth-meeting-of-the-libya-contact-group-chair_s-statement_-15-july-2011_-istanbul.en.mfa

8.Conclusions of the Libya Contact Group Meeting, Istanbul, 25 August 2011 // http://www.mfa.gov.tr/conclusions-of-the-libya-contact-group-meeting_-istanbul_-25-august-2011.en.mfa

9.Chairman’s Statement. High Level Meeting on Libya?United Nations Headquarters, New York, 20 September 2011 //

10.Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова телеканалу «Россия 24», 27 сентября 2011 года // www.mid.ru

11.'International law dead, 'Friends of Libya' up for control & oil' // www.rt.com

12. //Так называемые "Друзья Сирии" - враги страны, считает Рогозин http://ria.ru/arab_sy/20120226/575347789.html

Начало