Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Последствия полицейского обыска в Каире в контексте «Берлинской декларации»

И.С. Берг

Как показывает третий — последний и самый продолжительный — этап парламентских выборов в Египте, сползание страны от авторитарной светской системы к диктатуре на исламистский манер, когда общественная жизнь будет регламентирована законами шариата, начинается уже сегодня. Так оценивают германские СМИ проведение сотрудниками правоохранительных органов Египта обыска в каирском офисе Фонда имени Конрада Аденауэра (ФКА) 29 декабря 2011 г.

Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле направил в Египет уполномоченного МИДа по вопросам перемен в арабском мире Фолькмара Венцеля. Срочная командировка спецпредставителя — реакция Берлина на обыски в ФКА в Каире. 4 января Ф. Венцель провел официальные переговоры с египетскими властями, в том числе с министром иностранных дел Египта Мухаммедом Амром, заявил официальный представитель МИДа ФРГ в Берлине.

Деятельность НПО, в частности ФКА, важна для процесса политических преобразований в Египте и других государствах Северной Африки, подчеркивается в заявлении немецкого внешнеполитического ведомства. Г. Вестервелле потребовал немедленно прекратить вмешательство египетских правоохранительных органов в работу фонда.

Руководитель каирского отделения Фонда имени Аденауэра Андреас Якобс был вызван в египетскую прокуратуру для дачи объяснений. Его сопровождал сотрудник немецкого консульства. После более чем пятичасового допроса в суде А. Якобс был проинформирован о решении египетских властей: немецкой НПО разрешено возобновить работу. Судя по развитию ситуации, египетские органы юстиции сняли обвинения в адрес ФКА в получении незаконного финансирования из-за рубежа и в нарушении правил регистрации.

«Конфискованные в ходе обыска компьютеры и документация будут возвращены», заявил глава фонда Ханс-Герт Петтеринг. Он назвал решение Каира «обнадеживающим и насущно важным», указав, что ситуацию удалось взять под контроль благодаря личному вмешательству ведущих политиков ФРГ, Евросоюза и США. Однако спецпредставитель федерального МИДа Фолькмар Венцель по-прежнему находится в Каире, видимо, во избежание подобных демаршей в отношении сотрудников других германских НПО, поскольку египетские власти не гарантируют соответствующих политических и юридических условий для того, чтобы подобные инциденты не повторялись.

В этой связи СМИ ФРГ подчеркивают: немецкий истеблишмент по-прежнему находится в шоковом состоянии после проведенного в ФКА обыска. Как соотносится акция официального Каира с межправительственными германо-египетскими договоренностями, размышляют немецкие эксперты. Германия активно поддерживает процесс демократизации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, по-прежнему считая Египет «ключевой страной в арабском мире», указал на встрече в Берлине 12 августа 2011 г. с министром иностранных дел Египта министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле. «Ключевой страной» Египет был назван не случайно. Германия была одной из первых стран, которые поддержали демократические преобразования в Египте, а также предложила существенную помощь для перехода к демократии. Египетская сторона приветствовала инициативу германского правительства отработать идею «трансформации партнерства» в Египте, чтобы перенести ее в другие страны региона.

В ходе встречи Вестервелле подчеркнул «исключительно высокое значение сотрудничества». Германия была и остается на стороне Египта в стремлении ускорить и сделать эффективным процесс перехода, чтобы демократия принесла свои плоды для народа Египта. Что это означает, указано в «Берлинской декларации», согласованной и принятой в августе 2011 г. двумя министрами иностранных дел в столице ФРГ. «Мы хотим предоставить помощь в строительстве демократических институтов, способствовать поддержке верховенства закона, содействовать культурному диалогу», отметил Вестервелле.

Кроме того, федеральное правительство заявило о намерении преобразовать египетский долг таким образом, чтобы 240 млн евро можно было вложить в течение ближайших четырех лет в совместно согласованные проекты развития и реформы.

В соответствии с «Берлинской декларацией» стартовали многочисленные проекты, в числе которых поддержка федеральным МИДом египетских режиссеров, которые снимают короткометражные фильмы, информирующие соотечественников об их демократических правах перед выборами; так называемые Freiheitsbus (нечто вроде агитпроповских мобильных бригад в первые годы Советской власти) в сельских районах с целью вовлечения жителей в демократические процессы; проекты по поддержке независимых египетских журналистов, освещающих актуальные события в стране; проекты по поддержке деятельности молодых демократических активистов и правоохранительных организаций, которые проводят самостоятельные расследования относительно людей, арестованных или исчезнувших во время революции.

В проектах задействовано участие ряда ключевых министерств ФРГ. Министерство иностранных дел, к примеру, в 2012 и 2013 гг. будет поддерживать проекты как немецких, так и международных неправительственных организаций, на что выделено 30 млн евро. Эти ресурсы направлены на мероприятия, которые поддерживают процессы трансформации Египта, Туниса и других стран, еще недавно действовавших по авторитарной модели, а теперь движущихся к функционирующей демократии и стабильности. Основное внимание следует уделять проектам, которые способствуют трансформации общества в направлении к либеральной демократии и рыночной экономики, указано в инструкциях федерального МИДа. На сайте МИДа ФРГ дается также образец заполнения формуляра на содействие подобным проектам, адреса в ФРГ, куда следует их направлять, соответствующие параграфы и пункты в законах ФРГ.

Федеральное министерство иностранных дел подготовило пакет для финансирования партнерства в Ближневосточном регионе объемом 100 млн евро, которые будут направлены на поддержку демократических и конституционных изменений. Он имеет следующие приоритеты:

• стабилизация демократического процесса

• укрепление гражданского общества

• защита прав человека и верховенства закона

• поддержка эффективного управления

• экономическая и социальная стабильность, в частности за счет профессиональной подготовки и содействия занятости

• сотрудничество в области образования и научных исследований.

Основы современного германо-египетского партнерства, как сказано в «Берлинской декларации», базируются на ряде сформулированных и приинятых совместно принципов. В их числе:

– признание права жителей Ближнего Востока на свободу, человеческое достоинство и социальную справедливость;

– решение о сотрудничестве в рамках партнерства для демократии и общего процветания в Южном Средиземноморье, причем это партнерство воспринимается как часть активизации европейской политики добрососедства;

– признание необходимости дальнейшей либерализации рынков и снижения торговых барьеров и поддержка инициатив, направленных на улучшение доступа к рынкам для преобразования страны;

– подтверждение того, что их целью остается достижение справедливого и прочного урегулирования всех аспектов палестино-израильского конфликта, т.е. независимого, демократического, целостного, суверенного и жизнеспособного палестинского государства и Государства Израиль, живущих бок о бок в условиях мира и безопасности, при взаимном признании При этом обе стороны (ФРГ и Египет) считают, что лучшим способом для достижения этой цели является срочное возобновление переговоров на основе четких параметров, четких сроков и эффективного механизма для переговоров;

– признание исторической роли Египта в деле поддержания мира и стабильности в регионе, в связи с чем Германия выражает признательность за усилия, предпринимаемые Египтом для достижения израильско-палестинского примирения;

– приверженность реализации мира, свободного от ядерного оружия, в связи с чем гарантирована обоюдная поддержка идеи по скорейшему созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия.

«Министры, признавая крепкие исторические контакты, которые связывают обе страны, с удовлетворением отмечают статус интенсивного двустороннего сотрудничества и партнерства во всех соответствующих областях, подтверждают, что прошедшая 25 января с.г. революция в Египте дает импульс для дальнейшего укрепления отношений во всех ее аспектах, подчеркивают важную роль Египта на Ближнем Востоке, включая ее роль в достижении мира в регионе», указано в «Берлинской декларации».

Сейчас, спустя почти полгода после запуска проектов согласно «Берлинской декларации» и почти год после свержения режима Мубарака — в самый разгар процесса демократизации, которая должна привести к образованию в середине марта 2012 г. первого свободно избранного и законного демократического правительства, страна продолжается сталкиваться с серьезными проблемами. Их решение особенно важно для восстановления экономики страны. Конкретная помощь ФРГ выражается в частности, в выделении 8 млн евро на поддержку занятости молодежи и 20 млн евро на микрофинансирование для создания малых и средних предприятий.

Немецкие эксперты, напоминая строку из «Берлинской декларации» («Обе стороны согласились, что демократические перемены, происходящие в Египте, приведут к тесному и конструктивному сотрудничеству в международных организациях, в том числе в области верховенства закона, прав человека и социально-экономического развития), считают, что ей противоречат последние антигерманские действия Каира.

Берлин озабочен фактом штурма египетскими полицейскими офиса Фонда имени Конрада Аденауэра, действующего в Каире 30 лет. К уже обнародованным подробностям полицейского рейда и его последствий добавляются новые детали, которые свидетельствуют о спланированных действиях под патронажем египетского правительства. Берлин требует гарантий стабильных условий для деятельности НПО, поскольку от этого зависит работа всего состава дипломатов, экспертов, юристов, волонтеров ФРГ, задействованных в германо-египетских проектах, направленных на демократические преобразования в Египте.

В документах МИДа ФРГ подчеркивается, что работа политических фондов играет важную роль в процессе преобразований в Египте и других странах Северной Африки, в частности путем их вклада в создание и укрепление гражданского общества в странах с переходной экономикой. Между тем Египетская организация по правам человека сообщила о том, что в ходе третьего этапа выборов имеют место факты покупки голосов избирателей, приобретенных по сходной цене. Так, в избирательном округе на севере Синайского полуострова голос стоил от 50 фунтов. Отличилась либеральная партия Al-Wafd на египетском курорте Дахаб, где за голос выборщику платили 200 фунтов. Причем, как оказалось, факты подкупа фиксировались и в течение первых двух раундов голосования.

Именно против подобных нарушений и предостерегают инструкции, которые распространяют на специальных семинарах сотрудники ФКА. Таким образом, реалии Египта подтверждают важность деятельности данной германской НПО. ФКА много лет на легальных основаниях, с ведома официального Каира и при патронаже федерального правительства поддерживает и продвигает германские обязательства.

Египетская сторона уведомлена федеральным МИДом, что обыск офиса ФКА идет вразрез с духом договоренностей о германо-египетском партнерстве в поддержку демократических преобразований. Послу Египта в ФРГ передан соответствующий документ на этот счет. Там указано, что под угрозой срыва оказывается реализация обнародованной 12 августа 2011 г. «Берлинской декларации» — документа из 15 пунктов, на основе которого и осуществляется вплоть до завершения президентских выборов (июнь 2012) в Египте сотрудничество двух стран на пути к демократии и верховенству закона.

Выводы

Первый. «Братья-мусульмане» и салафиты, неизменно побеждающие на разных этапах выборов в Египте и завоевывающие все новые позиции в переходном правительстве страны, сформированном генералитетом, обозначают нарастающее политическое влияние на жизнь страны, меняют отношение к ним высших военных чинов, заставляют последних действовать по сценариям, выработанным экстремистами. Обыск ФКА и 16 других зарубежных НПО в Каире служит, таким образом, предупреждением Западу о том, что время заигрывания с радикальными мусульманами миновало.

Второй. Если Германия видит ключевую роль Египта в процессах демократизации в регионе Ближнего Востока и на Севере Африки, опыт и достижения которого можно будет перенести в сопредельные государства «арабской весны», то исламисты будут придерживаться иных взглядов на будущее страны. Идее «трансформации партнерства», предложенной федеральным кабмином в виде «Берлинской декларации», они противопоставят идею исламского барьера перед лицом «тотальной капиталистической угрозы».

Третий. Осуществление угрозы уже, по их мнению, происходит, в том числе за счет активизации НПО, действующих на западные капиталы. С этой точки зрения предпочтительней всего удалить с политической сцены ненужных игроков, в частности включая акции. Их проводят не отдельные исламские экстремисты, а официальные органы — полиция и другие силовые ведомства. Немецкие эксперты прогнозируют в этой связи тенденцию выдавливания из страны НПО, даже если они принадлежат основным финансовым донорам Египта, таким как ФРГ.

Использованы данные сайтов Федерального МИДа, Института зарубежных отношений в Берлине, taz.

Начало