Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Египет: суд над сотрудниками фонда Аденауэра в Каире

И.С. Берг

Главная мысль комментариев из Египта на страницах СМИ ФРГ — недоумение и возмущение властей Германии по поводу намерения Египта предать суду сотрудников иностранных неправительственных организаций, в том числе немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра (KAS). Примечательно то обстоятельство, что судить немцев будут, не исключено, те правоведы, которые принимали самое активное участие в проводимых KAS многочисленных семинарах по правам человека, а в ряде случаев патронировали эти мероприятия. Среди них такие высшие чиновники Министерства юстиции Ехия аль-Дакрури и Самия аль-Мотаям, известный криминалист профессор Эссам аль-Мелиги, профессор-правовед Хешам Бешир, профессор по международному праву Мохамед Шавки. Так это или нет, но пока ни один из них не возразил по поводу надуманных обвинений в адрес KAS.

Глава фонда Ханс-Герт Петтеринг 7 февраля отправился в Каир, чтобы на месте прояснить обстановку и, по мере возможности, приостановить ход судебной машины. Вряд ли это удастся в реальности, высказывают единодушное мнение немецкие эксперты.

Речь скорее всего идет о спланированной властями Египта акции. Это их ответ на активизацию деятельности НПО ФРГ и других стран Запада, которые пытаются в условиях «арабской весны» привить какие-то начальные демократические ценности все еще надеющимся на светскую ориентацию представителям египетского общества.

Между тем реальность совершенно иная. Ничего общего с западными ценностями не имеет приход к власти исламистских партий на фоне военной элиты, действующей по законам режима Хосни Мубарака, который сама же и формировала. Радикалы диктуют особенности нового вектора развития страны. Кристиан Вольф, профессор кафедры политологии и истории Ближнего Востока в Университете Эрлангена, автор книги «Египетские «Братья-мусульмане», считает, что многие египтяне сегодня справедливо задаются вопросами: «Что принесла революция стране? Та ли это революция, за которую они боролись, зачастую рискуя жизнью?» Ситуация с немецким фондом имени Конрада Аденауэра показывает, по его мнению, насколько понимает власть «права человека в стране и как далеко они простираются».

Фонд имени Конрада Аденауэра и другие НПО и политические фонды из США и других стран Запада — словно бельмо на глазу египетской власти, указывает пресса ФРГ. Вопреки реальности, люди Запада упрямо пропагандируют качественно иной политический образ жизни. Только в декабре 2011 г. сотрудники KAS провели в Каире серию мероприятий, среди которых семинар «Бизнес-интересы и социальная справедливость», а в ноябре 2011 г. — семинар «Права женщин после победы революции», конференцию «Верховенство права в политическом процессе трансформации». Сами названия для сегодняшней власти в Египте — будто красная тряпка для быка, указывает обозреватель Михаэль Боргштеде. О каком понимании властными структурами может идти речь, если те ориентированы на законы шариата и повязаны круговой коррупцией?

Если так, то власти Египта склонны рассматривать немецких политинформаторов и пропагандистов как вражеских лазутчиков. Так, собственно, и происходит. Но это только одна часть правды.

Напрямую египетский истеблишмент опасается укорять немцев и других представителей НПО из стран Запада в идеологической диверсии — ему надо выглядеть в глазах протестующих на площади Ат-Тахрир выразителем свобод. Самое простое, что можно придумать в данной ситуации, — нарушение правовой и финансовой дисциплины. Что и происходит. Министерство юстиции Египта 6 февраля предъявило более 40 сотрудникам иностранных неправительственных организаций обвинения в получении денег из-за границы, что якобы угрожает безопасности Египта, а также в отсутствии лицензии на деятельность. В числе обвиняемых оказались руководитель каирского офиса Фонда имени Конрада Аденауэра Андреас Якобс и еще одна (пока не названная в открытой печати по имени) сотрудница этой организации.

МИД Германии раскритиковал намерение египетских властей провести судебный процесс по делу сотрудников близкого к Христианско-демократическому союзу (ХДС) Фонда имени Конрада Аденауэра в Каире. Обвинения, выдвинутые в адрес этого фонда, означают удар по его деятельности и бросают тень на политические преобразования в Египте, подчеркивается в заявлении внешнеполитического ведомства, обнародованном в Берлине 6 февраля. «Министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле и посольство Германии будут по-прежнему оказывать всемерную поддержку представителям Фонда имени Конрада Аденауэра, чтобы добиться полного устранения препятствий в его работе», — говорится в документе.

Председатель фонда Ханс-Герт Петтеринг в беседе с послом Египта в ФРГ осудил действия египетских органов юстиции как абсолютно неприемлемые. Генеральный секретарь ХДС Херман Греэ назвал «совершенно неприемлемыми» действия египетского руководства против иностранных организаций и их сотрудников, включая столь жесткие действия, как попытка привлечения к уголовной ответственности. Заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Андреас Шоккенхофф потребовал прекратить судебный процесс как противоречащий принципам правового государства.

Как уже указывалось, сотрудники KAS не одиноки. Власти Египта планируют привлечь к суду 43 сотрудников НПО, работающих в стране. Им предъявлено стандартное обвинение в незаконном финансировании организаций из-за рубежа.

СМИ ФРГ напоминают, что в конце декабря 2011 г. власти Египта провели обыски в каирских филиалах 17 египетских и иностранных неправительственных организаций, в том числе в немецком Фонде имени Конрада Аденауэра. Египетские органы юстиции обвинили эти НПО в получении незаконного финансирования из-за рубежа и в нарушении правил регистрации.

«Фонды перед лицом египетского правосудия» — типичные заголовки в СМИ ФРГ. В них все понятно, кроме термина «правосудие». «Аллергическая реакция на помощь в осуществлении демократических реформ» — дипломатично определяет ситуацию Die Welt.

Кроме двух граждан Германии, сотрудники еще, как минимум, восьми западных организаций будут привлечены к ответственности, в том числе 19 американцев, пятеро сербов, трое граждан арабских стран, 15 египтян. Из числа американских организаций — Национальный демократический институт (NDI), Международный республиканский институт (IRI) и Freedom House. Во всех этих организациях власть распорядилась провести обыск в офисах. Всем, кому предъявлены обвинения, запрещен выезд из столицы Египта. Три американских сотрудника, опасаясь возможного ареста, нашли убежище в американском посольстве.

Многое в данной ситуации остается непонятным.

Напомним: 29 декабря 2011 г. сотрудники правоохранительных органов Египта провели обыски в каирских офисах 17 НПО. В Фонде имени Конрада Аденауэра были конфискованы все компьютеры и большая часть документации. Запад подверг действия египетских властей резкой критике. Руководитель каирского отделения Фонда имени Аденауэра Андреас Якобс 3 января был вызван в египетскую прокуратуру для дачи объяснений. Его сопровождал сотрудник немецкого консульства. Берлин отреагировал на обыски в каирских филиалах иностранных неправительственных организаций, в том числе немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра тем, что министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле направил в Египет уполномоченного МИДа по вопросам перемен в арабском мире Фолькмара Венцеля, который 4 января начал переговоры с египетскими властями. Федеральный МИД и пресса ФРГ не дают информации о том, насколько продуктивной оказалась миссия Венцеля, в том числе его встреча с министром иностранных дел Египта Мухаммедом Амром, но, судя по развитию ситуации, результатов она не дала.

Дата начала судебного процесса не определена. Федеральный министр иностранных дел Гидо Вестервелле отметил, что укрепление гражданского общества в Египте является предметом немецкой заботы и «основной проблемой». По этой причине наступление на основы демократии «ни в коей мере не приемлемо».

Немецкий истеблишмент пребывает в шоковом состоянии после того, как в конце декабря представители египетских сил безопасности обыскали офисы KAS и других организаций. Официальные и личные записи и компьютеры были изъяты и до сих пор, то есть спустя пять недель, не возвращены. Возмущения и протесты официальных лиц ФРГ и других стран Запада оставлены без внимания.

Международный резонанс, по всей вероятности, мало волнует правительство Египта. По крайней мере, министр иностранных дел Египта Мухаммед Амр заявил, что согласно требованию о разделении властей в демократическом государстве правительство не может вмешиваться в судебные дела. Речь идет о принятом режимом Мубарака законе № 84 от 2002 г., согласно которому силовым структурам предоставляется свобода в принятии решений относительно фондов и НПО. Так что сегодняшние египетские лидеры действуют в духе диктатора, подчеркивают немецкие аналитики. Закон, позволяющий спекулятивный подход к проблеме, взят на вооружение нынешней военной элитой, которая вновь обнаруживает преемственность курса Хосни Мубарака.

Если военная элита пыталась ослабить демократическое движение в стране, оказывая давление на KAS и другие организации, то у нее это получилось. Удачная попытка объясняется, в частности, тем, что многие египтяне очень чувствительны к обвинениям в иностранном вмешательстве во внутренние дела. Так было не только в период «арабской весны», но и прежде.

Зная об этом, бывшие и нынешние египетские чиновники, включая министра по вопросам международного сотрудничества Файзу Абулнага, занимавшего ту же должность при Хосни Мубараке, наступают на любимую мозоль египтян, оставаясь внешне «сторонниками демократии». Подобные личности диктуют вполне определенный ход событий, и не удивительно, что сотрудники KAS, NDI, IRI и других организаций и фондов Запада предстанут перед судом. Удивительно будет, если их не поместят в тюрьму или хотя бы не оштрафуют на солидные суммы.

Это не потому, что им не нравится Германия. Как говорят в таких случаях, ничего личного. В коррумпированном египетском обществе очень нервно относятся к финансовым потокам, которые огибают правительственные структуры. Чиновники рассматривают их как явные потери для собственного кармана. Между тем с 2011 г. иностранные платежи идут в фонды напрямую, тогда как до событий «арабской весны» они вначале поступали в правительство, и то решало, как распоряжаться этими средствами, сколько выделить западным фондам и сколько оставить себе. В настоящее время действует независимая от предпочтений чиновников система, которая раздражает взяточников, и те ищут любой предлог, чтобы вернуть себе управление деньгами и гарантированную, заранее определенную долю.

Сегодня ситуация с не согласными отстегивать в карман правительства такова. Последует обвинение в нарушении иностранными фондами законов и подзаконных актов по финансированию их деятельности. Если нарушения будут подтверждены и доказаны, может последовать наказание в виде лишения свободы сроком до шести месяцев. Есть предположение, что ряд американских НПО действительно работают без соответствующего разрешения, даже несмотря на то, что у них есть документы на открытие офисов в 2005 г., заверенные компетентными органами. В то же время, если какие-то формальности и не были в свое время соблюдены, на улаживание их может уйти четыре-пять недель, и это — вполне рутинная цепочка, безо всякого суда. Но, как говорится, не тут-то было. Египетский чиновный люд как раз и ждет таких нестыковок, чтобы соблюсти собственный финансовый интерес, и ни одну из них не упустит.

Правда, в случае с немцами, которые обычно дотошно относятся ко всему, что касается закона и денег, и обговаривают любое соглашение весьма тщательно, как это и было в свое время в ходе аккредитации Фонда имени Конрада Аденауэра, подобных неувязок быть не должно. По крайней мере, не было, если учесть многолетний опыт его 80 зарубежных отделений в 120 странах мира, курирующих более 200 проектов. Но на то и египетская щука, чтобы немецкий карась не дремал.

По иронии судьбы, именно с Египтом — единственной страной «арабской весны» — ФРГ заключило соглашение с целью ускорения и эффективности процесса перехода к демократии — «Берлинскую декларацию», согласованную и принятую в августе 2011 г. двумя министрами иностранных дел в столице ФРГ. «Мы хотим предоставить помощь в строительстве демократических институтов, способствовать поддержке верховенства закона, содействовать культурному диалогу», отметил Г. Вестервелле. Кроме того, федеральное правительство заявило о намерении преобразовать египетский долг таким образом, чтобы 240 млн евро его можно было вложить в течение ближайших четырех лет в совместно согласованные проекты развития и реформы. В соответствии с «Берлинской декларацией», стартовали многочисленные проекты по поддержке независимых египетских журналистов, деятельности молодых демократических активистов и правоохранительных организаций, которые проводят самостоятельные расследования относительно людей, арестованных во время революции или исчезнувших. В проектах задействовано участие ряда ключевых министерств ФРГ. Министерство иностранных дел, к примеру, поддерживает в 2012 и 2013 гг. проекты как немецких, так и международных неправительственных организаций, для чего выделено 30 млн евро. Предназначение ресурсов — помощь в проведении мероприятий, которые поддерживают процессы трансформации Египта, Туниса и других стран, еще недавно действовавших по авторитарной модели, а теперь движущихся к функционирующей демократии и стабильности.

На фоне обвинений KAS у немецких экспертов возникает сомнение в эффективности использованных средств и усилий. В этой связи в правительственных кругах все чаще говорят о том, что не исключен вариант пересмотра обязательств ФРГ перед новыми властями Египта. На подобный исход уже намекнула, находясь в Мюнхене, где принимала участие в работе конференции по безопасности, госсекретарь США Хилари Клинтон. Так, еще 4 февраля она выразила обеспокоенность в связи с ситуацией по поводу американских организаций в Египте. Она предупредила, что США могут пересмотреть объемы оказываемой военной помощи Египту, которые достигают 1 млрд евро в год.

В любом случае, правительство Германии не скрывает разочарования: надежды немцев на то, чтобы, по словам Вестервелле, «способствовать поддержке верховенства закона» в Египте, не оправдываются. Мало того, в СМИ ФРГ опубликовано сообщение, что новая редакция закона позволяет Министерству социальных дел по своему усмотрению прекратить всю деятельность фондов. Финансирование, которое «угрожает национальному единству» или «противоречит», может быть наказано лишением свободы на срок до одного года, говорится в новой редакции закона. По существу, это и кара тем, кто не желает поощрять коррупцию в Египте, и хороший урок немецкому истеблишменту, который строит иллюзии по поводу движения Египта к демократическим преобразованиям, подчеркивают немецкие эксперты.

Выводы

Первый. Подручные бывшего диктатора остались у власти и играют важную роль в государстве, в том числе в определении того, сколько и какой демократии не хватает египтянам, каков порционный режим ее выдачи и кто должен этим заниматься.

Второй. Министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле заявил: Германия не собирается мириться с тем, что в Египте мешают работе фондов и НПО. Германия окажет на Египет политическое давление, чтобы организации могли продолжить работу в нормальном режиме, подчеркнул министр.

Третий. Египетские власти, разочарованные тем, что не могут получить свою долю из скудного (по сравнению с цифрой 1 млрд евро) потока американских долларов, постараются максимально ужесточить закон, касающийся деятельности иностранных НПО и фондов.

Использованы данные сайтов Федерального МИДа, Welt online, Deutsche Welle.

Начало