Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Судан: ситуация в Дарфуре (январь-февраль 2012 г.)

А.А.Быстров

Ситуация в Дарфуре в январе-феврале с.г. характеризовалась следующими моментами.

1.Северный Дарфур.

Основным фактором, который оказывает влияние на динамику процессов внутри повстанческой группировки Движения за справедливость и равенство (ДСР) является моральный шок, связанный с гибелью 23 декабря 2011 года лидера Халиля Ибрагима. Группировка сейчас находится на распутье, пытаясь определиться с кандидатурой нового лидера и восстановить нарушенные связи между различными отрядами. Смерть Халиля Ибрагима опосредованно оказала моральное негативное влияние на союзников ДСР – СОД-Минави и СОД-Нура и послала им специфический сигнал. Несмотря на то, что ДСР свои основные усилия пыталась реализовать в Южном Кордофане (куда Халиль Ибрагим и направлялся с основной группой боевиков) в союзе с Суданским народно-освободительным движением (СНОД) – север, Дарфур остается для группировки (или части ее отрядов) одним из важных плацдармов для деятельности. Об этом свидетельствуют ряд засадных мероприятий боевиков, которые атаковали в конце января с.г. гуманитарные конвои в Кутуме. При этом отметим, что усилия суданской армии по предотвращению этих нападений выглядели неубедительными. Точно таким же провалом закончились попытки военных предотвратить снабжение боеприпасами и продовольствие повстанческих групп СОД-Нура в районах Мелит и Малха.

Отмечена повышенная инфильтрация боевиков и лиц, враждебно настроенных к переговорам с Хартумом в формате «Дарфур-Дарфур», в лагеря для перемещенных лиц. Армия в свою очередь усиливает мониторинг за ситуацией в лагерях, в связи с чем отмечены факты репрессий в отношении большого количества этнических загава и фур в лагерях Зам-Зам, Шангил Тобайя и Кутум.

Прогноз ситуации: ДСР попытается в ближайшей перспективе заявить о себе как о боеспособной организации, в связи с чем будет атаковать любые возможные цели. Наиболее вероятными очагами противодействия будут районы Ель-Тавиша и Умм Кадада. Будут продолжаться мероприятия суданской армии по препятствованию дальнейшей инфильтрации боевиков в лагеря для перемещенных лиц.

2.Южный Дарфур.

В этом штате усилия правительства по привлечению повстанческих групп к переговорам в формате «Дарфур-Дарфур» закончилось фиаско. Хартум широко использует племенные ополчения и вооруженную милицию для организации КПП и блокпостов в целях максимального осложнения маневров повстанцев и пересечения ими границы с Южным Суданом и Южным Кордофаном. ДСР, несмотря на последние события и гибель их лидера Халиля Ибрагима, продолжает оставаться наиболее дисциплинированной и боеспособной силой в регионе. Основные зоны ее деятельности: горы Адулы и Ель Даен. С учетом сверхамбициозных целей нового повстанческого союза «Революционного фронта Судана» (РФС) – смещение правительства в Хартуме и организация похода на суданскую столицу – можно ожидать в секторе начала полномасштабной партизанской войны. При этом наиболее вероятными зонами противостояния станет граница по реке Бахр Аль-Араб.

Возможно нарастание межплеменной вражды с учетом смещения декретом президента Омара аль-Башира губернатора Южного Дарфура А.Каша. Такое решение было негативно воспринято племенной верхушкой племени резейгат, которая потеряла тем самым административные позиции в штате. Одновременно отмечена активность оппозиционных Хартуму молодежных групп типа «Молодежь за перемены», которые негативно влияют на мирный переговорный процесс.

Прогноз ситуации: ДСР и СОД-ММ продолжат свою активность в районе границы с Южным Суданом и Южным Кордофаном с целью сохранения контроля над каналами снабжения своих групп. В этой связи основными районами вооруженных столкновений между повстанцами и армией станут районы Шаерия и горы Адулы. Несмотря на попытки Хартума решить проблему Каша административными средствами, возможна организация массовых мирных протестных акций за отмену декрета.

3. Западный Дарфур.

Ситуация характеризуется возросшей криминальной активностью (в среднем четыре случая в неделю). При этом большинство эпизодов спровоцировано действиям сотрудников суданского аппарата безопасности, которые рассматривают эту практику как составную часть антиповстанческой борьбы. Стимулируя лояльные им племенные группы на разбойные нападения на фермеров, которые являются «тыловой базой» повстанцев, служба безопасности тем самым решает две задачи: переводит лояльные им формирования на самофинансирование и перерезает каналы снабжения партизан в Джабаль Марре. Чадская граница, несмотря на совместное патрулирование, продолжает использоваться партизанами для снабжения.

Попытка центральных властей стимулировать переговорный процесс в формате «Дарфур-Дарфур» наталкивается на противодействие отрядов СОД-Нура, которые по-прежнему опираются на поддержку большинства племенной верхушки фур»\. Тем не менее, комбинируя политические и силовые методы воздействия, Хартум сумел достигнуть определенного прогресса на этом направлении.

Прогноз ситуации: продолжение бомбардировок района Джабаль Марра силами правительственной авиации. Усиление патрулирования в городских и сельских районах в районах Эль-Генейна, Нертити, Заленгей и Мукжар. Активизация присутствия военных в юго-западной части границы с Чадом с целью блокирования коридоров снабжения повстанцев. Основные каналы помощи проходят через пункты Бейда, Хабила, Фур Баранга, Умм Дукхун (частично).

Общее количество инцидентов за указанный период: в лагерях для беженцев – 46; бандитизм – 109; столкновения между армией и повстанцами – 50; столкновения за ресурсы – 11. В их результате число жертв – 23 (19 – бандитизм; столкновения – 4).

Начало