Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ислам в Дании: от карикатур на пророка Мухаммеда до шариата

Ф.О. Плещунов

Практически в каждой европейской стране, даже не особенно стараясь, сегодня можно обнаружить весьма значительную и нередко очень деятельную мусульманскую общину, бесплатным «бонусом» к которой, как правило, прилагаются разнообразные около и псевдоисламские течения и секты, мирной популяризации своих верований предпочитающие агрессивную пропаганду, нередко граничащую с терроризмом. К настоящему моменту государства Старого Света так или иначе научились выстраивать отношения не только с исламом внешним, но и с мусульманскими сообществами на своей территории (либо же пребывают в иллюзии того, что им это удалось). Мультикультурализм, беспорядки этно-религиозных меньшинств, теракты и убийства мусульманскими экстремистами известных деятелей культуры, проблемы закрытых исламских гетто, запреты на никаб или хиджаб – эти и другие пункты двусторонних отношений являются стандартным набором новостных сводок из года в год. И здесь ситуацию во многих европейских странах можно назвать схожей. Во многих, но не во всех. У некоторых государств континента отношения с исламом сложились довольно необычные, если не сказать странные. Одним из таких является Королевство Дания, где, по разным оценкам, сегодня проживает от 250 до 500 тыс. мусульман, при общей численности населения в 5,5 млн человек, а ислам уже стал второй конфессией страны после лютеранства, имеющего статус государственной религии.

До 2005 г. слова «Дания» и «ислам» крайне редко встречались в одном и том же материале новостных информационных лент, тем более в заголовке. В то время как соседние страны регулярно давали журналистам соответствующие информационные поводы: уличные беспорядки, случаи дискриминации по религиозным убеждениям, теракты и т.п. Но 30 сентября 2005 г. датская газета «Jyllands-Posten» опубликовала 12 карикатур на пророка Мухаммеда, и всё изменилось раз и навсегда. Только в 2005 г., по меткому выражению кого-то из российских тележурналистов, многие в мусульманском мире узнали, как вообще выглядит датский флаг. Потому что сжигали его на массовых акциях протеста в отношении оскорблений их религии. Но это вовне, тогда как внутри Дании уже вовсю шли процессы формирования крупных мусульманских гетто, жители которых, хотя и были знакомы со странной не понаслышке, предпочитали иметь с ней как можно меньше дел.

Впрочем, изменилось всё тогда не только для Дании, но и для всей немусульманской Европы, расколовшейся по линии защиты такого основополагающего для европейских ценностей понятия, как свобода слова. Тогда же, кажется, впервые в новейшей истории, внимание международной общественности сфокусировалось на таком неоднозначном явлении, как карикатура на ислам. Многие европейские газеты и издания (и даже некоторые СМИ мусульманских стран, например, Иордании) перепечатывали карикатуры в знак солидарности (либо просто в информационных целях), фактически, сделав их оружием в неожиданно проявившемся противостоянии свободы слова и толерантности. С тех пор отголоски того информационного и культурно-религиозного цунами в разном виде периодически появляются по всей Европе, а имена датского художника Курта Вестергора и пошедшего позднее тем же путём его шведского коллеги Ларса Вилкса, теперь всегда будут ассоциироваться исключительно с шаржами на пророка Мухаммеда.

Что касается отголосков, то очередной их всплеск случился осенью 2011 г., когда в сентябре суд Норвегии вынес приговор по делу о террористическом заговоре против всё того же Вестергора, который планировали осуществить двое мусульман-иммигрантов из Норвегии и их сообщник из Германии. Уйгур, иракец и узбек, натурализовавшиеся в Старом Свете, планировали расправиться с датским художником традиционным для исламистов способом – взорвав его. Следующий инцидент, связанный с карикатурами, произошёл уже в начале ноября, когда французская газета «Шарли Хебдо» (Charlie Hebdo) поместила на обложку очередное сатирическое изображение пророка Мухаммеда, объявив его приглашённым автором, а себя на один номер, посвящённый победе исламистской партии на выборах в Тунисе, переименовав в «Шариа Хебдо». Ответ исламистов не заставил себя долго ждать – в тот же день здание редакции забросали зажигательными бомбами. Однако редакция не особенно испугалась, поскольку терять журналистам было нечего, кроме своих принципов, и всего через неделю, под заголовком «Любовь сильнее ненависти», поместила на первую полосу рисунок, на котором мусульманин (без явных указаний на то, что это пророк ислама) целует художника-карикатуриста. Карикатуры на пророка ислама были напечатаны в датской газете более 6 лет назад, но подобные случаи демонстрируют, что в ближайшем будущем инциденты, ниточки от которых так или иначе тянутся к 30 сентября 2005 г., будут повторяться по всей Европе с «завидной» регулярностью.

Но вот в самой Дании в последние годы наблюдается некоторое затишье. Снова громкие информационные поводы для рубрики «Ислам в Европе» поставляют другие страны. Запрещаются минареты и никабы, выпускаются на свободу видные исламисты и т.д. Но только не в Дании. Однако внешняя атмосфера спокойствия нередко бывает обманчивой. И современная Дания – как раз такой случай. «Дания, как мы её знаем, может исчезнуть через 10-15 лет» - это не апокалиптическое предсказание, связанное с глобальным потеплением, а слова консультанта по интеграции правительства Дании, эксперта по борьбе с терроризмом Рафика Мухаммада. В интервью газете «Ekstra Bladet», в материале, озаглавленном «Разоблачение: шариат царит в Дании», он призвал общественность страны обратить внимание на то, что законы шариата – реальность во многих районах Дании: «Законы шариата уже действуют в нескольких районах. В Норребро есть такие места, где существует параллельное общество, где религиозные догмы задают тон наряду с датскими законами. Если так пойдет и дальше, у нас будет много таких мест, в которых вы, как датчанин и демократ, не сможете даже возразить. Это большая проблема, потому что различные фундаменталисты могут получить всю власть в таких районах, поскольку наша система не может вмешиваться».

То, что законы шариата стали неотъемлемой частью жизни страны подтверждает и Мехди Музаффари, профессор, в Университете Орхуса, возглавляющий Центр исследований в области исламизма и радикализации: «Законы шариата, в большей или меньшей степени, присутствуют во всех датских гетто». Ранее та же «Ekstra Bladet» писала о двух экстремистах, Аднане Авдике и Али Салиме, которые в Норребро раздавали людям на улицах листовки, содержащие призыв не участвовать в парламентских выборах. Журналисты полагают, что эти двое являются частью 8-тысячной подпольной экстремистской сети, куда, по оценкам экспертов, входят представители нескольких групп и движений, от «Хизб-ут-Тахрир» до салафитов. По мнению Рафика Мухаммада, эта сеть призывами и угрозами заставила около 30 тыс. человек отказаться от участия в голосовании. Основная цель данной акции очевидна – предать демократию забвению и утвердить законы шариата в Дании в качестве единственно возможных.

Необходимо отметить, что датские исламисты, активно расширяющие свою сеть в стране, весьма настойчивы в своей тактике «ползучего» продвижения шариата. Антидемократическая агитация посредством листовок – лишь часть их «демократического» арсенала, важное место в котором занимают и различные публичные акции. Одна из самых крупных состоялась 17 февраля 2012 г., когда в Копенгагене, в районе Остербро, перед посольством США прошла массовая демонстрация, в рамках которой несколько десятков молодых салафитов выкрикивали панисламистские лозунги и пророчили завоевание Запада исламом в самом ближайшем будущем. «Запад находится в состоянии войны с исламом, мы должны подняться и представить шариат всему миру», - гласил один из самых популярных лозунгов демонстрантов. Любопытно, что митинг салафитов, хотя и прошёл в Копенгагене, продемонстрировал, что идеологический центр исламизма в Европе находится всё же не в Дании (что, действительно, было бы странно), а по-прежнему располагается в Великобритании, где целая плеяда «выдающихся» проповедников ненависти нашла себе комфортный приют ещё пару десятилетий назад. Череду выступавших на митинге салафитов замкнул никто иной, как радикальный проповедник Анхем Чоудари, вещавший в мегафон по телефону прямо из Лондона. Впрочем, ничем новым Чоудари удивить не смог, в очередной раз прославив террористические атаки Усамы бен Ладена и «Аль-Каиды» против Америки, а также призвав к насаждению законов шариата по всей земле. Тем не менее, несмотря на локальные успехи британских властей в противостоянии с исламскими радикалами, термин «Лондонистан», судя по всему, ещё нельзя назвать неактуальным пережитком ушедшей эпохи исламистского раздолья в Соединённом Королевстве.

Столь явная демонстрация связи Чоудари с датскими салафитами говорит, прежде всего, о двух вещах. Во-первых, о том, что хотя исламских радикалов Дании и можно, пожалуй, назвать одной из самых активных групп этого течения в Европе, ярких лидеров в своей среде они не имеют, организуются и направляются извне, преимущественно из той же Великобритании. Во-вторых, о том, что датские власти очевидно позволяют «домашним» исламистам сегодня гораздо больше, чем их коллеги из Соединённого Королевства, основательно прижавшие того же Чоудари и аффилированные с ним организации ещё несколько лет назад. Впору сделать вывод, что датчан до сих пор гложет вина за 12 злосчастных рисунков.

Подобное предположение косвенно подтверждают слова Магнуса Рансторпа, эксперта по терроризму из Швеции, комментировавшего деятельность Чоудари всё той же «Ekstra Bladet»: «Чоудари экстремист ровно настолько, насколько позволяют рамки закона. Но он как раз и стремится проделать дыру в этих рамках. Он и дальше будет стремиться их расширить, и Дания в эпоху после карикатур на Мухаммеда стала центром, где есть благодатная почва для его идей. Чоудари из тех лидеров, кто способен собрать людей вместе и направить их по пути дальнейшей радикализации». Остаётся добавить, что прошедший в Копенгагене митинг уже сейчас служит целям воспитания новых поколений юных исламских радикалов и привлечения сторонников – один из салафитов снимал всё происходившее на камеру, чтобы позднее распространить запись по соответствующим вебсайтам.

Что касается датских и британских салафитов (впрочем, как и их единомышленников по всей Европе), то их объединяет ряд организаций, одна из самых активных – «Призыв к исламу» (The Call to Islam). Национальные ячейки проводят свои акции по схожему сценарию. Так, сперва в Лондоне, а затем и в Копенгагене в 2011 г. прошли акции, главной целью которых было учреждение в европейских столицах зон, где шариат стал бы легальной практикой. В Дании отделение «Призыва к исламу» возглавляет местный имам Абу Ахмед, обучавший немало исламистов, связанных с террористической активностью. Активисты организации намеревались патрулировать районы Копенгагена с тем, чтобы выявлять мусульман, нарушающих предписания шариата и объявлять им выговор. Подобные инициативы осудила датская организация «Объединение мусульман» (The Muslimernes F?llesrad), представляющая более 40 тыс. мусульман. Пресс-секретарь организации так прокомментировал ситуацию: «Мы определённо должны принимать их всерьёз и вступать с ними в диалог. Мы не должны игнорировать их экстремистские наклонности в нашем обществе. Проблема в том, что очень многие молодые люди разделяют эти убеждения. Мы должны подчёркивать важность демократических ценностей ещё с начальной школы».

В то же время, городские власти, похоже, не считают проблему слишком серьёзной. Так, заместитель мэра по вопросам интеграции Анна Ми Аллерслев (Anna Mee Allerslev) в интервью «Jyllands-Posten» сказала следующее: «Некоторое время назад я попросила наших сотрудников активизировать работу, которая ведётся с этими людьми (салафитами – прим. авт.). Но мы не должны слишком много говорить об этом вопросе, потому что они составляют лишь малую группу в одном из районов города». Чиновница также добавила, что Городской совет находится в тесном контакте с властями Лондона, имеющими многолетний опыт работы с подобными группами. По данным Городского совета, патрулированием района Тингберг сегодня занимаются 9 салафитов, которых поддерживают ещё около 50 человек в Копенгагене, к которым, в свою очередь, на обучающих встречах присоединяются ещё несколько сотен сторонников.

Параллельно, в датских городах всё активнее идёт процесс образования обособленных исламских гетто. Однако, в отличие от той же Великобритании, где этим процессам в значительной степени потворствовала политика мультикультурализма, здесь обособление – это вполне целенаправленный и сознательный процесс, нередко связанный с насилием в отношении тех, кто этому процессу так или иначе мешает. Одним из самых больших в Дании этно-религиозных гетто с доминированием мусульман можно назвать Вольсмосе, пригород третьего по величине города страны Оденсе, расположенного на острове Фюн. Источники в штаб-квартире полиции острова Фюн в январе 2012 г. сообщили датскому порталу bt.dk, что именно в это районе в последние несколько месяцев существенно возросло число ограблений. Причём, по статистике, нападениям подвергаются почти исключительно квартиры этнических датчан, а маркером для вандалов и грабителей служит фамилия на почтовом ящике. Источник портала в местной полиции так комментирует ситуацию: «Там имеет место своего рода расизм, когда всё большее количество датчан просто выдавливается из этой области. Это происходит из-за резкого увеличения числа ограблений. 9 из 10 нападений направлены против этнических датчан. Некоторые из задержанных молодых правонарушителей прямо заявляют, что хотят сделать Вольсмосе своим. В прошлом году одна датская семья несколько раз жаловалась на различные происшествия, в конце концов, акты вандализма, случавшиеся каждую неделю, вынудили семью переехать». При этом, по мнению офицера полиции, власти стараются сделать вид, что проблемы не существует, замалчивая происходящее.

И хотя в большинстве случаев такие источники прямо не указывают религиозную принадлежность злоумышленников, её не трудно определить, ознакомившись с информацией о других происшествиях в том же районе. Так, например, за год до вышеописываемых событий, в январе 2011 г., датская газета «Kristeligt Dagblat» писала о происшествии с главой местной баптистской церкви, который был так же вынужден переехать со своей семьёй в другой район после того, как две машины семьи были уничтожены за размещённые в них распятия. В данном случае речь идёт именно о религиозной нетерпимости, ведь священнослужитель, родившийся в Иране Масуд Форузандех, даже не является этническим датчанином. Вот, что сам Форузандех рассказывает о случившемся: «Несколько молодых людей в Вольсмосе сказали мне, что я не должен ездить по району с крестом в машине, после этого наша машина была сожжена дотла». Прихожанами Церкви Любви (Church of Love), в которой служит Масуд, в основном являются афганцы и иранцы, большинство из которых перешло в христианство из ислама. «Kristeligt Dagblat» ранее писала, что многие из них регулярно получают угрозы с требованием принять мусульманство.

Тем не менее, несмотря на то, что власти предпочитают не предавать широкой огласке то, что происходит в мусульманских гетто страны, полиция всё же принимает меры. Так, в середине февраля 2012 г. полиция провела масштабные рейды против бандитских группировок Копенгагена и Зеландии. Основной удар был направлен против мусульманских банд «Black Cobra» и «Bloodz», орудующих в районе Норебро. Более тысячи офицеров и сотрудников полиции провели рейды в квартирах и помещениях, принадлежащих членам группировок или симпатизирующим им людей. По оценкам муниципалитета Копенгагена, такие банды, как «Black Cobra» и «Bloodz» за год приобретают более 700 новых сторонников.

Банды, состоящие исключительно из мусульман, стали в сегодняшней Европе обычным, если не сказать привычным, явлением, масштабы которого растут год от года. Подобно тому, как многие иммигранты считают исламом гремучую смесь из предрассудков и традиций, культивируемых на их исторической родине (в особенности это относится к пакистанцам), молодёжь, составляющая ударную силу таких бандитских группировок, так же сформировала свой кодекс поведения, взяв от настоящей религии лишь крупицы и сдобрив их основательной дозой криминализированной клановой идеологии. В результате их действия являются вовсе не защитой ценностей мусульманства, как они себе представляют, а, наоборот, дискредитацией ислама, даже в глазах других членов уммы, часть из которых находит выход из ситуации, обращаясь в христианство.

Ещё в 2010 г. британская газета «The Sun» опубликовала большой материал под заголовком «Мусульмане захватили британский подпольный мир», в котором бывший участник банды Амир рассказывал о принципах функционирования таких группировок: «Религия важна для нас только как способ определить тех, кому мы можем доверять и с кем можем работать. Молодые мусульманские банды не беспокоятся о том, что Аллах сотворит за их криминальный путь – они не верят в это до такой степени. Через религию мы говорим на одном языке, живём в одних и тех же районах, ходим в одни и те же школы и даже можем использовать мечеть, как убежище от полиции или других банд. Если вы перешли дорогу мусульманским бандам, то должны быть готовы быстро бежать и хорошо прятаться, потому что они придут за вами большим числом».

Невежество мусульманских банд и их в целом пренебрежительное отношение к исламу как таковому проявляется регулярно в самых разных обстоятельствах. Самым же ярким примером, пожалуй, стал в августе 2011 г. случай в мечети Института мусульманской культуры в Копенгагене, когда представители двух мусульманских банд открыли друг по другу стрельбу сразу после завершения праздничного намаза в честь праздника разговения Ид-аль-Фитр, в результате чего один человек был убит.

Тем временем, обособление иммигрантских и прежде всего (даже почти исключительно) мусульманских общин от датского общества продолжается во всех сферах жизни. Одной из самых важных в этом плане сфер является образование. По данным датского он-лайн издания «The Short Newspaper», за последние 3 года число мусульманских частных школ в стране увеличилось на 25%, а количество учеников в них сегодня превышает отметку в 4 тыс. «Такое положение дел способствует формированию параллельных обществ, дети мусульман не общаются со своими сверстниками в государственных школах, а именно это является очень важным вкладом в интеграцию, наоборот, они живут в своём собственном мире, что порождает разногласия между ними и датским обществом и его ценностями», - пишут авторы статьи «Мусульмане покидают государственные школы». И это – ещё одно препятствие для того, чтобы знакомить молодых мусульман с демократическими ценностями с начальной школы, как предлагают некоторые исламские организации страны.

Власти страны, похоже, считают подходящим решением всё более обостряющейся проблемы переименование Министерства по делам церкви в Министерство философии жизни, о чём в январе 2012 г. сообщал новостной канал TV2. «Люди исповедуют разные религии и философии жизни, и мы должны это учитывать», - комментируют столь «актуальную» инициативу в Социалистической народной партии, участнице правящей коалиции. Что ж, кажется, новые власти Дании решили снова прибегнуть к мультикультурализму тогда, когда от него отказались уже почти все в Европе, признав полностью несостоятельным. Впрочем, нельзя сказать, что политика прежнего правительства, руководившего Данией 10 лет, была успешней. Так, датское издание «BT» (Би-ти) в начале февраля опубликовало материал, в котором подробно разбирало статьи бюджета на проекты по интеграции в районе Вальсмосе за последние несколько лет. В результате выяснилось, что немалая часть суммы в 10,3 млн долларов была потрачена на такие проекты, как «Подъём по утрам», призванный помочь учащимся школ не опаздывать на уроки (и это при том, что значительная число детей иммигрантов просто не ходит в госшколы), или «Уборка», в рамках которого деньги платились подросткам за уборку мусора с улиц. Также, порядка 2 млн было потрачено на борьбу с вандализмом, хотя, возможно, было бы продуктивнее потратить эти средства, например, на программу переселения коренных датчан из этно-религиозных гетто, раз уж датские власти всё равно отказываются бороться с первопричинами вандализма в этих районах.

Ну а последствия публикации карикатур на пророка Мухаммеда по-прежнему не оставляют Данию в покое. Так, в начале марта 2012 г. датские прокуроры предъявили четверым предполагаемым террористам обвинения в заговоре с целью «убить столько человек, сколько возможно» в редакции газеты, напечатавшей карикатуры в 2005 г. Четверо шведов-мусульман, периодически приезжавших в Данию, в 2010 г. планировали «серьёзно запугать население и дестабилизировать Данию» посредством устрашающей акции в офисе «Jyllands-Posten», для чего запаслись огнестрельным оружием и боеприпасами, об этом заявил генеральный прокурор страны Свен Ульрик Ларсен. Датская служба безопасности и разведки описывает подозреваемых, как «воинствующих исламистов, имеющих отношение к международной террористической сети».

Та же датская служба безопасности и разведки в начале 2012 г. опубликовала куда более любопытную информацию, озвученную Датским национальным радио. Согласно данным секретной службы, каждый год террористические группы вроде «Аль-Каиды» или «Аш-Шабаб» получают из Дании порядка 20 млн крон (около 3,5 млн долларов США). Деньги, само собой, тем или иным способом собираются активистами внутри мусульманских общин страны. Специалисты службы полагают, что финансирование из Дании поступает в том числе и группам, оперирующим в зонах конфликтов, таких, как Ирак, Афганистан, Ливан, Палестина и Сомали.

Анализируя подобные события, приходится констатировать, что Дания сегодня является своего рода учебным полигоном, на территории которого европейские ячейки исламистов тренируют свои новобранцев, стремящихся доказать, что только их можно называть «настоящими мусульманами». У молодых горячих голов в Дании множество возможностей проявить себя и заслужить уважение старших: можно отличиться на поприще насаждения в стране законов шариата, спланировать очередной теракт против ненавистной датской газеты (ведь месть за карикатуры, по понятиям исламистов, будет актуальна до тех пор, пока не свершится), или, на худой конец, просто в очередной раз организовать акцию вандализма против представителей коренного населения или христианских священников, демонстрирующих распятие.

Во многом, сложившейся ситуации датчане обязаны именно карикатурами. Однако если их до сих пор гложет за это чувство вины, приводящее к столь нездоровым искривлениям во внутренней политике, какие описаны выше, то, похоже, этой стране следует проконсультироваться у психоаналитика. Карикатуры на религиозных лидеров и деятелей конфессий (как и любые акции, высмеивающие верования людей) во все времена являлись делом сомнительным и неблагодарным, направленным на обретение мимолётной и дешёвой популярности. Но сегодня не только Дания, но и почти вся Европа стоит перед выбором. И в условиях, когда выбирать приходится между свободой слова и толерантностью к невежественной агрессии, прикрывающейся религиозными догмами и грозящей лишить целый континент своей идентичности и исторических ценностей, этот выбор очевиден.

Начало