Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Межконфессиональные столкновения в Пакистане

Н.А. Замараева

60 пакистанских шиитов, принадлежащих к общине хазарейцев, были убиты недалеко от Кветты, столицы восточной провинции Белуджистан. Они направлялись в Иран с паломнической миссией. Это был уже третий подобный инцидент в июне 2012 г. и, по утверждению местной прессы, шестой в текущем году.

Ответственность за большинство атак в Белуджистане взяла на себя запрещенная военизированная группировка Лашкар-и-Джангви. Одновременно она выступила с угрозами в адрес шиитов и требованиями «покинуть город, в противном случае их поселения будут преобразованы в кладбища...» Лашкар-и-Джангви осуществляла теракты в Афганистане, в том числе нападение в декабре 2011 г. в Кабуле, в результате которого были убиты 80 человек. Подавляющая часть населения Пакистана (около 190 млн человек) исповедует ислам суннитского толка. Последователями другого основного направления ислама, шиизма, являются около 10% населения, в том числе хазарейцы, пуштуны-шииты, населяющие район Верхнего Куррама агентства Куррам в пакистано-афганском пограничье, и др. Хазарейцы считаются потомками кушан; их насчитывается всего около полумиллиона человек; родной язык — фарси.

История содержит сведения, что еще в Средние века часть хазарейцев мигрировали из районов Центральной Азии на территории современного Афганистана и далее в различные районы Британской Индии. Большая группа покинула Хазараджат в Афганистане и направилась в Британскую Индию в середине XIX в.

В ХХ в. хазарейцы не имели исконных земель в Белуджистане, поэтому часто создавали небольшие частные предприятия в Кветте, мужчины шли на службу в британскую армию. Одним из них был Муса Хан, который и начал службу, будучи солдатом, позднее дослужился до звания генерала, с 1958 по 1966 г. занимал пост командующего пакистанской армии. С 1985 по 1991гг. исполнял обязанности губернатора провинции Западный Пакистан (ныне территория всех четырех провинций Пакистана), после административной реформы занял пост губернатора Белуджистана. Не отставали и женщины. Сайра Батул была одной из первых женщин-летчиц гражданской авиации Пакистана.

Хазарейцы также сыграли важную роль в становлении государственности Пакистана. Кази Мохаммад Эсса принял активное участие в создании одной из первых политических партий страны — Мусульманской лиги — в провинции Белуджистан и представлял ее народ на церемонии принятия исторической Лахорской резолюции в 1940 г. Хазарейцы дали Пакистану известных спортсменов, таких как легендарный футболист Каюм Чангези, боксер, трехкратный олимпийский чемпион Сайед Ибрар Хусейн Шах (был убит 16 июня 2011 г.) и т.д. Основная волна гонений на хазарейцев началась в регионе с середины 90-х годов ХХ в. с приходом к власти талибов в годы правления Исламского Эмирата Афганистан (1996–2001). По свидетельству самих хазарейцев, в Афганистане талибы «уничтожили десятки тысяч хазарейцев во время своего правления, так как те выступили на стороне Северного альянса против правительства муллы Омара в 90-х годах ХХ в.». И сегодня они не согласны с политикой «стратегической глубины» по отношению к Афганистану. Талибы предупреждали, чтобы они покинули страну, и многие из них действительно бежали в Пакистан и осели в пригородах Кветты.

Столкновения на межконфессиональной почве в Пакистане не редкость, религиозная неприязнь, погромы коснулись секты Ахмадия в 2009–2010 г., христиан — в 2010 г. (убийство Б. Бхатти, министра по делам меньшинств федерального правительства страны), хазарейцев и т.д. В декабре 2009 г. около 50 шиитов погибли в результате взрыва в Карачи, административном центре провинции Синд, во время ежегодного траурного шествия в память о мученической смерти Хусейна — внука последнего пророка. Одно из самых жестоких нападений было совершено на хазарейцев в сентябре 2011 г. По информации местных СМИ, «более 800 хазарейцев были убиты при различных обстоятельствах, начиная с 2001 г.».

Уничтожение хазарейцев осуществляется посредством целенаправленных атак, массовых убийств, кампаний запугивания; и цель достигается — они бегут, бросая собственность или продавая ее по низким ценам.

Пакистанские СМИ отмечают общий подъем «религиозного радикализма» в обществе, и в первую очередь в пограничных с Афганистаном районах Белуджистана и Территорий племен федерального управления/ ТПФУ. Процесс этот начался некоторое время назад и имеет много составляющих. Государственная политика по отношению к хазарейцам изменилась с 2001 г. Им не предлагали влиятельных административных должностей как в вооруженных силах, так и в гражданской администрации. В пакистанских СМИ встречается информация, что «нападения на хазарейцев начались спустя два года после того как бывший президент и главнокомандующий штабом сухопутных сил генерал Первез Мушарраф захватил власть (1999). В 2001–2003 гг. в Северо-Западной пограничной провинции (ныне Хайбер-Пахтунхва) во главе стоял альянс ММА, в состав которых входили праворелигиозные партии, а Исламабад часто закрывал глаза на акты против этнических или религиозных меньшинств с целью не потерять их «лояльность в столь важном для федеральных властей районе пакистано-афганского пограничья». В этом есть определенный смысл, и отметать подобные заявления не следует.

Всякое агрессивное выступление, направленное против религиозных меньшинств в Пакистане, сторона наступления (сунниты) объясняла «защитой истинных ценностей ислама», проповедуя лозунг «Пакистан только для суннитов». Организация Лашкар-и-Джангви, известная своими антишиитскими настроениями с конца 90-х годов ХХ в., ставит целью объявить шиитов «неверными», как это было в Пакистане в случае с сектой Ахмадия. Нынешние выступления против хазарейцев-шиитов, проживающих на севере пакистанской провинции Белуджистан, отчасти связаны с общим усилением и повышением активности афганских и пакистанских боевиков-суннитов, базирующихся, в частности, в северных, пограничных с Афганистаном районах пакистанской провинции Белуджистан. В преддверии вывода в 2014 г. иностранных коалиционных войск США/НАТО/МССБ из Афганистана их действия становятся все более агрессивными.

Но в пакистанской прессе сообщается: «...все светские националистические партии Белуджистана (к ним относится и Демократическая партия хазарейцев) полагают, что религиозный экстремизм процветает в провинции в целях противодействия активности белуджских националистов», которые выступают за выход Белуджистана из состава Исламской Республики Пакистан. В отличие от них хазарейцы-шииты, проживающие в Белуджистане, не ставят подобной цели; но они заявляют о соблюдении своих прав в соответствии с пакистанской Конституцией, а бездействие пакистанских сил безопасности многие хазарейцы объясняют тем, что основное внимание провинциальных и федеральных сил безопасности «сосредоточено в основном на нейтрализации выступлений белуджских националистов, а не на очистке района от исламских боевиков».

Премьер-министр Пакистана Раджа Первез Ашраф осудил нападение на паломников-шиитов, но в целом федеральные власти никакого официального заявления не сделали. Многие в Пакистане объясняют подобную позицию стремлением «не будоражить» вопрос об усилении активности военизированных организаций, в частности, Лашкар-и-джангви, так как именно эту организацию и Вашингтон, и Нью-Дели обвиняют в организации терактов как в Афганистане, так и в Индии. В то же время Имран Хан, лидер одной из политических партий Пакистана, Техрик-и-Инсаф (планирует принять участие в парламентских выборах 2013 г.), решительно осудил инцидент, заявив, что «он является частью волны систематических нападений на общины хазарейцев.., что страна столкнется с серьезными последствиями в результате бездействия центрального правительства, если опасная тенденция — увеличение частоты и интенсивности нападений на хазарейцев — не изменится.., опасная тенденция может подтолкнуть провинцию к состоянию полного хаоса...» Межконфессиональные конфликты в стране все усиливаются, их жертвами каждый год становятся не менее 200–300 гражданских лиц.

Начало