Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Египте: январь 2012 г.

В.В.Куделев

Достаточно много событий января в Египте развертывались вокруг противостояния правящих страной военных в лице Высшего совета Вооруженных сил и тех в египетском обществе, кто выступает за скорейшую передачу власти гражданским.

11 января, движимая стремлением напомнить египетскому обществу о том, что без поддержки военных «революция» не реализовала бы свои цели, армия заявила о намерении с большой помпой отпраздновать 25 января 1-ю годовщину начала массовых выступлений в Египте. Как заявил член Высшего совета Вооруженных сил генерал Исмаил Этман, 18-дневное восстание, приведшее к уходу Мубарака, стало «самым важным событием» в истории современного Египта. Он объявил, что 25 января, ранее значившееся в календаре как «день полиции», отныне будет праздничным днем и отмечаться как «день революции». В новый праздник предполагалось кроме официальных мероприятий провести массовую манифестацию и военный парад.

Иные намерения были у оппозиции, решившей провести 25 января манифестацию протеста против военных властей. Эти намерения не поддержали «Братья-мусульмане», отвергнувшие идею «второй революции». Тем не менее они предупредили, что будут добиваться установления парламентского контроля над военными расходами, ранее считавшимися секретными, а также лишения военных ряда привилегий.

Накануне нового праздника глава Высшего совета Вооруженных сил маршал Хусейн Тантауи сообщил, что с 25 января в стране отменяется чрезвычайное положение, действовавшее свыше 30 лет. Впрочем, он тут же оговорился, что положения закона о чрезвычайном положении будут применяться в случае массовых волнений. Эта оговорка сделала весьма условным решение властей об отмене ЧП.

3 – 4 января в Египте прошла 3-я, завершающая фаза парламентских выборов. В ней приняли участие избиратели, проживающие на Синайском полуострове, а также в ряде провинций Верхнего и Среднего Египта, где проживают значительные по численности коптские общины. 3-я фаза подтвердила наметившуюся ранее тенденцию на победу исламистов. По ее предварительным итогам, основанная «Братьями-мусульманами» Партия свободы и справедливости /ПСС/ получили 35,2% голосов, салафитская партия «Ан-Нур» - 27%. По результатам двух первых фаз выборов обе эти партии набрали 65% голосов.

21 января были объявлены официальные итоги выборов. ПСС заняла первое место с 47% голосов /235 мест в 498-местной нижней палате парламента/, «Ан-Нур» - 24% /121 место/, либеральная пария «Аль-Вафд» - 9 %. Хозяев еще 10 мест назначил маршал Тантауи. Среди них – пять представителей коптской общины.

Ранее, 16 января, ППС объявила, что спикером нижней палаты египетского парламента будет ее генеральный секретарь 59-летний Саад аль-Кататни. Этот бывший преподаватель микробиологии в университете Миньи имеет репутацию истового верующего. Подтверждение тому – постоянное присутствие «модного» среди исламистов знака «зебиба» на его лице /достигается путем многократно повторяемых касаний лбом молельного коврика/. С 1984 по 1993гг. возглавлял профсоюз научных работников и параллельно поднимался во властной иерархии «Братьев-мусульман», став в 2005г. членом Исполнительного бюро организации и ее официальным представителем.

Новый парламент АРЕ назначит комиссию, которая подготовит текст нового основного закона страны. Президентские выборы в Египте должны пройти до 1 июля с.г., после чего армия должна передать власть гражданским.

Тем временем уточняется список кандидатов на пост президента АРЕ. Как объявил 14 января бывший глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи, он отказался от идеи баллотироваться на предстоящих выборах. «Моя совесть не позволяет мне выставлять мою кандидатуру на президентских выборах, либо на любой другой официальный пост, пока в стране нет настоящей демократии», - заявил он. М. эль-Барадеи выразил убежденность в том, что прежний режим с уходом Мубарака «остался на месте». В настоящее время верховную власть в АРЕ осуществляет Высший совет Вооруженных сил во главе с маршалом Хусейном Тантауи, который при Мубараке в течение 20 лет занимал пост министра обороны.

Впрочем, уже 27 января М. эль-Барадеи дал понять, что не собирается уходить из большой политики. В тот день он предложил новую «дорожную карту» для вывода Египта из кризиса.

Что касается «Братьев-мусульман», то их лидер Мохаммед Бади 26 января заявил, что они не будут выставлять своего кандидата на президентских выборах. Он также сообщил, что эта организация не поддержит ни бывшего «брата» Абдельмонейма Абуль-Футуха, объявившего о президентских амбициях, «ни любого другого кандидата, апеллирующего к исламу».

Среди уже известных кандидатов на избрание кроме уже упомянутого Абуль-Футуха значатся бывший глава Лиги арабских государств Амр Муса, последний премьер-министр эпохи Мубарака Ахмад Шафик, лидер салафитов Хазем Салах Абу Исмаил, насерист Хамдин Саббахи и независимый исламист Салим аль-Авва. Новые кандидаты могут заявить о своих амбициях до 15 апреля.

13 января находившийся в Каире бывший президент США Джимми Картер предупредил, что египетская армия, возглавившая страну после ухода Мубарака, стремится сохранить за собой определенные властные полномочия после президентских выборов. Такой вывод, по его словам, он сделал в ходе встреч с представителями Высшего совета Вооруженных сил.

В течение января на фоне очевидной победы на парламентских выборах «Братья-мусульмане» всеми силами давали понять о своей готовности прийти во власть и при этом меньше заниматься пропагандой исламизма, а больше – политикой. Пока они пытаются разыгрывать образ умеренной партии, но размытость их программы позволяет в случае необходимости резко стать радикальной, тем боле что им в затылок дышат салафиты. В нижней палате парламента они должны получить 47% мест из 498, однако они не смогли получить абсолютное парламентское большинство, что заведомо предполагает их альянс с некоторыми другими партиями.

Как официальное признание их победы можно расценивать состоявшуюся в Каире встречу между руководством ПСС и заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом – первую подобного уровня. Согласно коммюнике ПСС по итогам встречи, на ней Бернс заявил «о готовности его страны оказать помощь переживающей кризис экономике Египта».

23 января армия передала полномочия законодательной власти новому парламенту.

В январе продолжился судебный процесс над бывшим президентом АРЕ Хосни Мубараком – бесстыдное и бессмысленное издевательство над больным и очень пожилым человеком, фактически добровольно отказавшимся от власти. В связи с выдвинутым против него обвинением в причастности к гибели участников массовых манифестаций в феврале 2011г. прокуратура потребовала приговорить его к смертной казни. Аналогичные наказания грозят бывшему главе МВД Хабибу аль-Адли и еще шести бывшим высокопоставленным офицерам службы безопасности.

Прокурор также потребовал «максимального наказания» для сыновей Хосни Мубарака – Алаа и Гамаля, которые вместе с отцом обвиняются в коррупции. Максимальное наказание по соответствующей статье египетского уголовного кодекса – 15 лет тюрьмы. Ранее Гамаль рассматривался как возможный преемник своего отца на посту президента АРЕ.

22 января в ходе процесса над Хосни Мубараков к интересной процедурной уловке прибегнул его адвокат Фарид ад-Диб. По словам представителя защиты, его клиент остается президентом Египта, так как лично не написал заявление об отставке – как это предусмотрено конституцией, и поэтому не может быть судим в обычном суде. Поэтому, полагал он, его дело должен рассматривать «специальный суд». Ранее Ф. ад-Диб в качестве аргумента о невозможности рассмотрения дела Мубарака в гражданском суде указывал на военные корни бывшего главы государства.

Напомним, что египтяне узнали об отставке Мубарака 11 февраля 2011г. из краткого телевизионного заявления вице-президента АРЕ Омара Сулеймана. «Учитывая сложную ситуацию, в которой оказалась страна, президент Хосни Мубарак принял решение оставить пост президента республики и поручил заниматься ведением дел страны Высшему совету Вооруженных сил», - говорилось в том заявлении.

15 января стало известно, что Египет потерял взамен на свободу от «тирана» Мубарака. Как сообщил министр туризма АРЕ Мунир Фахри Абдель Нур, доходы страны от туризма в 2011г. снизились на 30% по сравнению с 2010г. В абсолютных цифрах – Египет получил 8,8 млрд долларов вместо 12,5 млрд годом ранее. И, как представляется, это только начало процесса оттока иностранных туристов. Как признал министр, снижение показателей отрасли связано в первую очередь с ухудшением ситуации в стране в плане безопасности. В то же время второй по значимости источник доходов Египта – Суэцкий канал – в 2011г. принес 5,2 млрд долларов, что на 456 млн долларов превысило показатель 2010года. Однако это увеличение было получено за счет роста стоимости прохода через канал: в 2011г. через него проследовали 17799 судов, в то время как годом ранее – 17993. В целом, из-за кризиса 2011г. валютные запасы Египта сократились с 38 до 18 млрд долларов.

16 января фактический глава Египта маршал Х. Тантауи совершил свой первый государственный визит в этом качестве. Для этого визита он выбрал Ливию – еще одну страну, где «революция» смела прежний режим. Как было объявлено в Каире, целью визита было обсуждение проектов восстановления Ливии, опустошенной 8-месячным конфликтом, а также вопросов, связанных с судьбой ливийских инвестиций в Египте. Предполагалось также подписать соглашение о возвращении египетских рабочих в Ливию и их правах там.

18 января в Каире прошли переговоры между главой Высшего совета Вооруженных сил Египта маршалом Х.Тантауи и министром обороны Ирака Саадуном ад-Дулайми. Как было объявлено в столице АРЕ, в ходе переговоров обсуждались вопросы «развития военных связей между двумя странами, и в частности, подготовки иракских офицеров в военных училищах Египта и обмена опытом военного строительства». Обсуждались также проблемы «региональных и международных усилий по обеспечению стабильности Ирака». На встрече с египетской стороны присутствовали также начальник Генштаба египетской армии генерал Сами Аннан, а также несколько генералов из состава руководящего страной Высшего совета Вооруженных сил.

24 января впервые проявившаяся месяцев ранее экстремистская группа «Ансар аль-Джихад на Синайском полуострове» объявила, что присоединяется к «Аль-Каиде». Одновременно ее боевики принесли присягу на верность главарю «Аль-Каиды» Айману аз-Завахири. Одно только появление этой группы может нанести очередной удар по туристической отрасли Египта, и так переживающей не лучшие времена.

В течение января Египет вел переговоры с МВФ с тем, чтобы добиться от него выделения кредита в 3,2 млрд долларов, необходимых для поддержания экономики, в наибольшей степени пострадавшей в результате «революции» 2011 года. Согласно официальным данным, Египет завершил 2011г. с бюджетным дефицитом в 24 млрд долларов /8,7% его ВВП/, дефицитом торгового баланса в 16 млрд долларов.

Кризис в экономике привел к тому, что во второй декаде января Египет впервые за многие годы столкнулся с проблемой нехватки бензина. Как по команде в ряде городов страны возникли очереди на бензоколонках, вылившиеся в стычки между различными группами населения. Кризис во многом был связан со все большей неспособностью государства дотировать низкие цены на бензин и основные продукты питания.

В целом, ближайшее будущее Египта будет определяться не столько политиками, сколько его экономическим положением. И в случае его резкого ухудшения – а все предпосылки для этого имеются - новые власти страны могут поддаться искушению заняться поиском внешних врагов, что сделает Египет опасным для его соседей.

Что касается отказа «Братьев-мусульман» выставлять своего кандидата на президентских выборах, то, как представляется, они уже знают, кто будет президентом, и достигли с военными соответствующего соглашения о разделении властных полномочий.

Начало