Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Судан-Южный Судан: проблемы распределения выручки от экспорта нефти

А.А.Быстров

Суданский президент О.аль-Башир призвал правительство Южного Судана «сделать все возможное для того, чтобы в скором времени достигнуть соглашения по вопросам безопасности». «Если руководство Южного Судана возьмет на себя обязательство прекратить поддержку вооруженных групп в Голубом Ниле и Южном Кордофане, то решение остальных проблем (демаркация границ, нефтяной вопрос, статус граждан и групп-авт.) взаимоотношений между нашими странами придет очень быстро», - заявил суданский лидер на торжественной церемонии открытия сессии нового парламента.

Таким образом, основной темой для обсуждения, по оценке суданского руководства, становится вопрос безопасности. А если проще – взаимный отказ от поддержки повстанцев на территории сопредельных государств. Переговоры в Аддис-Абебе на эту тему, которые проходили в марте-апреле с.г., окончились подписанием промежуточного соглашения между сторонами. Его торжественная ратификация президентами Судана и Южного Судана должна была состояться в Джубе в начале апреля с.г., но была сорвана южносуданцами (а вернее частью правящей элиты во главе с президентом С.Кииром) путем организации масштабной вооруженной провокации в нефтеносном районе Хедлиг. Последний, заметим, по всем международно признанным решениям арбитражного суда в Стокгольме, принадлежит Судану. Таким образом, можно констатировать, что «антихартумские» повстанческие группировки и их спонсоры из политбюро Суданского народно-освободительного движения (СНОД) ведут самостоятельную политику без оглядки на правительство и значительную часть того же политбюро.

Попробуем не согласиться с суданским лидером в отношении приоритетов «по договоренностям». Представляется, что в основе всего кризиса лежит именно тема раздела выручки от нефтяного экспорта. Это основной (98%) доход южносуданской казны, а значит и главный источник незаконного обогащения местной элиты. А если еще точнее – близкого окружения самого С.Киира. И совсем не случайно во время последних дебатов в южносуданском парламенте по «закону о прозрачности нефтяных контрактов» сторонники С.Киира жестко отказались его принимать «по вопросам национальной безопасности». В рамках указанного законопроекта предполагалось сделать контракты открытыми для средств массовой информации, что позволило бы «каждому жителю страны воочию наблюдать, сколько нефтедолларов получает бюджет». Этот законопроект был жестко отклонен. Мотивировка – «нанесение ущерба национальной безопасности со стороны сопредельной страны». Намек на Хартум более чем «прозрачный». То есть Джуба не желает, чтобы Хартум был в курсе дела по нефтяным контрактам. Хотя совершенно непонятно, как это может повлиять на вопросы национальной безопасности. Зато совершенно очевидно, что воровать в таких условиях было бы затруднительно.

Судан в свою очередь начинает все более активно искать альтернативные пути пополнения бюджета. С учетом резкого (более чем в три раза) падения поступлений от экспорта нефти после разделения страны, перед суданским руководством встал вопрос о привлечении дополнительных инвестиций в область сельского хозяйства. В условиях экономических санкций единственным вариантом сделать это было обращение за помощью к монархиям Персидского залива. Ипервый контракт, судя по всему, уже состоялся. По-своему он беспрецедентный: Хартум передает в пользование Саудовской Аравии более 2 млн акров земли в районе Порт-Судана для возведения там сельскохозяйственных ферм. При этом на этой территории не действует суданское законодательство, а инвесторы освобождены от всех видов налогообложения. Подразумевается, что уже через два года Судан сможет экспортировать в КСА до 75% необходимого зерна, мяса, масла и т.п. Таким образом, саудовцы взяли четкий курс на создание новых и альтернативных от сегодняшних источников обеспечения продовольственной безопасности. Сейчас указанная продукция в КСА идет в основном из США, Индии и Австралии. Для суданской экономики это спасение, поскольку в состоянии серьезно снизить цены на продовольствие в стране, а в перспективе – и решить и продовольственную проблему. Возникает вопрос и о «нецелевом» использовании указанных территорий, а если еще яснее – о создании на них возможных анклавов по распространению саудовского влияния в регионе. Эта обычная практика Эр-Рияда, особенно с учетом развернувшейся сейчас в суданском парламенте баталий по вопросу принятия законов шариата в качестве единственной конституции страны.

Начало