Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Алжире: июнь 2012 г.

В.В.Куделев

Из-за географической близости и стремления играть ключевую роль в регионе Алжир в июне оказался так или иначе втянутым в события в соседнем Мали, северную часть которого к тому времени контролировали несколько исламистских группировок, включая «Аль-Каиду в странах исламского Магриба» /АКМ/, а также повстанческая группировка туарегов Национальное движение освобождения Азавада /НДОА/.

С начала конфликта в Мали Алжир выступал за невмешательство во внутренние дела этой страны, одновременно заявляя приверженность принципу ее территориальной целостности. Тем не менее он вел постоянные консультации по малийской проблематике как со странами региона, так и с Францией и США. Напомним, в заложниках у различных исламистских группировок в Мали находятся 19 иностранцев, в том числе 6 французов и 7 алжирцев.

12 июня действующее в зоне Сахеля Движение за единство и джихад в Западной Африке /ДЕДЗА/, боевики которого захватили 5 апреля в малийском городе Гао в заложники семерых работников алжирского консульства, объявило о «возобновлении» переговоров с некими посредниками об освобождении 10-ти заложников, трех европейцев и семи алжирцев. В мае ДЕДЗА пригрозило расправиться с одним из европейцев – испанцем в случае невыполнения его требований. Главные из них – выплата выкупа в 30 млн евро и освобождение нескольких боевиков, арестованных в Мавритании.

13 июня в Алжире побывал временный премьер-министр Мали Шейх Модибо Диарра. В тот же день его принял президент АНДР Абдельазиз Бутефлика. По словам Диарры, цель его визита – «попытаться найти решения проблем Мали». Среди алжирских официальных лиц на встрече с Диаррой был замечен министр-делегат при министерстве национальной обороны Абдельмалек Гуэназия.

Из событий на антитеррористическом «фронте» следует отметить сообщения алжирских СМИ от 6 июня, согласно которым силам безопасности удалось уничтожить в Кабилии 6 боевиков АКМ, в том числе 3 – в Тизи-Узу, главном городе региона. Там боевиков нейтрализовали после того, как они приобрели медикаменты в одной из аптек. Трое других боевиков были уничтожены в ходе операции по прочесыванию местности в лестном массиве Якунен в 60 км к западу от Тизи-Узу. Там, по данным газеты «Аль-Ватан», появилось крупное бандформирование АКМ.

Днем ранее шеф алжирской полиции генерал Абдельгани Хамель в интервью газете «Эль-Хабар» признал, что «террористическая угроза» присутствует во всех без исключения регионах Алжира. В этой связи он поставил задачу своим подчиненным больше внимания уделять превентивной работе.

9 июня в Тунисе предстали перед судом по обвинению в предумышленном убийстве в мае 2011 года двух тунисских офицеров двое ливийцев, ранее повоевавших в составе бандформирований АКМ в Алжире. Сначала процесс над Хафезом Дабаа и Набилем Юсефом проходил в городе Кеф на северо-западе Туниса, затем боевиками занялся военный трибунал Туниса. Наследить в Тунисе они успели по дороге, возвращаясь из Алжира в Ливию.

29 июня ДЕДЗА распространило коммюнике, в котором взяло на себя ответственность за совершенный ранее в тот же день теракт против штаба регионального командования жандармерии в центре города Уаргла на юге Алжира. Как сообщалось в этом коммюнике, подписанном «официальным» представителем движения Аднаном Абу Валидом Сахрауи, «атаку против штаба жандармерии в Уаргле исполнил молодой алжирец – уроженец этого города». «Ячейки алжирского подразделения ДЕДЗА смогли быстро наказать алжирские власти», - констатировалось в нем. Там же сообщалось, что в использованной для совершения теракта «Тойоте» находилось 1300 кг взрывчатки, и «алжирские спецслужбы не смогли помешать теракту».

Похоже, что теракт все же не принес исламистам ожидавшихся результатов. В результате взрыва погиб 1 жандарм, трое получили ранения. Похоже, все они несли службы на въездном КПП и своей бдительностью спасли десятки, если не сотни людей.

Интересная деталь. По версии представителя ДЕДЗА, Алжир якобы вынудил малийских туарегов из сепаратистского и светского НДОА начать боевые действия против его движения в северных районах Мали. Двумя днями ранее формирования исламистов выбили боевиков НДОА из малийского городка Гао. В ходе боев погибли по меньшей мере 20 человек. Тяжелые ранения получил один из полевых командиров НДОА Билаль аг Ашериф, который был эвакуирован в Буркина-Фасо, которая пытается выступать в роли посредника между Бамако и туарегами. Эвакуация Ашерифа была выполнена с помощью буркинийского вертолета.

Взятие Гао во многом стало возможным благодаря тому, что на помощь исламистам из ДЕДЗА и АКМ пришли их многочисленные и хорошо подготовленные в военном отношении алжирские единомышленники. Их легко было отличить от туарегов и малийцев по более светлому цвету кожи и афганской одежде. По свидетельствам очевидцев, подкрепления из Алжира прибыли на абсолютно новеньких пикапах. Там же, в Гао, еще раньше оказался один из наиболее известных полевых командиров АКМ Мохтар Бельмохтар, а также главарь группировки туарегов-исламистов «Ансар ад-дин» Айяд аг Гали.

В июне в Алжире завершились два «шпионских» судебных процесса. 4 июня уголовный суд столицы АНДР приговорил алжирца Скандера Сенани к 4 годам тюрьмы по обвинению в «шпионаже в пользу агентов иностранной державы, нанесении ущерба военным, дипломатическим и экономическим интересам Алжира». Ранее Сенани в течение двух лет работал в Ливии по контракту на Ханнибала Каддафи, одного из сыновей Муамара Кадафи. Затем он вернулся на родину, где был арестован 7 мая 2010 года, то есть еще задолго до войны в Ливии. Его обвинили в передаче «секретной и чувствительной» информации о представителях руководства Ливии французским и швейцарским дипломатам. Сенани признал факт контактов с сотрудниками посольств двух стран, равно как то, что переданную информацию он скрыл от алжирских властей. Свои действия он объяснил стремлением отомстить Ханнибалу за нанесенные ему оскорбления.

Что касается известного своим буйным нравом Ханнибала, то он с 29 августа 2011 г. вместе с братом Мохаммедом, сестрой Аишей и матерью Сафийей пользуется убежищем, предоставленным им Алжиром.

Достаточно странный судебный процесс завершился в Алжире 11 июня. В тот день уголовный суд столицы страны приговорил заочно к 20 годам тюрьмы по обвинению в шпионаже алжирского психолога, эксперта по вопросам борьбы с терроризмом, одно время работавшего в Ираке. Удивительно, что Нуреддин Бензиан уже был осужден по этому же делу на 4 года тюрьмы 1 февраля 2009 г. Он провел в тюрьме 2 года, поскольку ему зачли 2 года, проведенные в ожидании вердикта в предварительном заключении. Затем начались странности. Сначала Верховный суд по апелляциям защиты и прокуратуры аннулировал первый приговор несмотря на то, что он был реализован. Затем он решил, что дело должно быть пересмотрено. В результате Бензиан получил еще 20 лет. Но, судя по всему, психолог не стал дожидаться второго приговора – процесс прошел в отсутствие как обвиняемого, скрывшегося во Франции, так и его адвокатов.

По данным следствия, в середине прошлого десятилетия Бензиан во главе международной группы психологов отправился в Ирак с целью реабилитации детей, ставших свидетелями насилия. В районе Мосула /350 км к северу от Багдада/ он якобы обнаружил лагерь по подготовке боевиков-смертников разных национальностей. В ходе следствия Бензиан утверждал, что эти смертники готовились для совершения терактов вне Ирака. Он признал, что направлял из Ирака письма в адрес диппредставительств ряда стран в Алжире с тем, чтобы сообщить им информацию об их гражданах в этом лагере. По его словам, он делал это с целью предотвратить возможные теракты, планировавшиеся террористами.

Еще одно многозначительное событие от 29 июня имело место в Алжире. Там бывшие члены Высшего государственного совета /ВГС/, правившего Алжиром после смещения президента Шадли Бенджедида в начале 1992 г., пришли к могиле Мохаммеда Будиафа, главы ВГС, убитого 20 лет назад. Среди посетителей кладбища были замечены бывший министр обороны и член ВГС отставной генерал Халед Неззар, бывший член ВГС Али Харун, бывший советник президента Бутефлики отставной генерал Мохаммед Туати, бывший премьер Реда Малек, а также пять действующих генералов. Кроме титулованных особ на неофициальную церемонию пришло много молодежи. Никаких официальных мероприятий по этому поводу не проводилось.

Будиаф, имевший репутацию неподкупного алжирского Че Гевары, возглавил Алжир по просьбе военных в самый сложный период новейшей истории этой страны, и всего за шесть месяцев успел сделать очень многое для нее. Кто заказал его убийство – до сих пор неизвестно. Власти придерживаются удобной для них версии стрелка-одиночника. Семья и друзья покойного не верят в нее.

Из экономических новостей месяца следует отметить приговор, вынесенный судом Алжира бывшему представителю руководства компании «Альжери Телеком» Мохаммеду Бухари и алжиро-люксембуржскому предпринимателю Шами Мадждубу. Они получили по 18 лет тюрьмы строгого режима и по 50 тысяч евро штрафа каждый по обвинению в коррупции, а более конкретно – во взяточничестве. Кроме того, их обвинили в сомнительных сделках и отмывании денег в ущерб «Альжери Телеком», которые были совершены в период с 2003 по 2006 гг.

В ходе процесса прокурор требовал осудить обвиняемых на 10 лет тюрьмы каждого. Кроме того, он требовал приговорить к штрафу в 10 тыс. евро каждого из трех китайцев – работников китайских компаний ZTE Algerie и HUAWEI Algerie. Но это требование не было удовлетворено, поскольку граждане КНР уже покинули Алжир. Согласно следствию, двое осужденных получили в Люксембурге крупные взятки за совершение сомнительных сделок между «Альжери Телеком» и китайскими компаниями.

1 июня французская группа «Рено» объявила, что подписала с алжирскими властями рамочное соглашение о строительстве сборочного предприятия компании в Алжире. Окончательный проект текста соглашения должен появиться в ближайшее время. В регионе Северной Африки компания «Рено» уже имеет один сборочный завод – в марокканском Танжере. Его продукция предназначена главным образом на экспорт. Согласно французской «Фигаро», в Алжире будет собираться самая продаваемая в АНДР модель «Рено» - Symbol. Пока стороны не договорились о месте нахождения завода. Алжир предлагает портовый город Джиджелли в 350 к востоку от столицы АНДР, в то время как «Рено» хотела бы «посадить» завод в одном из пригородов Алжира, где, по ее оценке, будет проще подобрать квалифицированную рабочую силу. Еще один пункт, по которому стороны пока не договорились – объемы производства. Алжирские власти хотели бы видеть этот завод более мощным, нежели предлагают французы.

В целом, несмотря на декларированный нейтралитет по отношению к событиям в Мали, представляется, что именно Алжир может быть призван сыграть решающую роль в деле стабилизации обстановки в соседней стране. И это понятно – ведь АКМ и вышедшее из нее ДЕДЗА исторически имеют алжирские «корни».

Начало