Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Мали: туареги, исламисты и западные нефтяные компании

А.А.Быстров

Как мы и предполагали, ситуация в Мали постепенно нормализуется. Туареги не планируют расширять зону своего присутствия, что в принципе было очевидным еще до опубликования официального коммюнике Движения за освобождение Азавада (ДЗОА). Вряд ли туареги очень желают вторгаться на территорию своего нетрадиционного проживания и тем самым вызывать новую вспышку критики со стороны Афросоюза (АС), а также недоверие со стороны европейцев.

Руководители ДЗОА четко обозначили свои требования и основные принципы построения своей будущей государственности. Вопрос сейчас в том, какой конкретно формат последняя будет иметь. Это может быть конфедераця, автономия с широкими правами в составе Мали, либо отдельное государство. Собственно последний вариант и вызывает особенное противодействие не сколько Евросоюза, сколько АС. Принципиальной позицией последнего является консервация всех сепаратистских тенденций на континенте в любых их проявлениях. То есть, если «на пальцах» – руководство Афросоюза официально будет осуждать любой призыв или действия к изменению уже существующих государственных границ, но при этом (как в случае с анклавами на территории бывшего Сомали) никаких санкций в отношении них вводить не будет.

Руководители ДЗОА постарались снять два основных вопроса, которые тревожат европейцев. Это тема активизации «Аль-Каиды Исламского Магриба» (АКИМ) на территории Азавада и соответственно радикализации всего региона Сахеля. И второй – это собственно раскол Мали, что может вызвать ожесточенную гражданскую войну и, как следствие, общую дестабилизацию и без того неспокойного региона.

Что касается АКИМ, то туареги давно и четко дали понять, что они готовы прекратить действия исламистов в подконтрольном им районе в случае «благоприятной реакции» ЕС на их требования о «широкой автономии или государственности». Кроме того, ДЗОА было обещано европейцам преимущественное право на получение концессий по разведке и добыче природных ископаемых. Туареги свое обещание сдержали.

По крайне мере, ДЗОА гарантировало итальянским компаниям в т.ч. ЭНИ «безопасность и преимущественное право» в продолжение работ по разведке и эксплуатации нефтяных месторождений в районе Тауденни. Указанные работы на блоке 4 были прекращены европейцами в феврале с.г. в связи с восстанием туарегов. Напомним, что тем самым ДЗОА фактически подтвердило все обязательства, которые выдал итальянским компаниям арестованный сейчас военными премьер-министр страны Марианн Сидибе.

Одновременно с итальянскими компаниями ДЗОА дало необходимые гарантии на возвращение в регион Тауденни канадской компании «Симба Энерджи», которая ведет разведку на блоке 3. На блоке 1 в том же регионе возобновят работы компания «Петроплюс ЛТД», которой владеют француз В.Мекле и гражданин Анголы С.Дос Сантос. Это означает, что западные компании возвращаются в регион под гарантии безопасности от ДЗОА. В самое ближайшее время станет ясно, насколько эти гарантии эффективны. Представляется, что какие-то эксцессы будут происходить, но, по всей видимости, они будут довольно быстро локализованы силами ДЗОА. То есть тем самым будет серьезно нарушена схема захвата и выкупа европейских заложников в регионе, которая была организована алжирцами из АКИМ. Очень сомнительно, что у АКИМ есть военные возможности для того, что силой заставить туарегов продолжить практику захватов заложников. Ранее для этого ими нанимались группы из числа туарегов.

Руководство ДЗОА при этом настроена закончить эту практику, так как она несовместима с его планами по привлечению в регион долгосрочных инвестиций. Это кардинальная смена тактики туарегов, которые раньше не имели никаких контактов с западными нефтяными компаниями. Такая трансформация обусловлена в первую очередь ливийскими событиями и приходом в регион туарегов из ливийских силовых структур, которые остались «без работы» после свержения режима Каддафи. Теперь они рассчитывают только на себя, а для этого им необходимы долгосрочные инвестиции в сырьевой сектор со стороны западных стран.

ДЗОА в настоящее время контролирует половину Мали, и у центрального правительства нет достаточной военной силы для того, чтобы воспрепятствовать центробежным тенденциям. Одновременно проясняются некоторые моменты, которые побудили военных решиться на путч. По данным некоторых экспертов, это было связано с достижением консенсуса между президентом А.Туре и блоком оппозиционных партий по вопросу вступления в переговорный процесс с ДЗОА с целью определения административного формата будущего мирного сосуществования. То есть малийская элита «созрела» для того, чтобы вести с ДЗОА переговоры о фактическом отделении и образовании «независимого государства туарегов».

Начало