Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О ситуации в Йемене

П.П.Рябов

Раскрытие «широкомасштабного заговора по организации теракта в отношении американского гражданского лайнера» в Йемене преследовало ряд целей. Про доказательство своей «нужности», и что более важно – «эффективности работы» со стороны руководства спецслужб уже говорилось. Помимо этого есть еще несколько очень важных моментов. Провокация с организацией теракта (а это является классической провокацией, что в принципе разрешено законодательством США и с удовольствием используется спецслужбами), безусловно, вписывается в финальную стадию предвыборной президентской кампании.

Но есть еще два очень важных нюанса.

Первый – это то, что удачная операция по противодействию попыткам джихадистов совершить террористический акт против американских целей в настоящее время, жизненно важна той части военного американского командования и Госдепартамента США, которая ориентирована на усиление присутствия США на Аравийском полуострове. В качестве «законного предлога» на первых ролях естественно иранская угроза, но и экспансия исламистских радикалов тоже играет важную роль. Пентагон, несмотря на невнятную реакцию нынешнего йеменского президента А. Хади (ни «да», ни «нет») на его просьбу о направлении дополнительного контингента американских военнослужащих в Йемен, «тихой сапой» это присутствие ударными темпами наращивает. Мы уже говорили о дислокации американского спецназа на о.Сокотра. На днях американский контингент высадился на военной базе радиолокационной разведки Аназ, которая была построена еще во времена Советского Союза. Как предполагается, военнослужащие США будут задействовать базу по прямому назначению, как минимум, примерно 2-3 года. Безусловно, что указанные действия полностью укладываются в схему дополнительного размещения американских БПЛА в Йемене и расширения радиуса их действий до Африканского Рога. Это предусматривается очень дорогостоящей программой Пентагона, которая в прошлом году была одобрена Белым Домом и Конгрессом США.

В этой связи моменты, которые иллюстрируют активность «Аль-Каиды» в этом регионе, «играют» исключительно на интересы этой части Пентагона.

Второй. Операция по разоблачению преступных намерений в отношении американского лайнера, который хотели, как выяснилось, взорвать «в принципе» и без конкретики, безусловно, играет в пользу семьи бывшего йеменского президента А.А.Салеха, чей сын Ахмед продолжает руководить элитными подразделениями сил безопасности. Американцы поставили гарантии сохранения этого поста за ним как одно из основных условий своей поддержки реформ политической системы в стране. Продолжение практики опоры на Ахмеда и подчиненные ему подразделения – это не просто объективный выбор, но и сохранение в целости всей той системы помощи, снабжения оружием и боеприпасами, тренировки личного состава, за которой стоят, делают карьеру и осваивают бюджет вполне конкретные люди в Пентагоне и Госдепартаменте США.

А Ахмед в настоящее время по указанию своего отца начал операции по передаче оружия и боеприпасов проирански настроенным повстанцам-хаусистам. Кроме того, инструкторы из подчиненных ему сил безопасности начали курс тренинга хаусистов в ряде лагерей на территории провинции Саада. Не будем спешить обвинять Салеха в том, что он «продался» Тегерану, хотя конечно его связи с иранцами укрепились за последнее время. В частности, президент Хади своим распоряжением недавно запретил части близких к Салеху бывших министров выезжать на конференцию «Хизбаллы» в Бейрут. В данном случае Салех решает вопрос по стимулированию еще одного (помимо Абъяна) постоянно действующего очага дестабилизации на севере страны и противодействия руками хаусистов партии «Ислах», чье племенное ополчение сейчас сражается с ними в северных провинциях Йемена.

Тегеран тем временем серьезно укрепляет свои позиции в стране. Это поддержка финансами, в первую очередь, хаусистов через их представителя в ФРГ Яхью Хауси. Помимо этого началась экспансия иранского влияния в разных частях Йемена. Для этого используется практика назначения представителей «из местных» в населенных пунктах и деревнях и создание прообразов ячеек будущей партии, в которую помимо хаусистов войдут и часть бывшей правящей партии Всеобщего народного конгресса. В качестве организующей основы планируется использовать «Хизб Аль-Умма», хотя не исключено, что этот будет блок партий. В перспективе – альянс с южнойеменскими руководителями. Естественно, что все это делается на щедрые финансовые пожертвования из Тегерана. С учетом того, что 100 долларов США для Йемена – это большие деньги, то общая сумма «спонсорской помощи» не так уж и велика. Одним из центров распространения проиранского влияния становится город Таиз и его окрестности, который всегда традиционно был негативно настроен к «Ислаху» и ее опоры в лице племенного образования Хашид.

Такая же картина наблюдается и на юге страны, где сторонники бывшего южнойеменского лидера С.аль-Бейта четко придерживаются «проиранской ориентации». Естественно, не бескорыстно. В их планах создание конфедерации или полное отделение. 26 мая с.г. южнойеменские лидеры должны собраться в Каире для выработки единой платформы по указанному вопросу. Сомнительно, что участники договорятся, поскольку очень сильный игрок в Южном Йемене в лице Али Насера Мухаммеда категорически против отделения. Он поддерживает центральную власть, т.к. ее возглавляет сейчас его давний сторонник и сподвижник А.Хади.

Начало