Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Марокко: май 2012 г.

В.В. Куделев

Перед началом нового туристического сезона марокканские власти предприняли повышенные меры безопасности в основных курортных центрах страны. Как сообщила 4 мая газета «Ахбар аль-Яум», только в Марракеше на площади Джамаа аль-Фна, где 28 апреля 2011 г. в результате теракта погибли 17 человек, были установлены 38 камер наружного наблюдения. Кроме того, на площади увеличено число мобильных патрулей полиции. Места, считаемые наиболее уязвимыми, контролируются агентами полиции в штатском.

Усилия марокканских властей объяснимы. Во многом из-за теракта в Марракеше в 2011 г. число туристов из Франции и Испании /они наиболее часто посещали Марокко/ сократилось на 5 и 29 процентов соответственно. Тем не менее 2011 год оказался позитивным для туристической отрасли Марокко. В прошлом году страну посетили свыше 9,34 млн туристов /в том числе около одной трети – марокканцы, проживающие за границей/, что на 1 процент превышает показатель 2010 года. Согласно оценкам, доходы от туризма в 2011 году составили 5,36 млрд евро.

5 мая МВД Марокко объявило о нейтрализации «террористической сети», действовавшей в нескольких городах страны и поддерживавшей связь с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКМ/. Как отмечалось в коммюнике МВД, руководство ликвидированной «сетью» осуществляя «влиятельный» активист террористической организации, именующей себя «Движение муджахидинов в Марокко» /ДММ/. Он «находился в национальном и международном розыске по обвинениям в причастности к ряду терактов и попыткам покушения на внутреннюю безопасность королевства».

По оценкам представителей марокканских спецслужб, малоизвестное в Марокко ДММ представляет собой «хорошо организованную и очень опасную структуру». По их данным, главарь разгромленной «сети» «поддерживал связи с международными террористическими организациями, он сумел организовать ввоз в Марокко большой партии оружия и взрывчатки с целью организации террористических актов». В коммюнике сообщалось, что участники этой «сети» в ближайшее время предстанут перед судом.

3 мая, по случаю Международного дня прессы, Национальный профсоюз марокканской прессы /НПМП/ выступил с ежегодным докладом о положении СМИ, ставящим под сомнение проводимую в Марокко демократизацию «сверху». В нем подчеркивалось, что «никакое демократическое развитие не может быть реализовано в отсутствие свободной прессы и независимых СМИ». В документе, в частности, перечислены факты нарушений принципа свободы прессы, случаи нападений на журналистов, исполнявших свои обязанности. НПМП призвал к пересмотру функций «титульного министерства» /министерства информации – прим.авт./, заметив, что «контроль за журналистами, предприятиями и изданиями несовместим с понятием демократического общества».

Базирующаяся в Вашингтоне американская неправительственная организация Freedom House относит Марокко к числу стран, в которых «пресса не свободна».

8 мая король Мохаммед VI предпринял очередную попытку перехватить инициативу у марокканской «улицы». В тот день в присутствии премьер-министра Абдельиллы Бенкирана, министров и советников монарха он объявил об учреждении в Касабланке Верховной инстанции по национальному диалогу /ВИНД/, призванной провести «всеобъемлющую и глубокую» реформу системы юстиции /заметим: ВИНД была учреждена лишь после того, как пост министр юстиции под давлением обстоятельств был отдан представителю исламистской Партии справедливости и развития Мустафе Рамиду/. В состав ВИНД вошли 40 человек, в том числе «сам» Рамид, известные юристы, представители судейского корпуса, преподаватели права и эксперты.

Как напомнил монарх в выступлении на церемонии учреждения ВИНД, принятая в июле прошлого года новая конституция страны «гарантирует независимость юстиции от исполнительной и законодательной властей».

Пока нет ясности – появилась ли ВИНД как следствие очередной уступки исламистам, или ее возникновение стало следствием стремления дворца создать некую альтернативу ведомству Рамида. Скорее всего, речь все же идет о втором выборе, поскольку ранее объявлялось, что в рамках процесса пересмотра конституции юстиция «получит статус независимой ветви власти», которая, однако, будет зависеть от Верховного совета по юстиции, который возглавит монарх благодаря его статусу верховного предводителя верующих. В частности, в ходе реформы системы юстиции предусматривается «поднять уровень профессионализма и независимости /от кого?/ судей». В любом случае, «бой» за систему юстиции предстоит серьезный, поскольку правительство исламиста Бенкирана объявило одним из своих приоритетов реформу системы юстиции.

В мае дальнейшее развитие получила история со скандалом, связанным с решением министра информации и представителя ПСР Мустафы эль-Хальфи, ранее объявившего о запрете рекламы на двух государственных телеканалах азартных игр, об обязательной для них передаче пять раз в день воззваний к молитве, а также об увеличении времени, отводимого на передачи на арабском языке. В частности, 1-му национальному каналу «Аль-Ула» предписывалось 80 процентов эфирного времени вещать на арабском языке. Ранее преимущественно франкоязычному каналу 2М поручалось оставить под «иностранные языки» вещания 20 – 25 процентов эфирного времени.

Данные нормы должны были войти в силу начиная с 1 мая, однако, скорее всего, по распоряжению «с верху», их применение было отложено на неопределенный срок.

11 мая король Мохаммед VI снял с должности председателя Верховного совета аудиовизуальных СМИ Мохаммеда Газали, назначив на эту должность Амину Ламрини аль-Уахаби. Ранее эта инстанция одобрила меры, предложенные министром М.эль-Хальфи.

В мае несколько неординарных событий произошло на сахарском направлении марокканской политики. 17 мая правительство Марокко выступило с официальным коммюнике, согласно которому Рабат в одностороннем порядке заявил, что лишает доверия эмиссара ООН в Западной Сахаре Кристофера Росса. Согласно документу, последний принял ряд решений, которые в Рабате расценили как «предвзятые и невзвешенные». При этом не уточнялось, о каких решениях Росса шла речь.

Американец Кристофер Росс был назначен на пост эмиссара ООН в Западной Сахаре в январе 2009 года.

По оценке Росса, последний по времени раунд неформальных переговоров между Марокко и сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО, проведенный в марте с.г. близ Нью-Йорка, как и все предыдущие, не привел к какому-либо прогрессу. Тогда же он объявил о своем намерении посетить в середине мая с.г. регион Магриба, «включая расширенный визит на территорию Западной Сахары». Подобная терминология не исключала, что он посетит лагеря Фронта ПОЛИСАРИО близ алжирского города Тиндуф. До сих пор ни один из эмиссаров ООН в Западной Сахаре не бывал там, ограничивая свои поездки столицами Марокко, Алжира и Мавритании.

Еще одна возможная причина недовольства Рабата – в распространенном в апреле с.г. очередном докладе эмиссара ООН в Западной Сахаре Совету Безопасности ООН марокканские власти были подвергнуты критике за создание проблем наблюдателям из Миссии ООН в Западной Сахаре /МИНУРСО/.

Как известно, Рабат предлагает урегулировать проблему сахарских провинций путем предоставления им самой широкой автономии в рамках Марокко. Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО категорически отвергают это предложение и выступают за проведение под эгидой ООН референдума о самоопределении сахарских провинций.

В свою очередь Фронт ПОЛИСАРИО назвал решение Марокко «произвольным» и «необоснованным». Его руководство напомнило, что Совет Безопасности ООН в своей резолюции №2044 от 24 апреля «подтвердил полную поддержку Россу в его миссии, призванной содействовать переговорам между сторонами /конфликта/». Фронт ПОЛИСАРИО одновременно подтвердил «свое намерение продолжать поддержку миссии Росса». Он призвал Совбез принять «необходимые меры с тем, чтобы защитить авторитет ООН». Понятно, что поддержку Россу выразил также Алжир.

Резолюцией №2044 Совбез ООН продлил на год мандат МИНУРСО. Он также потребовал от Марокко «улучшить ситуацию с соблюдением прав человека» в сахарских провинциях, предложив создать независимый механизм по наблюдению за их соблюдением.

В третьей декаде мая интереснейшая интрига закрутилась при обсуждении в комиссии по иностранным делам, обороне, и делам марокканцев, проживающих за рубежом Палаты представителей /нижняя палата марокканского парламента/ проекта закона, подготовленного марокканскими военными. Депутаты выступили против положений статьи 7 проекта, представляющего военным и жандармам иммунитет от уголовного преследования за деяния, которые могут быть совершены при выполнении приказов старших начальников на национальной территории. Такая позиция депутатов объяснима – марокканская армия не раз использовалась в новейшей истории Марокко для подавления массовых выступлений населения, и при этом она не стеснялась в применяемых средствах.

В любом случае депутаты покусились на «святое» - ранее все вопросы, касавшиеся Королевских вооруженных сил, были табу для них, и всегда проходили на «ура». В частности, бюджет военного ведомства никогда не обсуждался, а принимался сразу.

Кроме указанного иммунитета проектом закона предусмотрена государственная защита военных, равно как и членов их семей, от угроз, клеветы и агрессии.

Пока что парламентские группы от трех партий предложили Национальному совету по правам человека сделать экспертную оценку этого проекта закона, поскольку его статья 7 может противоречить международному праву. Однако в любом случае можно утверждать, что то, в каком виде будет принят этот закон, лучше всего покажет, какую роль играет высшая военная иерархия во всех делах в Марокко.

27 мая свыше 60 тысяч жителей Касабланки вышли на первую демонстрацию протеста против правительства исламистов во главе с Бенкираном. Число ее участников поразило всех. Шествие было организовано двумя профобъединениями, близкими к оппозиционному Социалистическому союзу народных сил /ССНС/. Его участники протестовали против галопирующего роста безработицы и заметного снижения уровня жизни при правительстве исламистов, сформированном в январе с.г. Демократическая конфедерация труда и Демократическая федерация труда также настаивают на том, чтобы готовящийся закон о забастовках был либеральным, а не репрессивным. Главным лозунгом участников шествия стало «Бенкиран и Фуад Али эль-Химма /ближайший советник короля – прим.авт./ - две стороны одной монеты». К манифестации присоединились несколько сотен активистов протестного «Движения 20 февраля», родившегося на волне «арабской весны». В то же время в рядах ее участников не было исламистов.

Подобная протестная активность светской оппозиции в первую очередь на руку дворцу, который получил мощный инструмент воздействия на правительство Бенкирана, и теперь может заставить его стать более сговорчивым по ряду острых проблем.

Начало