Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (4-10 июня 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Египте. Ситуация в Сирии продолжает обостряться. В различных районах страны происходят ожесточенные вооруженные столкновения между правительственной армией и мятежниками. Политические партии Египта согласовали принципы формирования и деятельности Конституционной комиссии, которая должна будет подготовить новый основной закон страны.

Вооруженные столкновения меду правительственной армией и мятежниками в Сирии становятся все более ожесточенными. После того, как 4 июня представители сирийской вооруженной оппозиции заявили об отказе соблюдать перемирие и придерживаться плана урегулирования конфликта в стране, предложенного спецпредставителем ООН и ЛАГ по Сирии К. Аннаном, силы мятежников резко активизировали свои действия, в том числе теракты и диверсии. На прошедшей неделе наиболее крупные и ожесточенные боестолкновения происходили в провинциях Хама, Хомс, Идлиб, Алеппо, Латакия, Дейр-эз-Зор и в окрестностях Дамаска. Боестолкновения произошли 9-10 июня и в самой сирийской столице. Не прекращаются акты насилия в отношении гражданского населения, Так, 7 июня очередная кровавая расправа была совершена в селениях Эль-Кубейр и Маарзаф под Хама, где было убито 78 человек, в том числе женщины и дети. Власти и оппозиция обвинили друг друга в совершении этого преступления. По оценке К. Аннана, Сирия во все большей степени «втягивается в гражданскую войну».

6 июня президент Сирии Б. Асад назначил Р. Хиджаба новым премьер-министром страны, что вызвало недовольство оппозиции, так как ожидалось, что во главе правительства станет человек, не являющийся членом правящей партии Баас.

В Стамбуле 9 июня новым главой ведущей оппозиционной организа-ции – Сирийского национального совета (СНС) был избран А. Б. Сайда – активист курдского движения, проживающий в Швеции. А. Б. Сейда сообщил о намерении реформировать и реструктуризировать СНС. Ранее, 4 июня, также в Стамбуле было объявлено о создании т. н. «Сирийского повстанческого фронта», который будет координировать свою деятельность с ведущей вооруженной организацией оппозиции – Сирийской свободной армией.

События в Сирии остаются в центре международного внимания. США, ведущие страны Запада и аравийские монархии продолжают настаивать на незамедлительной отставке Б. Асада и ведут «подготовительные переговоры о смене политической власти» в Сирии. Спецпредставитель ООН и ЛАГ К. Аннан считает необходимым, чтобы мировое сообщество оказало более значимую поддержку его плану или разработало другой план, признав, что в нынешнем виде положения этого документа не выполняются. В то же время Совбез ООН 7 июня призвал к выполнению в полном объеме плана К. Аннана, а также резолюций Совета по Сирии, подтвердил решимость продолжать поддерживать работу Миссии ООН по наблюдению в САР. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что его страна не намерена вмешиваться во внутренние дела Сирии, так как «знает, что любой неосторожный шаг в сирийском кризисе может привести к региональной катастрофе».

На саммите в Пекине страны-члены ШОС подчеркнули «необходи-мость прекращения любых видов насилия на территории Сирии, откуда бы оно ни исходило» и выступили против иностранного военного вмешательства в САР, за мирное решение сирийской проблемы. У Китая «нет намерения защищать в Сирии кого-либо от кого-либо», заявил МИД КНР, а Пекин уважает «волю и выбор сирийского народа». Россия проводит интенсивные переговоры с зарубежными партнерами по ситуации в Сирии. Так, сообщается, что, по итогам двусторонних консультаций в Москве РФ и США нашли точки соприкосновения по сирийскому урегулированию. Министр иностранных дел России С. Лавров жестко заявил, что мандата Совбеза ООН на внешнюю интервенцию в Сирию не будет. По мнению С. Лаврова, необходимо оказывать давление на все стороны конфликта в САР, чтобы на основе плана Аннана прекратить насилие в стране. При этом Москва поддержит уход Б. Асада, но лишь в том случае, «если об этом договорятся сами сирийцы». Россия предложила созвать конференцию по Сирии с целью поддержки усилий по выполнению резолюций Совбеза ООН. В ее работе должны участвовать постоянные члены СБ ООН, соседи Сирии - Ирак, Ливан, Иордания, Турция, представители ЛАГ, Иран, Саудовская Аравия, ООН, которая «должна предоставить свой зонтик, рамку для такого мероприятия», и Евросоюз.

В ответ на высылку сирийских дипломатов, правительство САР 5 июня официально объявило о выдворении из страны руководителей дипмиссий Великобритании, Франции, США, Турции, Швейцарии, Испании и Италии.

Власти Сирии подписали соглашение о допуске на территорию страны девяти агентств ООН и семи международных неправительственных организаций с целью оказания гуманитарной помощи. Они получили доступ в четыре провинции страны – Идлиб, Дейр-эз-Зор, Хама и Деръа.

Перед предстоящим 16-17 июня вторым туром президентских выборов в Египте сохраняется сложная внутриполитическая обстановка. На минувшей неделе на каирской площади Ат-Тахрир не прекращались манифестации и митинги, участники которых требовали отстранить от участия в выборах главы государства А. Шафика – последнего премьер-министра при режиме Х. Мубарака. Митингующие также требовали смертной казни для Х. Мубарака и ужесточения приговоров другим сподвижникам бывшего президента.

В то же время политические силы Египта пришли к согласию относи-тельно принципов формирования и деятельности Конституционной комис-сии, которая должна будет разработать новый основной закон страны. На экстренном совещании представителей ведущих партий АРЕ было решено, что 37 проц членов комиссии будут представлены депутатами верхней и нижней палат парламента (16% – от Партии свободы и справедливости (ПСС, политическое крыло «Братьев-мусульман»), 7% – от консервативной исламистской партии «Ан-Нур», 5% – от либеральной партии «Вафд» и 9% – от других парламентских партийных групп). Остальные места должны занять специалисты в области конституционного права, представители религиозных институтов, профсоюзов, молодежных революционных организаций и женских общественных комитетов. В комиссию также войдут по одному представителю от полиции и армии, и министр юстиции Египта. Обе палаты парламента соберутся на совместное заседание 12 июня, чтобы выбрать членов Конституционной комиссии.

Исламист А. М. Абу аль-Футух, занявший в первом туре президентских выборов четвертое место, призвал своих сторонников голосовать во втором туре за кандидата ПСС М. Мурси.

10 июля в Ливии было официально объявлено, что выборы депутатов Учредительной ассамблеи, первоначально назначенные на 19 июня, «по техническим и организационным причинам» перенесены на 7 июля. Тем временем ситуация в стране остается нестабильной. 4 июня боевики из г. Тархуна (80 км к южнее Триполи) предприняли попытку захвата столичного аэропорта. 6 июня рядом с консульством США в Бенгази взорвалась самодельная бомба. 9 июня вновь вспыхнули вооруженные столкновения между вооруженными формированиями племени тубу и правительственными силами в районе Куфра на юго-западе страны недалеко от границы с Суданом и Чадом. Положение дел в нынешней Ливии вызывает все больше вопросов в Европе и США. Здесь все чаще спрашивают себя: «Кому мы помогали в свержении режима Каддафи?»

Россия заявила, что будет принимать самые решительные меры, включая использование политических рычагов, в связи с вынесением ливийским судом жестких приговоров в отношении граждан РФ, Украины и Белоруссии. Аналогичные заявления прозвучали в Киеве и Минске.

7 июня Судан и Южный Судан прервали переговоры по спорным пограничным вопросам и проблемам безопасности. Стороны и не смогли договориться о создании демилитаризованной зоны, для предотвращения пограничных конфликтов в приграничной зоне между двумя государствами.

В Йемене правительственная армия при поддержке авиации (в том числе американских БПЛА), артиллерии, танков и отрядов местного ополчения продолжают наступление на отряды исламистов на юго-востоке страны. На данном этапе главной целью наступающих войск является портовый город Шакра на побережье Аравийского моря, через который боевикам поступает оружие и боеприпасы, прибывают добровольцы из Пакистана и Сомали.

Десятки тысяч сторонников шиитской оппозиции участвовали 8-9 июня в антиправительственных демонстрациях в Бахрейне. Это были крупнейшие акции протеста в стране за последние недели. Они были спровоцированы новым задержанием известного местного правозащитника Н. Раджаба.

Правительство Афганистана и НАТО договорились разработать план новой международной миротворческой миссии в стране, которая под руководством альянса начнется после 2014 г., когда иностранные войска должны покинуть пределы Афганистана. Новая миссия не предполагает участия иностранных военных в боевых действиях, и будет решать задачи по подготовке и оказанию помощи афганским силовикам. В то же время генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен заявил, что точный график вывода войск западной коалиции из Афганистана будет зависеть от обстановки в стране.

7 июня лидеры стран-участниц ШОС подписали решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при этой организации (Турции предоставлен статус партнера по диалогу).

Президент Афганистана Х. Карзай на встрече с президентом России В. Путиным в Пекине высказал заинтересованность в том, чтобы наша страна принимала активное участие в афганских делах. В первую очередь, Х. Карзай назвал возможность для РФ участвовать в восстановлении экономики Афганистана, поскольку около 150 объектов в стране были построены при помощи СССР. Х. Карзай пообещал В. Путину создать в Афганистане режим наибольшего благоприятствования для российских инвесторов.

На минувшей неделе Пакистан продолжил начавшуюся 25 апреля серию испытаний ракетного оружия. 5 июня состоялось испытание крылатой ракеты Хатф-7 «Бабур», способной нести ядерный боезаряд на дальность до 700 км. Ракета считается высокоточным оружием и способна летать на низких высотах с огибанием рельефа местности.

Военный бюджет Пакистана на 2012-2013 финансовый год определен в 4,562 млрд долларов, что на 191 млн больше, чем в предшествующий период.

Вашингтон не планирует вводить ограничения на удары БПЛА по пакистанской территории. Глава Пентагона Л. Панетта заявил: США всегда предельно ясно давали понять, что будут защищать себя, отметив, что удары наносятся и в интересах народа Пакистана, который также «страдает» от действий боевиков. Белый дом на минувшей неделе подтвердил ликвидацию второго человека в иерархии «Аль-Каиды» А. Я. аль-Либи, уничтоженного в результате ракетного удара в пакистанской провинции Северный Вазиристан. США начинают терять терпение в отношении Пакистана, который позволяет афганским боевикам оставаться на его территории, заявил 7 июня Л. Панетта.

Представитель миссии США в МАГАТЭ Р. Вуд заявил, что Иран располагает запасами низкообогащенного урана, достаточными для создания нескольких ядерных бомб.

Россия поддерживает право Ирана на мирное использование атомной энергии и находится в постоянном контакте с Тегераном по иранской ядерной проблеме, заявил президент РФ В. Путин во время встречи в Пекине с президентом ИРИ М. Ахмадинежадом. Путин и Ахмадинежад договорились придать дополнительную динамику сотрудничеству России и Ирана в энергетической, финансовой и торгово-экономической сферах.

На переговорах в Вене МАГАТЭ и Иран не сумели завершить работу над соглашением о взаимодействии в прояснении вопросов, касающихся ядерной программы ИРИ и предполагаемых исследований в военной сфере.

На минувшей неделе власти Израиля сообщили о планах строитель-ства более 850 единиц жилья в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан, что вызвало критику в арабских странах и в мире.

Приложение

О территориальном споре между Ираном и ОАЭ

Среди конфликтов и территориально-пограничных споров между государствами зоны Персидского залива одним из наиболее острых и продолжительных остается спор между ОАЭ и Ираном о принадлежности трех небольших островов в восточной части Персидского залива недалеко от Ормузского пролива. Речь идет об островах Абу-Муса (площадь около 7 кв. км), Большой Томб (6 кв. км) и Малый Томб (1 кв. км). Значимость этих островов заключается в том, что владение ими позволяет лучше контролировать выход из Персидского залива в Аравийское море. В этой связи в Тегеране считают их своей «стратегической территорией», подчеркивают, что «притязания Ирана на три острова основываются не только на его исторических правах, но и на стратегической необходимости, с тем чтобы государство не испытывало постоянную угрозу. Географическое расположение островов в случае захвата их противником может помочь ему в проведении экономической блокады Ирана, ибо именно через Ормузский пролив перевозится на мировые рынки большая часть иранской нефти и других экспортных товаров, рав-но как и большая часть импорта в страну. Следовательно, эта «артерия жизни» должна быть сохранена нами, во что бы то ни стало».

Вопрос о территориальной принадлежности трех островов осложнен тем, что они расположены примерно на равном расстоянии и от побережья Ирана, и от берегов ОАЭ. К тому же вопрос о морских границах и разграничении прибрежных территорий государств зоны Залива все еще не имеет необходимой законодательной базы, что затрудняет урегулирование имеющихся территориально-пограничных споров.

Абу-Муса, Большой и Малый Томб издревле посещались и периодически заселялись как арабами, так и персами. В середине XX в. они были заселены арабами, выходцами из эмиратов Шарджа и Рас-эль-Хайма, вошедших позже в состав ОАЭ, а также Омана. Прибрежные шельфы островов богаты нефтью. После ухода англичан из зоны Персидского Залива в конце 1971 г., Иран предпринял решительные шаги по установлению контроля над спорными островами. Первоначально Тегеран заключил с эмиратом Шарджа соглашение о передаче Абу-Муса под иранский суверенитет, но с сохранением местной администрации. В то же время Ирану не удалось достичь аналогичного соглашения с эмиратом Рас-аль-Хайма в отношении Большого и Малого Томба, после чего иранские войска оккупировали оба острова, что вызвало резкие протесты в арабском мире. В Шардже был убит эмир Х. бен Мухаммед, подписавший соглашение с Ираном по острову Абу-Муса. Ставшие в декабре 1971 г. независимым государством, Объединенные Арабские Эмираты почти год отказывались установить дипломатические отношения с Ираном. Что касается Совета Безопасности ООН, то, рассмотрев в декабре 1971 г. вопрос о захвате Ираном островов в Заливе, он ограничился рекомендацией урегулировать проблему мирным путем, что было воспринято Тегераном как победа иранской дипломатии.

В 1992 г. Иран установил полный контроль над Абу-Муса, став фактически единовластным хозяином всех трех островов. В настоящее время они стали составной частью оборонительной системы ИРИ в Персидском заливе и Ормузском проливе. Здесь расположены иранские гарнизоны, военно-морская база, береговые батареи противокорабельных ракет, размещены ЗРК, а на Абу-Муса построен аэродром.

Превращение трех островов в иранские военные базы представляет, по мнению эмиратского руководства, реальную опасность как для страны, так и для судоходства в Персидском заливе. Во многом именно поэтому ОАЭ видят в лице Ирана своего главного потенциального противника, ищут и находят защиту у США и других ведущих стран Запада.

В настоящее время спор относительно островов занимает центральное место в ирано-эмиратских отношениях, накладывает отпечаток на весь комплекс двусторонних связей, является главным препятствием на пути развития политического диалога между Тегераном и Абу-Даби. Официальная точка зрения Объединенных Арабских Эмиратов состоит в том, что Большой и Малый Томб исторически принадлежат эмирату Рас-аль-Хайма, а Абу Муса – эмирату Шарджа. ОАЭ настаивают на признании своего суверенитета над островами и предлагают передать решение этой проблемы в Международный суд. Данную позицию Абу-Даби поддерживают остальные страны-члены ССАГПЗ. Свою поддержку ОАЭ в споре с Ираном выражает Лига арабских государств. Иран же обвиняет Великобританию в том, что она в ХIХ в. отторгла у него три острова, передав их эмиратам Договорного Омана, вошедшим затем в состав ОАЭ. В Тегеране полны решимости сохранить за собой эти территории. Бывший президент ИРИ Хашеми-Рафсанджани заявил в 1994 г.: «Иранские острова ОАЭ смогут заполучить, лишь переплыв через море крови».

Правительство ОАЭ регулярно выступает с требованиями к Ирану прекратить оккупацию трех островов, ликвидировать возведенные на них военные объекты и решить проблему мирным путем на основе международного права. В рамках ССАГПЗ был сформирован министерский комитет для выработки механизма ведения переговоров с Ираном по урегулированию территориального спора с ОАЭ. В него вошли представители Саудовской Аравии, Катара, Омана и генсек Совета Сотрудничества. Руководство ИРИ отказывается сотрудничать с этим комитетом, но в 2008 г. ИРИ и ОАЭ подписали соглашение о создании совместной комиссии для решения территориального спора. Иран, категорически исключая возможность возврата Эмиратам Абу-Мусы, Большого и Малого Томба, заявляет о готовности урегулировать про-блему мирным путем, но без обращения в Международный суд, начав дву-сторонние переговоры с ОАЭ без предварительных условий. Проблема трех спорных островов оказалась привязанной к вопросу о путях нормализации отношений между Ираном и ССАГПЗ. Причем в ряде случаев руководство Эмиратов было вынуждено «одергивать» своих аравийских партнеров, чтобы они не форсировали налаживание связей с ИРИ без увязывания с решением островного вопроса.

Что примечательно – наличие территориальной проблемы практически не затрагивает торгово-экономические аспекты отношений между ИРИ и ОАЭ, которые развиваются достаточно динамично, в первую очередь с эмиратом Дубай. Иран остается крупнейшим торговым партнером ОАЭ (25 проц эмиратского внешнеторгового оборота). Большую часть товарооборота составляет реэкспорт из ОАЭ в ИРИ западноевропейских, японских, южнокорейских, китайских и американских товаров – от готовых изделий до промышленного оборудования. Иранский капитал активно закрепляется в ОАЭ в торговле, транспорте и сфере услуг.

12 апреля с. г. президент Ирана М. Ахмадинежад посетил остров Абу-Муса, а 31 мая главкомом Корпуса страже исламской революции ИРИ генерал М. А. Джафари и командующий ВМС КСИР адмирал А. Фадави посетили острова Абу-Муса, Малый и Большой Томб. Эти визиты привели к очередной вспышке напряженности в ирано-эмиратских отношениях, вызвали резкий протест со стороны союзников ОАЭ по ССАГПЗ. Эмираты отозвали своего посла из Тегерана для консультаций и направили Ирану ноту протеста. В Абу-Даби поступок иранского президента назвали «вопиющим нарушением суверенитета ОАЭ над их территорией» и «помехой усилиям по поиску мирного разрешения конфликта вокруг иранской оккупации трех островов». Министры иностранных дел стран-членов ССАГПЗ провели экстренное заседание, на котором визит М. Ахмадинежада был расценен как провокационный, а остров Абу-Муса вновь назван «неотделимой частью ОАЭ».

Иранский МИД в ответ заявил, что посещение президентом одного из регионов его страны является «внутренним иранским делом», а Тегеран по-прежнему хочет развивать с Абу-Даби двусторонние отношения, преодолев «возможное недопонимание». Но затем Иран ужесточил свою риторику: глава МИД ИРИ А. А. Салехи заявил, что дела могут принять «очень сложный оборот», если арабские монархии не сбавят тон. «Мы надеемся, что противная сторона будет действовать с терпением, последовательностью, проницательностью и осторожностью касательного того недопонимания, которое может возникнуть, или дела могут принять очень сложный оборот», подчеркнул А. А. Салехи.

Следует подчеркнуть, что нынешнее состояние проблемы трех спор-ных островов в Персидском заливе Иран вполне устраивает. ИРИ полностью контролируют острова, уклоняется от переговорного процесса, но при этом поддерживает масштабные торгово-экономические связи с ОАЭ, использует широкие технологические и инвестиционные возможности, предоставляемые эмиратской стороной.

Таким образом, спор между Ираном и ОАЭ по вопросу о принадлежности трех островов не имеет перспективы быстрого решения, и еще в течение длительного периода времени будет негативно сказываться как на иранско-эмиратских отношениях, так и на общей ситуации в зоне Персидского залива.

Начало